Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Комбинированный урок географии по теме Что изучает физическая география ХМАО-Югра, 8-й класс - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Комбинированный урок географии по теме Что изучает физическая география ХМАО-Югра, 8-й класс


Автор(ы): Кранина Наталья Викторовна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: урок – введение.
Цели задачи:
  1. Познакомить школьников с особенностями нового курса.
  2. Представить источники географической информации (ИГИ) используемые при изучении нового курса.
  3. Пробудить интерес к познанию разнообразной и неповторимой природы родного края.
  4. Повторить ранее усвоенные приемы учебной работы.
  5. Способствовать закреплению умения отбирать нужные источники картографической информации и использовать их для практических целей.
Средства обучения: карты мира и Российской Федерации (политическая и физическая), ХМАО-Югра, атласы.
Методы и формы обучения: вводная беседа с элементами дискуссии, групповая практическая работа.
Основное содержание: особенности нового курса. Источники географической информации. Величие и красота русской природы, контрасты при движении с севера на юг. Актуальность географических знаний для человека и гражданина (рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности).
Практические задания:
  1. Повторение основных приёмов работы с географическими картами: (групповая работа).
  2. Знакомство с тематическими картами учебника и решение простейших задач.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
Вводная беседа.
Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца.

Краеведение - изучение, какого либо края, отдельной местности (со стороны их природы, истории, экономики).
Краеведение в системе школьного образования.

Начальная школа курс «Окружающий мир», в том числе краеведение

Основное общее образование – курсы:
5-11 класс «История», в том числе история ХМАО
5-7 класс «Искусство ремёсел Югры»
10-11 класс «История Югры»
8 класс «География ХМАО – Югра. Природа»
9 класс «География ХМАО – Югра. Население и хозяйство»
Сообщения учащихся по раннее полученным темам (на 3мин.)
Югра. Первое упоминание о Югре найдено в Лаврентьевской летописи 1096. «Югра» в XI – XV веках в русских летописях и исторических документах называлась территория, занимаемая хантами и манси, жившими на Полярном Урале и в Западной Сибири. Югрой в старину именовали также обских угров. Скорее всего это слово произошло от этнонима – самоназвания хантов и манси – угор, угры. Термин «югра» непосредственно связан лишь с северными хантами и манси. Но в последнее время этот термин все чаще относят ко всему северу Западно-Сибирского края, особенно к территории двух автономных округов Тюменской области – Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого. Этноним Югра закрепился в топонимии: Югорский пролив, Югорский шар, а также в метафорическом наименовании автономного округа — Югория, Югра. Окрестив жителей Северного Урала и Приобья «юграми», новгородцы тем самым закрепили в русском языке и название всего края Югра, Югория, Югорская земля. Даже дань, которую они собирали на протяжении четырех веков, именовалась «югорщиной».
Территория округа была известна новгородцам с XI в. как Югорская земля. Новгородские ушкуйники отправлялись сюда для пушного промысла и менового торга. Югра с XIII в. считалась волостью Великого Новгорода и выплачивала ему пушной ясак. С подчинением Новгорода Москве эта дань стала собираться в казну Московского государства.
Сибирь – пространство от Уральских гор до берегов Тихого океана. Впервые название упоминается у иранских авторов конца XIII века, на карте появилось в 1375 году. В XIII веке на берегах Иртыша возникло татарское ханство с названием Сибирь. Так же назывался и главный город этого ханства. В XV-XVI вв. это название относилось к территории между Уральским хребтом и р. Иртыш. Она была присоединена к Московскому государству в XVI в. Что касается происхождения названия Сибирь, то оно и поныне остается загадочным. На этот счет было высказано несколько мнений. Некоторые исследователи предполагали, что это искаженное слово «север». Шафарик производит слово Сибирь от Унского племени Сабиры или Себеры, которые были зауральского происхождения. Другие говорят, что оно появилось от слияния двух татарских слов: «сиб» (засыпай) и «ир» (земля) – «засыпающая земля».
Существует также мнение, что слово «Сибирь» происходит от монгольского «шибир», что значит «болото» или «сырая равнина, поросшая березняком». В русских летописях упоминание о «Сибирской земле» впервые появляется под 1406 год.
Знакомство с источниками географической информации:
  • Первым помощником в изучении географии для вас будет учебник (знакомство со структурой учебника).
  • Без карт географию изучать никак нельзя. Поэтому нам необходимы атласы и контурные карты (знакомство с атласом и к/к).
  • Дополнительную информацию о природе России можно получить из энциклопедий «Электронная энциклопедия ЮГРА», справочников, хрестоматий, СМИ, Интернета и др.
Знакомство с учебником. Структура, содержание.
Повторение основных приёмов работы с географическими картами: (фронтальная работа).
  • Как определить на географической карте стороны горизонта?
  • Что значит «читать карту»?
  • Что называют «легендой» карты.
  • По физической карте России определите, какие меридианы и параллели пересекают Россию.
  • Вспомните и назовите способы определения расстояний по географической карте.
Знакомство с тематическими картами учебника и решение простейших задач.
Цель работы: формирование умения отбирать нужные источники картографической информации и использовать их для практических целей.
Самостоятельно проведите анализ содержания карт учебника со стр. 3 по стр123. и заполните таблицу:
  • Уровень «А» - первые три колонки таблицы;
  • Уровень «В» - несколько строк третьей колонки;
  • Уровень «С» - таблицу полностьюж.
<...

Название карты округа Расположение в учебнике (страницы) Анализ содержания
1. Административная карта 1 форзац учебника Условные знаки данной карты дают возможность определить особенности административно-территориального устройства округа: количество районов, городов окружного подчинения, городов районного подчинении, поселков г.т., особенности транспортной системы, приграничные субъекты федерации.
2. Физическая 2 форзац учебника
3. Геологическое строение и полезные ископаемые 16
4. Абсолютные максимальные температуры воздуха 32
5. Среднемесячные температуры воздуха в январе и июле 32
6. Годовое количество осадков 37
7. Гидрографическая сеть
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2716

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340