Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Конспект урока по русскому языку в 5-м классе. Повторение по теме Синтаксис и пунктуация
Автор(ы): Бабаянц Наталья Александровна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - учебная: проверить знания и умения учащихся по синтаксису и пунктуации;
- развивающая: выработать умение делать выводы, развивать логическое мышление;
- воспитательная: учить школьников культуре речи и поведения.
Форма урока: урок-игра. Оборудование: ватман с контуром волшебной страны, карточки с названиями терминов, жетоны для участников, раздаточный материал, жетоны с изображением настроения, приложенеи 1. Ход урока 1. Организационный момент, объявление темы урока и его целей. Запись числа и темы в тетрадь. Знакомство учащихся с правилами. Учитель. Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Синтаксиса и Пунктуации. А какое путешествие может быть без карты? Но перед нашим уроком возникла непредвиденная ситуация: злой волшебник стер все условные обозначения, чтобы мы не могли попасть в эту замечательную страну. Что же делать? Не будем отчаиваться, ведь самое главное, что у нас есть – это наши знания и желание преодолевать различные трудности, поэтому мы с вами справимся с этим испытанием. Чтобы решить эту трудную задачу, мы разделимся на 3 команды. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. Победит та команда, у которой будет наибольшее количество жетонов. Важным условием будет соблюдение дисциплины. Всем понятно? Итак, мы начинаем! Во-первых, мы должны воссоздать все, что было ранее написано на карте. Сделать мы это сможем, отвечая на вопросы. Ответы и будут условными обозначениями на карте. 2. Работа по вопросам (повторение теоретического материала). По мере того, как ученики отвечают на вопросы, карта страны заполняется табличками с названиями. - Что изучается в синтаксисе?
- Какими бывают предложения по наличию грамматических основ?
- Какие предложения мы называем простыми?
- Какие предложения мы называем сложными?
- На какие группы делятся сложные предложения по способу соединения простых предложений?
- При помощи чего связаны простые предложения в БСП?
- На какие группы делится сложное союзное предложение?
Страна Синтаксиса и Пунктуации – волшебная страна, в ней много тайн, знаков и условных обозначений. Учитель. Давайте сейчас посмотрим на эти условные обозначения и скажем, что каждое из них означает (учитель показывает условные обозначения и по мере их определения помещает на карте страны): - грамматическая основа предложения;
- второстепенные члены предложения.
Вы справились со сложной задачей: смогли восстановить карту волшебной страны, и теперь мы можем путешествовать по ней. Но приключения на этом не закончились, волшебник приготовил нам много различных испытаний. 3. Словарная диктовка. На доске записаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся записывают их, комментируя орфограмму (по одному человеку от каждой команды). Синт…ксис, грам…атическая основа, предл…жение, чуде…ный, благ…дарю, разг…дать, пожалу…ста, об…единять, тиш…на. 4. Синтаксическая пятиминутка. Учитель читает предложения, а учащиеся определяют количество грамматических основ и вычерчивают схемы. (Ученик у доски). - Солнце садилось и косыми лучами освещало верхушку высокого дуба.
- Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.
Вопрос: какую роль выполняет союз И в 1 и во 2 предложении? 5. Физкультминутка. Учитель. Сейчас мы с вами проведем физкультминутку. Поскольку сегодня мы повторяем изученным материал из синтаксиса и пунктуации, то разминка будет связаны со знанием терминологии, которую мы используем. Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины: приставка, грамматическая основа, основа слова, словосочетание, имя существительное, обстоятельство, запятая, части речи, предложение. Задача учащихся: если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вправо, если же к другим разделам языка – влево. 6. Разбор сложных предложений, составление схем. Каждой команде выдаются карточки по БПС, СПП и ССП. - В ярком золоте день утопает, ручьи по оврагам шумят.
- Зацвели сады, и вся земля в саду побелела от лепестков яблонь.
- Всю ночь земля вязала кружевные узоры, чтобы принарядилась земля.
7. Расшифруйте схемы предложений. - [ ], а [ ].
- [ ],(когда …).
- А: “П”.
- “П”, - а.
- [О, …]!
8. Проверка знаний. Тест по теме “Синтаксис. Пунктуация” (взаимопроверка). /2/ Учащимся раздаются тестовые задания и бланки для ответов. На выполнение задания отводится 5 минут. После выполнения теста учащиеся обмениваются вариантами и проверяют работы. Ключ к тесту и критерии оценки учитель открывает на доске после завершения работы. Вариант 1 В клетку под номером задания впишите букву с правильным ответом. 1. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены): - А) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.
- Б) Сад отцветал и темнел.
- В) А дорога расстилается и шумит густая рожь.
- Г) Лучи солнца греют лицо и руки.
2. Укажите сложное предложение, части которого связаны интонационно: - А) Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль.
- Б) Дремлет лодочник у перевоза, обступила кругом тишина.
- Г) Все живое тянется к воде, и все вода дарит жизнь.
- Д) Солнце сияло и грело, но не пекло.
3. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена верно: - А) Музыка в траве приутихла.
- Б) Егорушка приподнялся и посмотрел вокруг себя.
- В) Летят над белым морем чайки, а даль туманная глуха.
- Г) У кумушки глаза и зубы разгорелись.
4 Укажите предложение, которое начинается со слов автора (знаки препинания не расставлены): - А) Делайте, что хотите отвечал им сухо Дубровский.
- Б) Ты бледна, Маша,...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 5257
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|