Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока по русскому языку в 5-м классе. Повторение по теме Синтаксис и пунктуация - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Конспект урока по русскому языку в 5-м классе. Повторение по теме Синтаксис и пунктуация


Автор(ы): Бабаянц Наталья Александровна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • учебная: проверить знания и умения учащихся по синтаксису и пунктуации;
  • развивающая: выработать умение делать выводы, развивать логическое мышление;
  • воспитательная: учить школьников культуре речи и поведения.
Форма урока: урок-игра.
Оборудование: ватман с контуром волшебной страны, карточки с названиями терминов, жетоны для участников, раздаточный материал, жетоны с изображением настроения, приложенеи 1.
Ход урока
1. Организационный момент, объявление темы урока и его целей. Запись числа и темы в тетрадь. Знакомство учащихся с правилами.
Учитель. Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Синтаксиса и Пунктуации. А какое путешествие может быть без карты?
Но перед нашим уроком возникла непредвиденная ситуация: злой волшебник стер все условные обозначения, чтобы мы не могли попасть в эту замечательную страну. Что же делать? Не будем отчаиваться, ведь самое главное, что у нас есть – это наши знания и желание преодолевать различные трудности, поэтому мы с вами справимся с этим испытанием.
Чтобы решить эту трудную задачу, мы разделимся на 3 команды. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. Победит та команда, у которой будет наибольшее количество жетонов. Важным условием будет соблюдение дисциплины. Всем понятно? Итак, мы начинаем!
Во-первых, мы должны воссоздать все, что было ранее написано на карте. Сделать мы это сможем, отвечая на вопросы. Ответы и будут условными обозначениями на карте.
2. Работа по вопросам (повторение теоретического материала). По мере того, как ученики отвечают на вопросы, карта страны заполняется табличками с названиями.
  1. Что изучается в синтаксисе?
  2. Какими бывают предложения по наличию грамматических основ?
  3. Какие предложения мы называем простыми?
  4. Какие предложения мы называем сложными?
  5. На какие группы делятся сложные предложения по способу соединения простых предложений?
  6. При помощи чего связаны простые предложения в БСП?
  7. На какие группы делится сложное союзное предложение?
Страна Синтаксиса и Пунктуации – волшебная страна, в ней много тайн, знаков и условных обозначений.
Учитель. Давайте сейчас посмотрим на эти условные обозначения и скажем, что каждое из них означает (учитель показывает условные обозначения и по мере их определения помещает на карте страны):
  • грамматическая основа предложения;
  • второстепенные члены предложения.
Вы справились со сложной задачей: смогли восстановить карту волшебной страны, и теперь мы можем путешествовать по ней. Но приключения на этом не закончились, волшебник приготовил нам много различных испытаний.
3. Словарная диктовка.
На доске записаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся записывают их, комментируя орфограмму (по одному человеку от каждой команды).
Синт…ксис, грам…атическая основа, предл…жение, чуде…ный, благ…дарю, разг…дать, пожалу…ста, об…единять, тиш…на.
4. Синтаксическая пятиминутка.
Учитель читает предложения, а учащиеся определяют количество грамматических основ и вычерчивают схемы. (Ученик у доски).
  1. Солнце садилось и косыми лучами освещало верхушку высокого дуба.
  2. Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.
Вопрос: какую роль выполняет союз И в 1 и во 2 предложении?
5. Физкультминутка.
Учитель. Сейчас мы с вами проведем физкультминутку. Поскольку сегодня мы повторяем изученным материал из синтаксиса и пунктуации, то разминка будет связаны со знанием терминологии, которую мы используем.
Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины: приставка, грамматическая основа, основа слова, словосочетание, имя существительное, обстоятельство, запятая, части речи, предложение. Задача учащихся: если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вправо, если же к другим разделам языка – влево.
6. Разбор сложных предложений, составление схем.
Каждой команде выдаются карточки по БПС, СПП и ССП.
  1. В ярком золоте день утопает, ручьи по оврагам шумят.
  2. Зацвели сады, и вся земля в саду побелела от лепестков яблонь.
  3. Всю ночь земля вязала кружевные узоры, чтобы принарядилась земля.
7. Расшифруйте схемы предложений.
  1. [ ], а [ ].
  2. [ ],(когда …).
  3. А: “П”.
  4. “П”, - а.
  5. [О, …]!
8. Проверка знаний. Тест по теме “Синтаксис. Пунктуация” (взаимопроверка). /2/
Учащимся раздаются тестовые задания и бланки для ответов. На выполнение задания отводится 5 минут. После выполнения теста учащиеся обмениваются вариантами и проверяют работы. Ключ к тесту и критерии оценки учитель открывает на доске после завершения работы.
Вариант 1
В клетку под номером задания впишите букву с правильным ответом.
1 2 3 4
1. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):
  • А) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.
  • Б) Сад отцветал и темнел.
  • В) А дорога расстилается и шумит густая рожь.
  • Г) Лучи солнца греют лицо и руки.
2. Укажите сложное предложение, части которого связаны интонационно:
  • А) Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль.
  • Б) Дремлет лодочник у перевоза, обступила кругом тишина.
  • Г) Все живое тянется к воде, и все вода дарит жизнь.
  • Д) Солнце сияло и грело, но не пекло.
3. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена верно:
  • А) Музыка в траве приутихла.
  • Б) Егорушка приподнялся и посмотрел вокруг себя.
  • В) Летят над белым морем чайки, а даль туманная глуха.
  • Г) У кумушки глаза и зубы разгорелись.
4 Укажите предложение, которое начинается со слов автора (знаки препинания не расставлены):
  • А) Делайте, что хотите отвечал им сухо Дубровский.
  • Б) Ты бледна, Маша,...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 5257

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340