Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему Количественные и порядковые числительные - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему Количественные и порядковые числительные


Автор(ы): Рылова Екатерина Леонидовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
Образовательная:

формирование знаний о грамматическом значении имени числительного как части речи;
совершенствование умения отличать числительные от других частей речи, связанных с понятием числа; формирование умения различать количественные и порядковые числительные по вопросам, значению, синтаксической роли в предложении.
Развивающая:
развитие мышления, логики, умения анализировать, выделять существенные признаки, делать общие выводы.
Воспитательная:
привитие уважения к людям разных профессий.
Тип урока: комбинированный (закрепление ранее изученного и изучение нового материала).
Оборудование: аудиозапись, таблица “Линия сравнения”, карточки с раздаточным материалом, дифференцированные тесты, шесть шляп, сигнальные кружки, учебник под редакцией М.М. Разумовской, С.И.Львовой, В.И. Капинос и др.

Ход урока

I. Организационный момент. Объявление темы урока.

– Ребята, мы продолжаем изучение имён числительных с целью формирования знаний об их значении, умения отличать их от других частей речи, связанных с понятием числа. Тема урока “Количественные и порядковые числительные”, давайте сформулируем основные цели урока.
(– Мы должны узнать, что обозначают, на какие вопросы отвечают количественные и порядковые числительные, как они изменяются.
– Должны научиться различать порядковые и количественные числительные).

II. Проверка домашнего задания.

Урок начнём с проверки одного из домашних заданий. Итогом работы в группах по шести направлениям (приём “Шесть шляп”) должно стать выступление. (На основе текста (Приложение 1) и упражнения 437 каждой из групп было дано задание).
Задания для групп.
Белая шляпа. Расскажите о числительном только определениями, фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.
Жёлтая шляпа. Расскажите, где и как используются числительные. Выделите, что хорошо, и объясните почему.
Чёрная шляпа. Выделите негативные моменты, проанализируйте их.
Зелёная шляпа. Ответьте на вопрос: что придумали бы люди, если бы не было числительных.
Красная шляпа. Расскажите, какие эмоции вызвала та или иная информация по теме “Имя числительное”. Не надо рассказывать почему. Эмоция – факт.
Синяя шляпа. Обобщите высказывания других шляп. Сделайте вывод.
– Лидеры групп, пожалуйста, расскажите классу о результатах работы.
(Выступление всех групп по порядку: белая шляпа, желтая шляпа, чёрная шляпа, зелёная шляпа, красная шляпа, синяя шляпа. Лидеры групп надевают шляпу соответствующего цвета, зачитывают задание, а затем – результат работы в группах).
– Спасибо, ребята, за работу. Из ваших выступлений (особенно группы красной шляпы) наметилось немало проблем. Попытаемся решить некоторые из них.

III. Грамматико – орфографическая пятиминутка.

Задание: из диктуемых мною слов записать только имена числительные, обозначив орфограммы. Записываем в два столбика: “знаю” – “сомневаюсь”.
Семидневный, трижды, шестнадцать, восемь, четырёхзначный, трёхэтажный, одиннадцать, пятак, пятнадцатый, утроить, шестиклассник, семьдесят, дважды.
– Самопроверка столбика “знаю”. (Итоги даны на обратной стороне доски, орфограммы обозначены сигнальными кружками). Обсуждение столбика “сомневаюсь”.

IV. Актуализация знаний.

Исследование материала.

– Из диктуемых слов вы выписывали имена числительные. Какие задачи вы должны были решить, выполняя это задание? ( Грамотно написать имена числительные; суметь отличить их от других частей речи, связанных с понятием числа; правильно определить значение, задать вопрос).
– А одинаковые ли выписанные числительные? Исследуем их по тем признакам, которые вы назвали.
Ребята исследуют выписанные числительные. Обсуждают полученные результаты в группе.

V. Формирование новых знаний и умений

1. Работа с таблицей “Линия сравнения”.

– Чтобы ещё лучше понять, в чём неоднородность выписанных числительных, составим небольшую сравнительную таблицу.
Давайте обсудим в группах, какие признаки мы запишем в середину таблицы “линия сравнения”. (Обсуждение в группах).
– Предложите свои варианты.
Всё, что предлагают дети, учитель записывает на доске в таблицу, далее идет обсуждение линии сравнения.
Полученный результат:
Линия сравнения
Вопрос
Значение
Изменение
Синтаксическая роль
– Ребята, у каждого из вас на партах есть отпечатанные таблицы. Проанализируйте числительные по выдвинутым признакам и впишите результат в таблицу.
Учащиеся индивидуально заполняют таблицу.
– Обсудите в паре, что у вас вышло. (Обсуждение полученных результатов в паре).
– Давайте разберём полученные результаты.
2. Работа с теоретическим материалом.
– Обратимся к теоретическому материалу в учебнике на с. 196. Внимательно прочитайте и впишите в таблицу зелёной пастой тот материал, который будет вами дополнен после ознакомления.
Учащиеся работают с теоретическим материалом.
– Давайте обсудим полученный результат.
Порядковые Линия сравнения Количественные
Какой?
Который?
Вопрос Сколько?
Порядок предметов при счёте Значение Количество предметов
По падежам
родам
числам
Изменение По падежам
Обычно определение Синтаксическая роль Любой член предложения

VI. Закрепление умений.

1.Выборочное списывание.

– Умение различать и находить количественные и порядковые числительные в текстах – одна из целей нашего урока.
Вернёмся к выступлению красной группы. При изучении материала по теме “Имя числительное” они испытали разные чувства, о чём нам и рассказали. Но у них не возникло такого чувства, как восхищение. Мы попытаемся его испытать, как весь мир 12 апреля 1961 года. Что произошло в этот день?
(Первый полёт человека в космос.)
– У меня в руках два текста об этом событии. Один – на цветной карточке, другой – на белой. Каким образом об одном и том же событии можно рассказать по-разному?
(– Можно образно, эмоционально, экспрессивно, воздействуя на чувства читателей, а можно предельно ясно и точно донести до читателей сообщаемую информацию, т. е. в разных стилях речи: художественном и научном).
– Ребята, кто желает поработать с текстом художественного стиля – берёт цветную карточку, а кто с текстом научного стиля – белую.
Задание для обеих карточек: выпишите из текста словосочетания в два столбика:
1) количественное числительное + существительное;
2) порядковое числительное + существительное.
(Ребята выбирают карточки и выполняют задание).
Текст на цветной карточке
12 апреля 1961 года от Земли отрывается первый человек, герой и любимец века. Стоя между небом и землёй, прежде чем войти в ракету, он только улыбнулся и поднял руки кверху.– До скорой встречи!
А когда раздалась последняя команда “Пуск” и ракета ринулась вверх, Гагарин
лихо, с чисто русским пренебрежением к тяготам и опасностям бросил своё знаменитое “Поехали!”, подбадривая не себя, а тех, кто остаётся.
Ракета, приподнятая столбом тугого пламени, тронулась с места...
“Взгляд мой остановился на часах. Стрелки показывали 9 часов 7 минут по московскому времени. Я услышал свист и всё нарастающий гул, почувствовал, как гигантская ракета задрожала всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвалась от стартового устройства”,— вспоминал позднее Гагарин.
В эти мгновения он уже не испытывал ни ошеломления, ни восторга. Всё было точным и размеренным в его сознании. Ему показалось странным: когда росли и росли перегрузки, с Земли голос Королёва ему сообщил, что прошло семьдесят секунд после взлёта. Он ответил бодро: “Самочувствие отличное. Всё хорошо”,— а сам подумал: “Неужели только семьдесят? Секунды длинные, как минуты”. Но тотчас утешился воспоминанием: “На центрифуге приходилось переносить и не такое”.
Мир вокруг него необычайно расширился: Гагарин чувствовал себя первым открывателем. И это не было преувеличен...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 7165

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340