Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему Количественные и порядковые числительные
Автор(ы): Рылова Екатерина Леонидовна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: Образовательная: формирование знаний о грамматическом значении имени числительного как части речи; совершенствование умения отличать числительные от других частей речи, связанных с понятием числа; формирование умения различать количественные и порядковые числительные по вопросам, значению, синтаксической роли в предложении. Развивающая: развитие мышления, логики, умения анализировать, выделять существенные признаки, делать общие выводы. Воспитательная: привитие уважения к людям разных профессий. Тип урока: комбинированный (закрепление ранее изученного и изучение нового материала). Оборудование: аудиозапись, таблица “Линия сравнения”, карточки с раздаточным материалом, дифференцированные тесты, шесть шляп, сигнальные кружки, учебник под редакцией М.М. Разумовской, С.И.Львовой, В.И. Капинос и др. Ход урока I. Организационный момент. Объявление темы урока. – Ребята, мы продолжаем изучение имён числительных с целью формирования знаний об их значении, умения отличать их от других частей речи, связанных с понятием числа. Тема урока “Количественные и порядковые числительные”, давайте сформулируем основные цели урока. (– Мы должны узнать, что обозначают, на какие вопросы отвечают количественные и порядковые числительные, как они изменяются. – Должны научиться различать порядковые и количественные числительные). II. Проверка домашнего задания. Урок начнём с проверки одного из домашних заданий. Итогом работы в группах по шести направлениям (приём “Шесть шляп”) должно стать выступление. (На основе текста (Приложение 1) и упражнения 437 каждой из групп было дано задание). Задания для групп. Белая шляпа. Расскажите о числительном только определениями, фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Жёлтая шляпа. Расскажите, где и как используются числительные. Выделите, что хорошо, и объясните почему. Чёрная шляпа. Выделите негативные моменты, проанализируйте их. Зелёная шляпа. Ответьте на вопрос: что придумали бы люди, если бы не было числительных. Красная шляпа. Расскажите, какие эмоции вызвала та или иная информация по теме “Имя числительное”. Не надо рассказывать почему. Эмоция – факт. Синяя шляпа. Обобщите высказывания других шляп. Сделайте вывод. – Лидеры групп, пожалуйста, расскажите классу о результатах работы. (Выступление всех групп по порядку: белая шляпа, желтая шляпа, чёрная шляпа, зелёная шляпа, красная шляпа, синяя шляпа. Лидеры групп надевают шляпу соответствующего цвета, зачитывают задание, а затем – результат работы в группах). – Спасибо, ребята, за работу. Из ваших выступлений (особенно группы красной шляпы) наметилось немало проблем. Попытаемся решить некоторые из них. III. Грамматико – орфографическая пятиминутка. Задание: из диктуемых мною слов записать только имена числительные, обозначив орфограммы. Записываем в два столбика: “знаю” – “сомневаюсь”. Семидневный, трижды, шестнадцать, восемь, четырёхзначный, трёхэтажный, одиннадцать, пятак, пятнадцатый, утроить, шестиклассник, семьдесят, дважды. – Самопроверка столбика “знаю”. (Итоги даны на обратной стороне доски, орфограммы обозначены сигнальными кружками). Обсуждение столбика “сомневаюсь”. IV. Актуализация знаний. Исследование материала. – Из диктуемых слов вы выписывали имена числительные. Какие задачи вы должны были решить, выполняя это задание? ( Грамотно написать имена числительные; суметь отличить их от других частей речи, связанных с понятием числа; правильно определить значение, задать вопрос). – А одинаковые ли выписанные числительные? Исследуем их по тем признакам, которые вы назвали. Ребята исследуют выписанные числительные. Обсуждают полученные результаты в группе. V. Формирование новых знаний и умений 1. Работа с таблицей “Линия сравнения”. – Чтобы ещё лучше понять, в чём неоднородность выписанных числительных, составим небольшую сравнительную таблицу. Давайте обсудим в группах, какие признаки мы запишем в середину таблицы “линия сравнения”. (Обсуждение в группах). – Предложите свои варианты. Всё, что предлагают дети, учитель записывает на доске в таблицу, далее идет обсуждение линии сравнения. Полученный результат: | Линия сравнения | | | Вопрос | | | Значение | | | Изменение | | | Синтаксическая роль | | – Ребята, у каждого из вас на партах есть отпечатанные таблицы. Проанализируйте числительные по выдвинутым признакам и впишите результат в таблицу. Учащиеся индивидуально заполняют таблицу. – Обсудите в паре, что у вас вышло. (Обсуждение полученных результатов в паре). – Давайте разберём полученные результаты. 2. Работа с теоретическим материалом. – Обратимся к теоретическому материалу в учебнике на с. 196. Внимательно прочитайте и впишите в таблицу зелёной пастой тот материал, который будет вами дополнен после ознакомления. Учащиеся работают с теоретическим материалом. – Давайте обсудим полученный результат. Порядковые | Линия сравнения | Количественные | Какой? Который? | Вопрос | Сколько? | Порядок предметов при счёте | Значение | Количество предметов | По падежам родам числам | Изменение | По падежам | Обычно определение | Синтаксическая роль | Любой член предложения | VI. Закрепление умений. 1.Выборочное списывание. – Умение различать и находить количественные и порядковые числительные в текстах – одна из целей нашего урока. Вернёмся к выступлению красной группы. При изучении материала по теме “Имя числительное” они испытали разные чувства, о чём нам и рассказали. Но у них не возникло такого чувства, как восхищение. Мы попытаемся его испытать, как весь мир 12 апреля 1961 года. Что произошло в этот день? (Первый полёт человека в космос.) – У меня в руках два текста об этом событии. Один – на цветной карточке, другой – на белой. Каким образом об одном и том же событии можно рассказать по-разному? (– Можно образно, эмоционально, экспрессивно, воздействуя на чувства читателей, а можно предельно ясно и точно донести до читателей сообщаемую информацию, т. е. в разных стилях речи: художественном и научном). – Ребята, кто желает поработать с текстом художественного стиля – берёт цветную карточку, а кто с текстом научного стиля – белую. Задание для обеих карточек: выпишите из текста словосочетания в два столбика: 1) количественное числительное + существительное; 2) порядковое числительное + существительное. (Ребята выбирают карточки и выполняют задание). Текст на цветной карточке 12 апреля 1961 года от Земли отрывается первый человек, герой и любимец века. Стоя между небом и землёй, прежде чем войти в ракету, он только улыбнулся и поднял руки кверху.– До скорой встречи! А когда раздалась последняя команда “Пуск” и ракета ринулась вверх, Гагарин лихо, с чисто русским пренебрежением к тяготам и опасностям бросил своё знаменитое “Поехали!”, подбадривая не себя, а тех, кто остаётся. Ракета, приподнятая столбом тугого пламени, тронулась с места... “Взгляд мой остановился на часах. Стрелки показывали 9 часов 7 минут по московскому времени. Я услышал свист и всё нарастающий гул, почувствовал, как гигантская ракета задрожала всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвалась от стартового устройства”,— вспоминал позднее Гагарин. В эти мгновения он уже не испытывал ни ошеломления, ни восторга. Всё было точным и размеренным в его сознании. Ему показалось странным: когда росли и росли перегрузки, с Земли голос Королёва ему сообщил, что прошло семьдесят секунд после взлёта. Он ответил бодро: “Самочувствие отличное. Всё хорошо”,— а сам подумал: “Неужели только семьдесят? Секунды длинные, как минуты”. Но тотчас утешился воспоминанием: “На центрифуге приходилось переносить и не такое”. Мир вокруг него необычайно расширился: Гагарин чувствовал себя первым открывателем. И это не было преувеличен...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 7165
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|