Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Конспект урока по русскому языку для 5-го класса. Повторение изученного о глаголе
Автор(ы): Калимуллина Миляуша Ансаровна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Повторение изученного о глаголе. Цели: - повторить изученное о глаголе;
- воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина;
- развивать мыслительную деятельность школьников;
- развлечь учеников.
Материалы: план-карта путешествия, нарисованная на доске или на бумаге; карточки с заданиями; несколько учеников, одетые героями сказок А. С. Пушкина (князь Гвидон, царь Салтан, ткачиха, повариха, Бабариха, Лебедь, Коршун, рыбак и рыбачка, царевна и королевич Елисей). Форма: урок-путешествие. Методы: беседа учителя, театрализованная игра. Ход урока. – Ребята, сегодня мы проведем с вами путешествие в страну “Глагол”. Эта страна очень большая. Она состоит из маленьких островов, каждый из которых имеет свое название. ( Учитель объясняет, откуда начинается путешествие и где кончается; говорит, на каких островах они остановятся). – А на чем мы будем путешествовать? Угадайте: Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах. – Из какой сказки этот отрывок? (– Из сказки о царе Салтане.) – А кто ее написал? (– А. С. Пушкин.) – Да, вы правильно угадали. На каждом острове мы будем встречаться с героями сказок Пушкина. Они будут давать вам задания и проверять ваши знания. – А теперь, давайте отправимся в путешествие. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах На поднятых парусах. – Ой, я вижу остров! Это остров согласования. – Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. Выходит князь Гвидон. – Добро пожаловать на Остров согласования, ребята! Наш остров очень красив и богат, но это остров больших испытаний. Чтобы поехать дальше, вы должны выполнить некоторые задания. Вот, возьмите-ка эти карточки и выполните задания. Задание: найдите глаголы. Каким членом предложения они являются? Как они согласуются с подлежащим? К ним народ навстречу валит, Хор церковный бога хвалит; В колымагах золотых Пышный двор встречает их; Все их громко величают И царевича венчают Княжьей шапкой, и главой Возглашают над собой. Задание: найдите неопределенную форму глагола. Как услышал царь-отец, Что донес ему гонец, В гневе начал он чудесить, И гонца хотел повесить Лебедь нас к тебе послала И наказом наказала Славный город твой хранить И дозором обходить. (Ребята выполняют задания.) – Молодцы, вы все знаете. Добрый путь вам, господа, По морю по Окияну К славному царю Салтану. “Приплывают” к другому острову. Выходят ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой. – Куда вы? Мы вас не пустим к царю Салтану. Выполните сначала задания. Задание: Определите вид выделенных глаголов. Какие действия (одновременные или последовательные) они обозначают? Смотрит: коршун в море тонет И не птичьим криком стонет, Лебедь около плывет, Злого коршуна клюет, Гибель близкую торопит, Бьет крылом и в море топит. Подождать она хотела До обеда, не стерпела, В руки яблочко взяла, К алым губкам поднесла, Потихоньку прокусила И кусочек проглотила. Под окном Гвидон сидит, Молча на море глядит: Не шумит оно, не хлещет, Лишь едва, едва трепещет, И в лазоревой дали Показались корабли. Вдруг она, моя душа, Пошатнулась не дыша, Белы руки опустила, Плод румяный уронила, Закатилися глаза, И она под образа Головой на лавку пала И тиха, недвижна стала. Ребята выполняют задание и проходят вглубь острова видов. Там они встречаются с царем Салтаном. Он угощает и провожает их. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. Видно, на море не тихо; Смотрит - видит дело лихо: Бьется лебедь средь зыбей, Коршун носится над ней. Вот уж когти распустил, Клев кровавый навострил… Лебедь (кричит): – Помогите! От злого коршуна спасите! – Как мы можем тебе помочь? – Выполните задания. Задание: найдите глаголы настоящего времени. Определите их лицо и число. Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. Корабельщики дивятся, На кораблике толпятся, На знакомом острову Чудо видят наяву. К морю лишь подходит он, Вот и слышит будто стон… Видно, на море не тихо; Смотрит – видит дело лихо: Бьется лебедь средь зыбей, Коршун носится над ней; Та бедняжка так и плещет, Воду вкруг мутит и хлещет… Задание: найдите глаголы будущего времени. Определите их лицо и число. Где-то вздуется бурливо Окиян, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснется в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря. “Не тужи, что за меня Есть не будешь ты три дня; Что стрела попала в море; Это горе – все не горе. Отплачу тебе добром, Сослужу тебе потом, Ввек тебя я не забуду: Ты найдешь меня повсюду.” Задание: найдите глаголы прошедшего времени. Определите их род и число. Тут он очень уменьшился, Шмелем князь оборотился, Полетел и зажужжал; Судно на море догнал, Потихоньку опустился На корму – и в щель забился. Тот уж когти распустил, Клев кровавый навострил… Но как раз стрела запела, В шею коршуна задела – Коршун в море кровь пролил, Лук царевич опустил. – Спасибо, вы меня спасли. Я укажу вам путь на Остров спряжений. На этом острове живут старик со старухой ( рыбак и рыбачка ). Учитель должен рассказать начало сказки: Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Выходят старик со старухой. Старик: – Я поймал золотую рыбку, но пожалел ее и отпустил обратно в море. И теперь моя старуха ругает меня. Старуха: – Дурачина ты, простофиля! Не умел взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто, Наше-то совсем развалилось. Учитель: – Да не беспокойтесь вы. Мы определим спряжения глаголов, и у вас сразу появится не только новое корыто, но и новый дом. Ведь это Остров спряжений. Да ведь ребята! – Да, да! Задание: найдите глаголы и определите их спряжение. Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. Пристают к заставе гости; Князь Гвидон зовет их в гости, Их он кормит и поит И ответ держать велит: “Чем вы, гости, торг ведете И куда теперь плывете?” В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут, ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 4979
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|