Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока по русскому языку для 5-го класса. Повторение изученного о глаголе - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Конспект урока по русскому языку для 5-го класса. Повторение изученного о глаголе


Автор(ы): Калимуллина Миляуша Ансаровна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Повторение изученного о глаголе.
Цели:
  • повторить изученное о глаголе;
  • воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина;
  • развивать мыслительную деятельность школьников;
  • развлечь учеников.
Материалы: план-карта путешествия, нарисованная на доске или на бумаге; карточки с заданиями; несколько учеников, одетые героями сказок А. С. Пушкина (князь Гвидон, царь Салтан, ткачиха, повариха, Бабариха, Лебедь, Коршун, рыбак и рыбачка, царевна и королевич Елисей).
Форма: урок-путешествие.
Методы: беседа учителя, театрализованная игра.
Ход урока.
– Ребята, сегодня мы проведем с вами путешествие в страну “Глагол”. Эта страна очень большая. Она состоит из маленьких островов, каждый из которых имеет свое название.
( Учитель объясняет, откуда начинается путешествие и где кончается; говорит, на каких островах они остановятся).
– А на чем мы будем путешествовать? Угадайте:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
– Из какой сказки этот отрывок?
(– Из сказки о царе Салтане.)
– А кто ее написал?
(– А. С. Пушкин.)
– Да, вы правильно угадали. На каждом острове мы будем встречаться с героями сказок Пушкина. Они будут давать вам задания и проверять ваши знания.
– А теперь, давайте отправимся в путешествие.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
– Ой, я вижу остров! Это остров согласования.
– Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Выходит князь Гвидон.
– Добро пожаловать на Остров согласования, ребята! Наш остров очень красив и богат, но это остров больших испытаний. Чтобы поехать дальше, вы должны выполнить некоторые задания. Вот, возьмите-ка эти карточки и выполните задания.
Задание: найдите глаголы. Каким членом предложения они являются? Как они согласуются с подлежащим?
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают
И царевича венчают
Княжьей шапкой, и главой
Возглашают над собой.
Задание: найдите неопределенную форму глагола.
Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить,
И гонца хотел повесить
Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
(Ребята выполняют задания.)
– Молодцы, вы все знаете.
Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану.
“Приплывают” к другому острову. Выходят ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой.
– Куда вы? Мы вас не пустим к царю Салтану. Выполните сначала задания.
Задание: Определите вид выделенных глаголов. Какие действия (одновременные или последовательные) они обозначают?
Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет,
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит.
Подождать она хотела
До обеда, не стерпела,
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила.
Под окном Гвидон сидит,
Молча на море глядит:
Не шумит оно, не хлещет,
Лишь едва, едва трепещет,
И в лазоревой дали
Показались корабли.
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала.
Ребята выполняют задание и проходят вглубь острова видов. Там они встречаются с царем Салтаном. Он угощает и провожает их.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Видно, на море не тихо;
Смотрит - видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней.
Вот уж когти распустил,
Клев кровавый навострил…
Лебедь (кричит):
– Помогите! От злого коршуна спасите!
– Как мы можем тебе помочь?
– Выполните задания.
Задание: найдите глаголы настоящего времени. Определите их лицо и число.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву.
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…
Видно, на море не тихо;
Смотрит – видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…
Задание: найдите глаголы будущего времени. Определите их лицо и число.
Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
“Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня;
Что стрела попала в море;
Это горе – все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом,
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду.”
Задание: найдите глаголы прошедшего времени. Определите их род и число.
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму – и в щель забился.
Тот уж когти распустил,
Клев кровавый навострил…
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела –
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил.
– Спасибо, вы меня спасли. Я укажу вам путь на Остров спряжений.
На этом острове живут старик со старухой ( рыбак и рыбачка ). Учитель должен рассказать начало сказки:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

Выходят старик со старухой.
Старик:
– Я поймал золотую рыбку, но пожалел ее и отпустил обратно в море. И теперь моя старуха ругает меня.
Старуха:
– Дурачина ты, простофиля!
Не умел взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем развалилось.
Учитель:
– Да не беспокойтесь вы. Мы определим спряжения глаголов, и у вас сразу появится не только новое корыто, но и новый дом. Ведь это Остров спряжений. Да ведь ребята!
– Да, да!
Задание: найдите глаголы и определите их спряжение.
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их он кормит и поит
И ответ держать велит:
“Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?”
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 4979

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340