Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Гражданское воспитание подростков - Классное руководство - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Классное руководство

Гражданское воспитание подростков


Автор(ы): Кольцова Екатерина Анатольевна, учитель информатики; Плетникова Татьяна Анатольевна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Применение метода проектов способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой, со взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности; не только достигается запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека.
Задача проектирования – сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности.
Серьезные изменения, происходящие сегодня во всех сферах социальной, политической и экономической жизни России, затрагивают широкий спектр отношений общества, государства и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех участвующих в них субъектов, с другой – дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих жизненных проблем.
Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности участников педагогического процесса в образовательных учреждениях и, прежде всего, в школе, где многие современные воспитательные задачи, в том числе связанные с воспитанием гражданина и патриота, уже не могут быть решены только традиционными средствами. В связи с этим необходимы научные исследования, касающиеся самой структуры отношений между педагогами и учащимися; между администрацией школы и родителями; между детьми, родителями и педагогами. Их основой должно стать сотрудничество и равноправное партнерство, создающее благоприятные условия для развития демократических начал в школе.
Нужен принципиально новый подход к организации всей педагогической работы с учащимися, направленный на их подготовку и включение в жизнь гражданского общества.
Под гражданским воспитанием понимается целенаправленное содействие подрастающему поколению в освоении ценностей гражданского общества.
Воспитание гражданина предполагает всестороннее развитие его личности. Чем выше уровень такого развития, тем эффективнее способна личность отстаивать свои конституционные права и ответственно выполнять обязанности. Гражданин проявляет себя, прежде всего, в своих взаимоотношениях с государством и с ближайшим социумом.
Основной целью гражданского воспитания является формирование гражданской нравственной позиции личности, способной нести моральную ответственность за свои решения, принятые с учетом существующей в данном обществе системы ценностей, а также с опорой на знание требований юридических законов и обретение опыта общественно-полезной деятельности.
Целенаправленное освоение подрастающим поколением нравственных ценностей, являющихся основой становления сознательного гражданина, объективно необходимо как для общества, так и для самого ребенка. В процессе специально организованного обучения и воспитания общество получает нравственно устойчивую личность, социально активного, в правовом и общекультурном плане грамотного и законопослушного гражданина государства. В то же время высокий уровень нравственного развития помогает ребенку ориентироваться в сложных социально-экономических проблемах, разбираться в общественно-политической жизни страны.
На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах и социальных институтах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Поиск новых средств и методов формирования творческой личности – созидателя нового общества, способного к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию, к свободному определению себя в профессии, в обществе, в культуре, как никогда обусловлен потребностями общества.
В связи с этим наибольшее значение приобретает поиск новых подходов в обучении и воспитании всестороннего развития личности школьников в образовательном процессе. Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность.

Гражданское воспитание подростков и адаптация их в со­временных условиях через освоение технологии проектной деятельности

Школа №22, согласно программе развития, – это школа гражданского воспитания, одной из задач которой является воспитание гражданина, умеющего адаптироваться в со­временном социуме. Для достижения поставленных задач ученики и учителя школы осваивают проектную деятельность не только в учебной, но и во внеклассной работе.
Применение метода проектов способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой, с взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности; не только достигается запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека. Воспитательная роль проектирования зависит от отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспитание любви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе.
Задача проектирования – сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности.
Именно с этих позиций и следует рассматривать участие школьников в конкурсе социально значимых инициатив школьников.

Проект «Мы в ответе за тех, кого приручили»

(2005 год, руководитель проекта классный руководитель 7 «Г» класс Плетникова Т.А.; соруководитель Кольцова Е.А., учитель информатики, член родительского комитета 7 «Г» класса)
  1. Данный проект предусматривает комплексный подход к воспитанию подростков. Ряд мероприятий, проводимых в ходе реализации проекта, направлен на воспитание и развитие в детях патриотического, нравственного, интеллектуального, физического и других аспектов.
  2. Четко прослеживаются взаимоотношения подростков, сотрудничество их со взрослыми людьми.
  3. Анкетирование, проведенное в классе, по завершении проекта, дает возможность судить о достижении целей проводимой деятельности.
1. Какие результаты реализованного проекта вы считаете главными?
Как улучшилось положение людей и животных, для которых вы делали проект?
Бездомные, обездоленные животных миниприютов не вымерли от холода и голода в зимнюю стужу, а находились в тепле и были накормлены.
  • Хозяевам было легче содержать обитателей своих мини-приютов.
  • Мы считаем, что люди чуть-чуть стали добрее, ответственнее «за тех, кого приручили»
  • Администрация города откликнулась на просьбы горожан и благотворительного Фонда защиты животных об открытии на территории города большого настоящего приюта для животных и уже выделила место для его строительства – хоть небольшая, но и наша заслуга в этом есть.
2. Чему вы научились благодаря проекту?
Научились
  1. правильно ухаживать за животными, лечить их.
  2. может быть, кто-нибудь из нас в будущем захочет стать ветеринаром, и в этом ему помог данный проект.
  3. мы научились мастерить собственными руками вольеры и клетки – работать молотком, ножовкой, напильником и другими инструментами; колоть дрова; приобрели настоящий опыт мужской работы.
  4. используя современные технические средства, мы научились делать информационные листки, календари, газеты, презентации и фильмы
  5. познакомились с профессией журналиста, кинолога, врача-ветеринара,
  6. свои творческие способности реализовали во время выступлений агитбригады.
  7. приобрели опыт общения со взрослыми людьми, руководителями предприятий,
  8. научились проводить агитационную работу, выступать с лекциями перед взрослыми людьми, детьми детских садов и сверстниками.
  9. приобрели навыки волонтерской работы.
  10. при реализации проекта нам пришлось выполнять различные виды работ, что дало нам возможность адаптироваться в любой жизненной ситуации
  11. мы воспитывали в себе силу воли, так как работа по обслуживанию животных не всегда интересна, приятна, и от нее не всегда можно получить удовольствие и удовлетворение.
  12. участие в проекте научило нас правильно и экономно расходовать деньги, выбирать из многообразия строительных материалов необходимые, лучшие,
  13. приобретен опыт закупки стройматериалов, продуктов питания, витаминов, медикаментов, канцтоваров и множительной техники (ксерокс, цифровой фотоаппарат),
  14. это все пригодится нам во взрослой жизни и позволит нам стать более самостоятельными.
3. Как изменилась жизнь вашего класса в результате участия в проекте?
  1. Мы стали дружнее, дисциплинированнее, ответственнее.
  2. Научились планировать свое свободное время, организовывать работу в школе, кружках и секциях, которые посещаем, что позволило классу оставаться на лидирующих позициях по учебе в школе, а некоторые смогли повысить свою успеваемость.
  3. Мы осуществили нашу мечту и всем классом побывать в музее под открытым небом «Томская писаница», прикоснулись к скалам, на которых сохранились изображения и рисунки древних людей, узнали историю древних жителей севера нашей области. Эти знания нам помогли на уроках истории, географии, истории русского искусства, мировой художественной культуры.
  4. Мы стали первым классом в нашей школе, который смог осуществить такое полезное, социально-значимое дело и стали примером для других учеников младших и даже, наверное, старших классов.
4. Что для тебя особенно значимо?
  1. В ходе реализации проекта мне понравилось то, что каждого из нас ничего не заставляли делать, но каждому что-то сделать хотелось обязательно.
  2. Каждому было дело.
  3. Каждый мог сделать то, что лучше всего умел или, наоборот, не умел, но хотел научиться.
  4. Здорово, что родители были рядом.
  5. Получил уроки добра и жестокости людей.
  6. Обрел взаимопонимание с папой.
  7. У меня нет отца, но меня учил строить будку отец Андрюхи.
В беседах с родителями выяснилось следующее.
Мы благодарны за то, что нам была предоставлена возможность
  • более глубоко вникнуть в дела и проблемы класса;
  • своих детей увидеть в другом свете;
  • блеснуть своими умениями;
  • побыть с сыном вместе;
  • научить ребят правильно обращаться с новыми строительными материалами;
  • побыть на свежем воздух;
  • быть ближе к своим детям;
  • отойти от домашних дел и забот;
  • увидеть нужды других людей и быть им хоть в чем-то полезным;
  • участвовать в таких делах, когда сын может проявить мужские качества;
Приведу некоторые высказывания родителей:
  • "И пусть в синей краске верстак и моя совсем не старая блузка, лицо моей дочери в синюю крапинку, дома не сварен ужин, зато я пообщалась с девчонками – подругами моей дочери, послушала "их" музыку, вернулась в молодость".
  • "Есть большегрузный транспорт – это единственное, чем могу помочь".
  • "Чем надо, тем и помогу – устал лежать на диване к верху пузом".
  • "Не перестаю удивляться жестокости людей с одной стороны, и сердоболию – с другой".
  • "Воспитание детей идет через дело: ты делай, я тебе помогу, а ты помоги мне…".
И опять вернусь к высказываниям детей.
"Подведя итоги задуманного нами и, главное, реализованного проекта, понимаю, что по-старому жить нельзя – хочется подвига! Может, еще придумаем проект?!"
И придумали!

Прект «Выпускники – школе»

(2007 год, руководители проекта – классные руководители 9 классов Лаптева Е.А., Мананко Л.М., Кругликова Н.А., Плетникова Т.А.)
Летом, когда в школе нет занятий, мы все равно часто бываем в школьном дворе: играем в футбол на поле, катаемся на велосипедах, играем в мяч, прыгаем и т.д. Через школьный двор ходят жители района, здесь гуляют мамы с малышами. Приятнее, когда парадный вход в школу утопает в зелени, на клумбах красуются яркие островки цветов…
А 1 сентября, когда все ученики, их родители, а особенно первоклассники, выстраиваются на линейку перед зданием школы, и без того приподнятое настроение улучшается, когда радуют глаз разноцветные клумбы ярких цветов.
В этом 2007 году мы заканчиваем основную школу, и, наверное, не все придут в 10 класс. А что говорить об одиннадцатиклассниках?!
Конечно же, им тоже хочется оставить о себе добрую память, положить начало доброй традиции. Поэтому мы предлагаем свой проект.
Участие в данном проекте показалось нам хорошей идеей: мы смогли бы оформить центральные клумбы перед школой и назвать их "Клумбами выпускников". Ведь есть у нас "Клумба первоклассников"! Да и наш город стал бы благоустроеннее и наряднее на радость всем.
Мы планируем сделать следующее:
  • провести тематические конкурсы рисунков, макетов, планов по оформлению и озеленению клумб перед центральным входом школы;
  • провести конкурс сочинений на тему: "Я знаю, саду цвесть";
  • организовать и провести акцию "Цветик – семицветик" по сбору семян;
  • изготовить ящики для рассады;
  • вырастить рассаду однолетних цветов;
  • вырастить цветы герани в горшках;
  • подготовить почву для посадки растений;
  • провести операцию "Многолетник" по сбору рассады многолетних цветов;
  • оформить клумбы в соответствии с выбранным проектом;
  • провести линейку "Эстафета поколений"
  • вести летопись реализации проекта.
А в результате выполненного проекта:
  1. Двор школы будет нарядным.
  2. У жителей нашего микрорайона, при виде цветущих клумб, будет улучшаться настроение.
  3. Молодые мамы могут знакомить детей с разнообразными цветами, их названиями, тем самым расширять кругозор малышей, учить бережному отношению к тому, что тебя окружает.
  4. У всех участников торжественной линейки, посвящённой "Дню знаний", особенно у первоклассников, останутся приятные воспоминания, запечатлённые на фотографиях.
  5. В школе появится еще одна добрая традиция.
  6. Совместная работа детских разновозрастных групп будет способствовать воспитанию толерантности: сделает более дружелюбными, терпимыми друг к другу, научит уважать другое мнение, организовывать совместный труд, помогать младшим, поможет почувствовать радость от труда для всеобщей пользы.
  7. Работа на свежем воздухе сделает нас более здоровыми, крепкими, трудолюбивыми.
  8. Создаст условия для развития чувства
    1. любви и бережного отношения к природе, к тому, что тебя окружает;
    2. уважения к чужому труду;
    3. гордости за свою школу, друг за друга;
    4. причастности к общему делу для блага всех.
  9. Расширит кругозор и углубит знания обучающихся в области общеобразовательных предметов: изобразительного искусства, черчения, русского языка и литературы, биологии; географии, технологии, экологии, экономики, ОБЖ;
  10. Научит нас соблюдать правила техники безопасности, норм санитарии и гигиены.
Мы считаем, что если нам удастся провести эту работу, то люди хоть немного станут добрее друг к другу, ответственнее и не будут безжалостно вырывать, выкапывать и вытаптывать цветы с клумб без надобности, выгуливать своих четвероногих друзей на школьном дворе. ШКОЛЬНЫЙ ДВОР действительно станет ДВОРОМ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ, МЕСТОМ, ГДЕ МОЖНО БУДЕТ ОТДЫХАТЬ В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ, ЛЮБОВАТЬСЯ ДЕЛОМ СВОИХ РУК И ГОРДИТЬСЯ СВОЕЙ ШКОЛОЙ!

Дискуссия «Ранние браки – за и против»

(2008 г., 11 «Б» класс классный руководитель Плетникова Т. А.)
Девиз.
Учись смотреть в глаза друг другу;
Учись друг друга понимать.
Не осуждай чужого мненья,
Умей другого понимать.
Цель: воспитание самостоятельности у обучающихся, как условия адаптации в современном обществе.
Задачи:
  • Дать понятие «готовность к браку».
  • Совершенствовать навыки:
    • общения,
    • оценки себя,
    • своей деятельности.
Методы.
  • Классические
    • словесный;
    • наглядный.
  • Методы из классификаций доктора пед. наук Мосолова Вячеслава Андреевича
    • диагностический;
    • метод формирования сознания (через рассказ, беседу, инструктаж);
    • метод формирования поведения (через правила игры – право голоса при наличии микрофона)
    • метод диалога-монолога (я, дети, приглашенные)
Форма: дискуссия с элементами психотехнической игры «Круг Джеффа».
Средства:
  • Аудиовизуальные;
  • Анкета детей и родителей;
  • Подборка тематических статей;
  • Диагностика.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Подготовительный этап
Назначение.
Включение ребят в деятельность.
1. Подбор материала:
  • иллюстративного (в/фильм «Ромео и Джульетта», рисунки)
  • информационного (выдержки из литературных произведений, газетных статей, высказывания известных людей)
2.Оформление кабинета.
3. Анкетирование родителей.
4. Приглашение к участию в дискуссии родителей, психолога, зав. ЗАГСом, врача.
I. Вводный этап
Назначение.
1. Создать эмоциональный настрой, увлечь темой разговора.
2. Обыгрывание эмблемы.
3. Демонстрация фрагмента фильма.
4. Знакомство с выдержками из прессы по теме разговора.
II. Основной этап
Назначение.
1. Обсуждение дискуссионных утверждений.
2. Знакомство с понятием « готовность к браку».
3. Накопление знаний будущего опыта для взрослой жизни
Вопросы для дискуссии. (В обсуждении участвуют также п...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2865

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340