Главная / Методические материалы / Классное руководство
Гражданское воспитание подростков
Автор(ы): Кольцова Екатерина Анатольевна, учитель информатики; Плетникова Татьяна Анатольевна, учитель физики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Применение метода проектов способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой, со взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности; не только достигается запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека. Задача проектирования – сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности. Серьезные изменения, происходящие сегодня во всех сферах социальной, политической и экономической жизни России, затрагивают широкий спектр отношений общества, государства и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех участвующих в них субъектов, с другой – дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих жизненных проблем. Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности участников педагогического процесса в образовательных учреждениях и, прежде всего, в школе, где многие современные воспитательные задачи, в том числе связанные с воспитанием гражданина и патриота, уже не могут быть решены только традиционными средствами. В связи с этим необходимы научные исследования, касающиеся самой структуры отношений между педагогами и учащимися; между администрацией школы и родителями; между детьми, родителями и педагогами. Их основой должно стать сотрудничество и равноправное партнерство, создающее благоприятные условия для развития демократических начал в школе. Нужен принципиально новый подход к организации всей педагогической работы с учащимися, направленный на их подготовку и включение в жизнь гражданского общества. Под гражданским воспитанием понимается целенаправленное содействие подрастающему поколению в освоении ценностей гражданского общества. Воспитание гражданина предполагает всестороннее развитие его личности. Чем выше уровень такого развития, тем эффективнее способна личность отстаивать свои конституционные права и ответственно выполнять обязанности. Гражданин проявляет себя, прежде всего, в своих взаимоотношениях с государством и с ближайшим социумом. Основной целью гражданского воспитания является формирование гражданской нравственной позиции личности, способной нести моральную ответственность за свои решения, принятые с учетом существующей в данном обществе системы ценностей, а также с опорой на знание требований юридических законов и обретение опыта общественно-полезной деятельности. Целенаправленное освоение подрастающим поколением нравственных ценностей, являющихся основой становления сознательного гражданина, объективно необходимо как для общества, так и для самого ребенка. В процессе специально организованного обучения и воспитания общество получает нравственно устойчивую личность, социально активного, в правовом и общекультурном плане грамотного и законопослушного гражданина государства. В то же время высокий уровень нравственного развития помогает ребенку ориентироваться в сложных социально-экономических проблемах, разбираться в общественно-политической жизни страны. На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах и социальных институтах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Поиск новых средств и методов формирования творческой личности – созидателя нового общества, способного к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию, к свободному определению себя в профессии, в обществе, в культуре, как никогда обусловлен потребностями общества. В связи с этим наибольшее значение приобретает поиск новых подходов в обучении и воспитании всестороннего развития личности школьников в образовательном процессе. Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность. Гражданское воспитание подростков и адаптация их в современных условиях через освоение технологии проектной деятельности Школа №22, согласно программе развития, – это школа гражданского воспитания, одной из задач которой является воспитание гражданина, умеющего адаптироваться в современном социуме. Для достижения поставленных задач ученики и учителя школы осваивают проектную деятельность не только в учебной, но и во внеклассной работе. Применение метода проектов способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой, с взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности; не только достигается запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека. Воспитательная роль проектирования зависит от отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспитание любви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе. Задача проектирования – сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности. Именно с этих позиций и следует рассматривать участие школьников в конкурсе социально значимых инициатив школьников. Проект «Мы в ответе за тех, кого приручили» (2005 год, руководитель проекта классный руководитель 7 «Г» класс Плетникова Т.А.; соруководитель Кольцова Е.А., учитель информатики, член родительского комитета 7 «Г» класса) - Данный проект предусматривает комплексный подход к воспитанию подростков. Ряд мероприятий, проводимых в ходе реализации проекта, направлен на воспитание и развитие в детях патриотического, нравственного, интеллектуального, физического и других аспектов.
- Четко прослеживаются взаимоотношения подростков, сотрудничество их со взрослыми людьми.
- Анкетирование, проведенное в классе, по завершении проекта, дает возможность судить о достижении целей проводимой деятельности.
1. Какие результаты реализованного проекта вы считаете главными? Как улучшилось положение людей и животных, для которых вы делали проект? Бездомные, обездоленные животных миниприютов не вымерли от холода и голода в зимнюю стужу, а находились в тепле и были накормлены. - Хозяевам было легче содержать обитателей своих мини-приютов.
- Мы считаем, что люди чуть-чуть стали добрее, ответственнее «за тех, кого приручили»
- Администрация города откликнулась на просьбы горожан и благотворительного Фонда защиты животных об открытии на территории города большого настоящего приюта для животных и уже выделила место для его строительства – хоть небольшая, но и наша заслуга в этом есть.
2. Чему вы научились благодаря проекту? Научились - правильно ухаживать за животными, лечить их.
- может быть, кто-нибудь из нас в будущем захочет стать ветеринаром, и в этом ему помог данный проект.
- мы научились мастерить собственными руками вольеры и клетки – работать молотком, ножовкой, напильником и другими инструментами; колоть дрова; приобрели настоящий опыт мужской работы.
- используя современные технические средства, мы научились делать информационные листки, календари, газеты, презентации и фильмы
- познакомились с профессией журналиста, кинолога, врача-ветеринара,
- свои творческие способности реализовали во время выступлений агитбригады.
- приобрели опыт общения со взрослыми людьми, руководителями предприятий,
- научились проводить агитационную работу, выступать с лекциями перед взрослыми людьми, детьми детских садов и сверстниками.
- приобрели навыки волонтерской работы.
- при реализации проекта нам пришлось выполнять различные виды работ, что дало нам возможность адаптироваться в любой жизненной ситуации
- мы воспитывали в себе силу воли, так как работа по обслуживанию животных не всегда интересна, приятна, и от нее не всегда можно получить удовольствие и удовлетворение.
- участие в проекте научило нас правильно и экономно расходовать деньги, выбирать из многообразия строительных материалов необходимые, лучшие,
- приобретен опыт закупки стройматериалов, продуктов питания, витаминов, медикаментов, канцтоваров и множительной техники (ксерокс, цифровой фотоаппарат),
- это все пригодится нам во взрослой жизни и позволит нам стать более самостоятельными.
3. Как изменилась жизнь вашего класса в результате участия в проекте? - Мы стали дружнее, дисциплинированнее, ответственнее.
- Научились планировать свое свободное время, организовывать работу в школе, кружках и секциях, которые посещаем, что позволило классу оставаться на лидирующих позициях по учебе в школе, а некоторые смогли повысить свою успеваемость.
- Мы осуществили нашу мечту и всем классом побывать в музее под открытым небом «Томская писаница», прикоснулись к скалам, на которых сохранились изображения и рисунки древних людей, узнали историю древних жителей севера нашей области. Эти знания нам помогли на уроках истории, географии, истории русского искусства, мировой художественной культуры.
- Мы стали первым классом в нашей школе, который смог осуществить такое полезное, социально-значимое дело и стали примером для других учеников младших и даже, наверное, старших классов.
4. Что для тебя особенно значимо? - В ходе реализации проекта мне понравилось то, что каждого из нас ничего не заставляли делать, но каждому что-то сделать хотелось обязательно.
- Каждому было дело.
- Каждый мог сделать то, что лучше всего умел или, наоборот, не умел, но хотел научиться.
- Здорово, что родители были рядом.
- Получил уроки добра и жестокости людей.
- Обрел взаимопонимание с папой.
- У меня нет отца, но меня учил строить будку отец Андрюхи.
В беседах с родителями выяснилось следующее. Мы благодарны за то, что нам была предоставлена возможность - более глубоко вникнуть в дела и проблемы класса;
- своих детей увидеть в другом свете;
- блеснуть своими умениями;
- побыть с сыном вместе;
- научить ребят правильно обращаться с новыми строительными материалами;
- побыть на свежем воздух;
- быть ближе к своим детям;
- отойти от домашних дел и забот;
- увидеть нужды других людей и быть им хоть в чем-то полезным;
- участвовать в таких делах, когда сын может проявить мужские качества;
Приведу некоторые высказывания родителей: - "И пусть в синей краске верстак и моя совсем не старая блузка, лицо моей дочери в синюю крапинку, дома не сварен ужин, зато я пообщалась с девчонками – подругами моей дочери, послушала "их" музыку, вернулась в молодость".
- "Есть большегрузный транспорт – это единственное, чем могу помочь".
- "Чем надо, тем и помогу – устал лежать на диване к верху пузом".
- "Не перестаю удивляться жестокости людей с одной стороны, и сердоболию – с другой".
- "Воспитание детей идет через дело: ты делай, я тебе помогу, а ты помоги мне…".
И опять вернусь к высказываниям детей. "Подведя итоги задуманного нами и, главное, реализованного проекта, понимаю, что по-старому жить нельзя – хочется подвига! Может, еще придумаем проект?!" И придумали! Прект «Выпускники – школе» (2007 год, руководители проекта – классные руководители 9 классов Лаптева Е.А., Мананко Л.М., Кругликова Н.А., Плетникова Т.А.) Летом, когда в школе нет занятий, мы все равно часто бываем в школьном дворе: играем в футбол на поле, катаемся на велосипедах, играем в мяч, прыгаем и т.д. Через школьный двор ходят жители района, здесь гуляют мамы с малышами. Приятнее, когда парадный вход в школу утопает в зелени, на клумбах красуются яркие островки цветов… А 1 сентября, когда все ученики, их родители, а особенно первоклассники, выстраиваются на линейку перед зданием школы, и без того приподнятое настроение улучшается, когда радуют глаз разноцветные клумбы ярких цветов. В этом 2007 году мы заканчиваем основную школу, и, наверное, не все придут в 10 класс. А что говорить об одиннадцатиклассниках?! Конечно же, им тоже хочется оставить о себе добрую память, положить начало доброй традиции. Поэтому мы предлагаем свой проект. Участие в данном проекте показалось нам хорошей идеей: мы смогли бы оформить центральные клумбы перед школой и назвать их "Клумбами выпускников". Ведь есть у нас "Клумба первоклассников"! Да и наш город стал бы благоустроеннее и наряднее на радость всем. Мы планируем сделать следующее: - провести тематические конкурсы рисунков, макетов, планов по оформлению и озеленению клумб перед центральным входом школы;
- провести конкурс сочинений на тему: "Я знаю, саду цвесть";
- организовать и провести акцию "Цветик – семицветик" по сбору семян;
- изготовить ящики для рассады;
- вырастить рассаду однолетних цветов;
- вырастить цветы герани в горшках;
- подготовить почву для посадки растений;
- провести операцию "Многолетник" по сбору рассады многолетних цветов;
- оформить клумбы в соответствии с выбранным проектом;
- провести линейку "Эстафета поколений"
- вести летопись реализации проекта.
А в результате выполненного проекта: - Двор школы будет нарядным.
- У жителей нашего микрорайона, при виде цветущих клумб, будет улучшаться настроение.
- Молодые мамы могут знакомить детей с разнообразными цветами, их названиями, тем самым расширять кругозор малышей, учить бережному отношению к тому, что тебя окружает.
- У всех участников торжественной линейки, посвящённой "Дню знаний", особенно у первоклассников, останутся приятные воспоминания, запечатлённые на фотографиях.
- В школе появится еще одна добрая традиция.
- Совместная работа детских разновозрастных групп будет способствовать воспитанию толерантности: сделает более дружелюбными, терпимыми друг к другу, научит уважать другое мнение, организовывать совместный труд, помогать младшим, поможет почувствовать радость от труда для всеобщей пользы.
- Работа на свежем воздухе сделает нас более здоровыми, крепкими, трудолюбивыми.
- Создаст условия для развития чувства
- любви и бережного отношения к природе, к тому, что тебя окружает;
- уважения к чужому труду;
- гордости за свою школу, друг за друга;
- причастности к общему делу для блага всех.
- Расширит кругозор и углубит знания обучающихся в области общеобразовательных предметов: изобразительного искусства, черчения, русского языка и литературы, биологии; географии, технологии, экологии, экономики, ОБЖ;
- Научит нас соблюдать правила техники безопасности, норм санитарии и гигиены.
Мы считаем, что если нам удастся провести эту работу, то люди хоть немного станут добрее друг к другу, ответственнее и не будут безжалостно вырывать, выкапывать и вытаптывать цветы с клумб без надобности, выгуливать своих четвероногих друзей на школьном дворе. ШКОЛЬНЫЙ ДВОР действительно станет ДВОРОМ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ, МЕСТОМ, ГДЕ МОЖНО БУДЕТ ОТДЫХАТЬ В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ, ЛЮБОВАТЬСЯ ДЕЛОМ СВОИХ РУК И ГОРДИТЬСЯ СВОЕЙ ШКОЛОЙ! Дискуссия «Ранние браки – за и против» (2008 г., 11 «Б» класс классный руководитель Плетникова Т. А.) Девиз. Учись смотреть в глаза друг другу; Учись друг друга понимать. Не осуждай чужого мненья, Умей другого понимать. Цель: воспитание самостоятельности у обучающихся, как условия адаптации в современном обществе. Задачи: - Дать понятие «готовность к браку».
- Совершенствовать навыки:
- общения,
- оценки себя,
- своей деятельности.
Методы. - Классические
- Методы из классификаций доктора пед. наук Мосолова Вячеслава Андреевича
- диагностический;
- метод формирования сознания (через рассказ, беседу, инструктаж);
- метод формирования поведения (через правила игры – право голоса при наличии микрофона)
- метод диалога-монолога (я, дети, приглашенные)
Форма: дискуссия с элементами психотехнической игры «Круг Джеффа». Средства: - Аудиовизуальные;
- Анкета детей и родителей;
- Подборка тематических статей;
- Диагностика.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Подготовительный этап Назначение. Включение ребят в деятельность. 1. Подбор материала: - иллюстративного (в/фильм «Ромео и Джульетта», рисунки)
- информационного (выдержки из литературных произведений, газетных статей, высказывания известных людей)
2.Оформление кабинета. 3. Анкетирование родителей. 4. Приглашение к участию в дискуссии родителей, психолога, зав. ЗАГСом, врача. I. Вводный этап Назначение. 1. Создать эмоциональный настрой, увлечь темой разговора. 2. Обыгрывание эмблемы. 3. Демонстрация фрагмента фильма. 4. Знакомство с выдержками из прессы по теме разговора. II. Основной этап Назначение. 1. Обсуждение дискуссионных утверждений. 2. Знакомство с понятием « готовность к браку». 3. Накопление знаний будущего опыта для взрослой жизни Вопросы для дискуссии. (В обсуждении участвуют также п...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2865
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|