Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа пропедевтического курса Введение в химию, 7-й класс - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Программа пропедевтического курса Введение в химию, 7-й класс


Автор(ы): Каюмова Антонина Николаевна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка.
Общее представление о новом школьном предмете учащиеся получают при изучении курса “Введение в химию”. Знания, получаемые учащимися на этом этапе обучения, служат решению задачи формирования у школьников первоначального, целостного представления о мире. В результате пропедевтической подготовки по химии учащиеся должны получить представления о составе вещества, а также первоначальные сведения о химических элементах, их символах, химических формулах, простых и сложных веществах. Яркие факты из истории открытий химических элементов, поиска способов создания новых соединений, неизвестных природе, сведения о необычных свойствах обычных веществ и разгадка причин проявления их удивительных свойств – всё это вызывает интерес у учащихся. Интерес к химии возникает и в том случае, когда учащиеся получают возможность самостоятельно выполнять химический эксперимент, проводить лабораторные исследования, приобретая умения и навыки работы с химической посудой, реактивами.
Знакомство учащихся с этими вопросами позволит в систематическом курсе химии обоснованно перейти к рассмотрению свойств веществ и химических явлений в свете учения о строении вещества.
Содержание курса “Введение в химию” должно быть ориентировано на обеспечение подготовки учащихся к изучению химии в 8 классе всех профилей.
Основные цели пропедевтического курса:
  1. Вооружить учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни.
  2. Формировать мотивации для сознательного выбора химико-биологического профиля обучения.
Задачи пропедевтического курса:
  1. Изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни для того, чтобы их правильно применять.
  2. Формировать у учащихся умения и навыки обращения с веществами, научить их выполнять простейшие исследования, соблюдая правила техники безопасности.
Тематическое планирование пропедевтического курса “Введение в химию”.
Тема урока Демонстрации Лабораторные опыты
Ведение. Предмет химии. (1 час).
1. Введение. Предмет химии. - Химические вещества нашего дома.- Таблицы с приёмами работы с лабораторным оборудованием. - Приёмы обращения с лабораторным оборудованием.- Первая помощь при несчастном случае в лаборатории.
Многообразие химических соединений в окружающем мире. (4 часа).
2. Чёрные и благородные металлы. Сплавы. Применение металлов и их сплавов. - Коллекции металлов и их сплавов.- Образование ржавчины.
- Посеребрение медной монеты.
- Изделия из алюминия.
- Взаимодействие сульфата меди с железом.
3. Неметаллы. Кислород. Водород. Углерод. Фтор. - Фильм “Неметаллы”.- Получение кислорода в лаборатории и опыты с ним.
- Фильм “Уголь – адсорбент”.
- Взаимодействие цинка с соляной кислотой.
4. Сложные вещества. Вода. Мел. Поваренная соль. Питьевая сода. - Взаимодействие воды с уксусной кислотой. - Нагревание воды.- Растворение поваренной соли.
- Измельчение мела.
5. Органические вещества. Глюкоза. Сахароза. Жиры. Белки. - Денатурация белка при нагревании. - Качественное определение глюкозы в соках..- Определение жира в семенах подсолнечника.
Химия и повседневная жизнь человека. (3 часа).
6. Химия и лекарства. - Спиртовой раствор йода.- Перманганат калия.
- Нашатырный спирт.
- Приготовление раствора перманганата калия для промывания ран.- Обработка края раны спиртовым раствором йода.
7. Вещества и материалы в нашем доме. - Коллекция пластмасс.- Коллекция стекла.
- Фильм “Применение пластмасс”.
8. Экология жилища и здоровье человека. - Фильм “Подросток и сигареты”.- Накопление пыли на одежде и мебели.
- Ртутный термометр.
Урок
Презентация
Актуальность темы:
Большое разнообразие всевозможных соков привлекает внимание детей и взрослых. Из рекламных роликов мы узнаем, что все соки – “кладовая витаминов”.
Правда это или нет, мы попытались выяснить практически, проведя, простые лабораторные опыты.
Цель: Формирование на базе усвоенных знаний здорового образа жизни..
Задачи:
  1. Обеспечение образовательных потребностей каждого ребенка с учетом его склонностей и интереса.
  2. Формирование интереса к исследовательской работе.
Средства обучения:
- таблицы - компьютер
- рисунки - диски - натуральные продукты - кассеты
- телевизор
Оборудование для лабораторных работ:
  1. ШТАТИВ С ПРОБИРКАМИ.
  2. СПИРТОВКА.
  3. ДЕРЖАТЕЛЬ ДЛЯ ПРОБИРОК.
  4. ПИПЕТКА.
  5. СОКОВЫЖЕМАЛКА.
Реактивы и материалы:
  1. ЯБЛОЧНИЙ СОК (свежеприготовленный и купленный в магазине).
  2. ДИСТИЛЛИРОВАННАЯ ВОДА.
  3. КРАХМАЛЬНЫЙ КЛЕЙСТР.
  4. РАСТВОР ЙОДА.
  5. РАСТВОР СУЛЬФАТА МЕДИ (II).
  6. РАСТВОР ГИДРООКСИДА НАТРИЯ.
Оформление класса:
  1. ПЛАКАТ
  2. НА ЭКРАНЕ:
    • ОРГАНИЧЕССКИЕ ВЕЩЕСТВА
    • ЗДОРОВЬЕ – ЭТО ТА ВЕРШИНА, КОТОРУЮ КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ПРЕОДОЛЕТЬ САМ.
    • КАФЕ “ЗДОРОВЬЕ”.
Ход урока
I. Организационный момент
I.I. Повторение пройденной темы:
  • Какие ошибки допущены при демонстрации опыта?
Учитель:
Показываю нагревание пробирки с водой на спиртовке. Будут допущены ошибки и учащиеся должны заметить их.
  • На какие группы делятся вещества?
Ответ:
Органические и неорганические вещества.
  • Какие вещества относятся к неорганическим, а какие вещества к органическим.
На столе:
- соль - железо
- сахар - витамины
- масло
Ответ:
Соль, железо – вещества неживой природы, сахар, масло и витамины – вещества живой природы.
Вопрос:
Какие вещества относятся к веществам живой природы или органическим веществам?
Ответ:
- белки
- жиры
- углеводы (крахмал, глюкоза, сахароза, клетчатка)
III. Изучение новой темы.
Сегодня наш класс превращается в исследовательскую лабораторию. Нам поручено определить содержание глюкозы в различных соках. И продолжаем наш химический практикум. Любое вещество можно определить с помощью качественной реакции.
1. Выполнение лабораторной работы.
ОПЫТ № 1.
“ОБНАРУЖЕНИЕ ГЛЮКОЗЫ В ЯБЛОЧНОМ СОКЕ”.
В пробирку налить 1 мл яблочного сока и добавить несколько капель раствора сульфата меди (II) (CuSO4) и несколько капель раствора гидроксида натрия (NaOH). Если раствор приобрел сине-фиолетовую окраску и при нагревании стал оранжево-красным, значит, продукт содержит глюкозу.
2. Выступление учащегося.
Глюкоза – основной источник энергии в живой клетке, поэтому она широко применяется в медицине при лечении самых различных заболеваний, особенно при общем истощении организма. Нервные клетки и клетки головного мозга работают только на глюкозе. Полученный из глюкозы сорбит используется при сахарном диабете в качестве заменителя сахара. В кондитерской промышленности глюкоза используется при изготовлении мармелада, карамели пряников
3. Беседа.
Какое отношение имеют зеркало, елочные игрушки к глюкозе?
Ответ:
Глюкоза применяется при изготовлении и елочных украшений.
Продолжаем исследования яблочного сока.
Учитель:
  • Для полноценного питания нужны не только белки, жиры и углеводы, ...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2771

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340