Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Программа пропедевтического курса Введение в химию, 7-й класс
Автор(ы): Каюмова Антонина Николаевна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка. Общее представление о новом школьном предмете учащиеся получают при изучении курса “Введение в химию”. Знания, получаемые учащимися на этом этапе обучения, служат решению задачи формирования у школьников первоначального, целостного представления о мире. В результате пропедевтической подготовки по химии учащиеся должны получить представления о составе вещества, а также первоначальные сведения о химических элементах, их символах, химических формулах, простых и сложных веществах. Яркие факты из истории открытий химических элементов, поиска способов создания новых соединений, неизвестных природе, сведения о необычных свойствах обычных веществ и разгадка причин проявления их удивительных свойств – всё это вызывает интерес у учащихся. Интерес к химии возникает и в том случае, когда учащиеся получают возможность самостоятельно выполнять химический эксперимент, проводить лабораторные исследования, приобретая умения и навыки работы с химической посудой, реактивами. Знакомство учащихся с этими вопросами позволит в систематическом курсе химии обоснованно перейти к рассмотрению свойств веществ и химических явлений в свете учения о строении вещества. Содержание курса “Введение в химию” должно быть ориентировано на обеспечение подготовки учащихся к изучению химии в 8 классе всех профилей. Основные цели пропедевтического курса: - Вооружить учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни.
- Формировать мотивации для сознательного выбора химико-биологического профиля обучения.
Задачи пропедевтического курса: - Изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни для того, чтобы их правильно применять.
- Формировать у учащихся умения и навыки обращения с веществами, научить их выполнять простейшие исследования, соблюдая правила техники безопасности.
Тематическое планирование пропедевтического курса “Введение в химию”. | Тема урока | Демонстрации | Лабораторные опыты | Ведение. Предмет химии. (1 час). | 1. | Введение. Предмет химии. | - Химические вещества нашего дома.- Таблицы с приёмами работы с лабораторным оборудованием. | - Приёмы обращения с лабораторным оборудованием.- Первая помощь при несчастном случае в лаборатории. | Многообразие химических соединений в окружающем мире. (4 часа). | 2. | Чёрные и благородные металлы. Сплавы. Применение металлов и их сплавов. | - Коллекции металлов и их сплавов.- Образование ржавчины. - Посеребрение медной монеты. - Изделия из алюминия. | - Взаимодействие сульфата меди с железом. | 3. | Неметаллы. Кислород. Водород. Углерод. Фтор. | - Фильм “Неметаллы”.- Получение кислорода в лаборатории и опыты с ним. - Фильм “Уголь – адсорбент”. | - Взаимодействие цинка с соляной кислотой. | 4. | Сложные вещества. Вода. Мел. Поваренная соль. Питьевая сода. | - Взаимодействие воды с уксусной кислотой. | - Нагревание воды.- Растворение поваренной соли. - Измельчение мела. | 5. | Органические вещества. Глюкоза. Сахароза. Жиры. Белки. | - Денатурация белка при нагревании. | - Качественное определение глюкозы в соках..- Определение жира в семенах подсолнечника. | Химия и повседневная жизнь человека. (3 часа). | 6. | Химия и лекарства. | - Спиртовой раствор йода.- Перманганат калия. - Нашатырный спирт. | - Приготовление раствора перманганата калия для промывания ран.- Обработка края раны спиртовым раствором йода. | 7. | Вещества и материалы в нашем доме. | - Коллекция пластмасс.- Коллекция стекла. - Фильм “Применение пластмасс”. | | 8. | Экология жилища и здоровье человека. | - Фильм “Подросток и сигареты”.- Накопление пыли на одежде и мебели. - Ртутный термометр. | | Урок Презентация Актуальность темы: Большое разнообразие всевозможных соков привлекает внимание детей и взрослых. Из рекламных роликов мы узнаем, что все соки – “кладовая витаминов”. Правда это или нет, мы попытались выяснить практически, проведя, простые лабораторные опыты. Цель: Формирование на базе усвоенных знаний здорового образа жизни.. Задачи: - Обеспечение образовательных потребностей каждого ребенка с учетом его склонностей и интереса.
- Формирование интереса к исследовательской работе.
Средства обучения: - таблицы | - компьютер | | - рисунки | - диски - натуральные продукты | - кассеты | - телевизор | | | Оборудование для лабораторных работ: - ШТАТИВ С ПРОБИРКАМИ.
- СПИРТОВКА.
- ДЕРЖАТЕЛЬ ДЛЯ ПРОБИРОК.
- ПИПЕТКА.
- СОКОВЫЖЕМАЛКА.
Реактивы и материалы: - ЯБЛОЧНИЙ СОК (свежеприготовленный и купленный в магазине).
- ДИСТИЛЛИРОВАННАЯ ВОДА.
- КРАХМАЛЬНЫЙ КЛЕЙСТР.
- РАСТВОР ЙОДА.
- РАСТВОР СУЛЬФАТА МЕДИ (II).
- РАСТВОР ГИДРООКСИДА НАТРИЯ.
Оформление класса: - ПЛАКАТ
- НА ЭКРАНЕ:
- ОРГАНИЧЕССКИЕ ВЕЩЕСТВА
- ЗДОРОВЬЕ – ЭТО ТА ВЕРШИНА, КОТОРУЮ КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ПРЕОДОЛЕТЬ САМ.
- КАФЕ “ЗДОРОВЬЕ”.
Ход урока I. Организационный момент I.I. Повторение пройденной темы: - Какие ошибки допущены при демонстрации опыта?
Учитель: Показываю нагревание пробирки с водой на спиртовке. Будут допущены ошибки и учащиеся должны заметить их. - На какие группы делятся вещества?
Ответ: Органические и неорганические вещества. - Какие вещества относятся к неорганическим, а какие вещества к органическим.
На столе: - соль | - железо | - сахар | - витамины | - масло | | Ответ: Соль, железо – вещества неживой природы, сахар, масло и витамины – вещества живой природы. Вопрос: Какие вещества относятся к веществам живой природы или органическим веществам? Ответ: - белки - жиры - углеводы (крахмал, глюкоза, сахароза, клетчатка) III. Изучение новой темы. Сегодня наш класс превращается в исследовательскую лабораторию. Нам поручено определить содержание глюкозы в различных соках. И продолжаем наш химический практикум. Любое вещество можно определить с помощью качественной реакции. 1. Выполнение лабораторной работы. ОПЫТ № 1. “ОБНАРУЖЕНИЕ ГЛЮКОЗЫ В ЯБЛОЧНОМ СОКЕ”. В пробирку налить 1 мл яблочного сока и добавить несколько капель раствора сульфата меди (II) (CuSO4) и несколько капель раствора гидроксида натрия (NaOH). Если раствор приобрел сине-фиолетовую окраску и при нагревании стал оранжево-красным, значит, продукт содержит глюкозу. 2. Выступление учащегося. Глюкоза – основной источник энергии в живой клетке, поэтому она широко применяется в медицине при лечении самых различных заболеваний, особенно при общем истощении организма. Нервные клетки и клетки головного мозга работают только на глюкозе. Полученный из глюкозы сорбит используется при сахарном диабете в качестве заменителя сахара. В кондитерской промышленности глюкоза используется при изготовлении мармелада, карамели пряников 3. Беседа. Какое отношение имеют зеркало, елочные игрушки к глюкозе? Ответ: Глюкоза применяется при изготовлении и елочных украшений. Продолжаем исследования яблочного сока. Учитель: - Для полноценного питания нужны не только белки, жиры и углеводы, ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2771
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|