Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока по русскому языку для подготовки к ГИА в 9-м классе на тему Правописание Ь иЪ. Обобщение материала - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Конспект урока по русскому языку для подготовки к ГИА в 9-м классе на тему Правописание Ь иЪ. Обобщение материала


Автор(ы): Шереметьева Тамара Алексеевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ЦЕЛИ:
  • вспомнить различные функции Ь знака;
  • повторить правописание Ъ и Ь разделительных знаков,
  • написание Ь знака после шипящих;
  • падежные окончания прилагательных и существительных,
  • корни с чередованием;
  • продолжить работу над развитием связной речи учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютерная программа Фраза; перфокарты; тетради для теоретических материалов, карточки, тесты.
ХОД УРОКА
Повторение материалов по орфографии.

Работа у компьютера (2 чел.)
.
Подготовка к связному ответу у доски на тему Корни с чередованием.
Фронтальный опрос:
  • какой раздел науки о языке мы повторяем?
  • как связан этот раздел с другими, например, с составом слова, морфологией?
  • что необходимо учитывать, чтобы проверить безударную гласную в корне?
Перед вами перфокарта на это правило, используя знания, выполните ее;
(выполненные задания проверяют ассистенты);
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕРФОКАРТЫ:
На собран:, к станц..,, в ине:, о гении:, к Дарь:, о Марь:, для Мари:, в гармон:, на постельк:, в постел:, в издании:, об имен:, в варень:, на экскурсии:, в планетар: .
Диктант с грамматическим заданием; написать словосочетания, графически объяснить написание орфограмм:

Выбирает рисунок в альбоме, растет на грядке крыжовник, выжигает на фанере, приминать траву около дороги; мокнет под дождем в аллее; выращивает картофель в огороде; заровнять яму у акации, сплавлять лес по речке;

В это время 2 ученика выполняют задание повышенной сложности по карточке с графическим объяснением написания;
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КАРТОЧКИ:
Соч:тать (не)соч:таемое, бл:стательное пре:п:л:жжение, по:ск:кать к зар:слям бл:стящих к:мышей, зем:реть от оз:ривш:й меня бл:стящей мысли, зан:мат?ся ср:внительным анализом, выч:тать пре:пол:га:мую скмму, выр:внять д:рожку в зар:слях с:рен:, разб:ри сложное предл:жжение и выб:ри из него отн:сит:льные пр:л:гательные.
Слушаем связный ответ и оцениваем (по правилу Пять П).
Работа по теме урока.
Сообщение темы и цели урока.
Работа с тетрадями для теоретических материалов:
а) какие функции выполняют буквы Ъ и Ь знаки?
Запись в тетрадь для теоретических материалов:
- Ъ употребляется только в функции разделительного знака;
- буква Ь может употребляться:

в качестве для обозначения для обозначения
разделительного; мягкости грамматической формы.
предшествующего
согласного;
б) когда Ъ выступает в функции разделительного знака?
Запись в тетрадь для теоретических материалов (эти положения должны быть записаны, если нет, записать):
1) после приставок на согл. перед буквами Е,Е,Ю,Я.
2) после иноязычных морфем контр-, транс-, пан-, фельд- пред Е,Е,Ю,Я: фельдъегерь, трансъевропейский;
3) в сложных словах после чисел двух-, трех-, четырех-: трехъярусный, четырехъязычный;
4) после приставок на согласные перед гласными а, о, у, э и в сложносокращенных словах Ъ не пишется: безапелляционный, разохаться, контрудар, иняз.
в) при каких условиях буква Ь выступает в роли разделительного?
Запись:
  1. в корне или после корня перед Е, Е, Ю, Я, И: интерьер, вьется, вьюга, лисья;
  2. в некоторых иноязычных словах перед буквой О: медальон, почтальон.
Закрепление по повторенному материалу:
1) Диктант с грамматическим заданием: записать слова в 2 столбика (Ъ и Ь знаки), графически объяснив орфограммы.
Карьера, поет, контратака, по-заячьи, инъекция, въедливый, гнездовье, четырехъярусный, лосьон, детясли, адъютант, семью, печью, отэкзаменовать, волчьего, вьюжный, субъективный, сэкономить, главювелирторг.
2)Работа с тестом на данное правило.
А)
Укажите слово, в котором пишется Ъ.
1) медвеж:я лапа
2) л:ется песня
3) с:емка фильма
4) птич:и следы
Б) Укажите слово, в котором пишется Ь.
1) трех:ярусный
2) об:ятия
3) раз:ухабистый
4) кур:ер
В) Укажите строку, в которой во всех словах пишется Ъ.
1) двух:осный, сверх:интересный, под:емник
2) об:ектив, двух:ярдовый, без:ядерный
3) фел:етон, из:ян, кинос:емка
4) необ:яснимый, в:южный, б:ется
Г) Укажите предложение, в котором допущена орфографическая ошибка.
1) Сильный ветер срывал с деревьев пожухлые листья.
2) Я подъехал к павильону и стал ждать курьера.
3) Друзья жили на втором этаже трехъэтажного дома.
4) Братишке купили трехколесный велосипед.
Тест проверяется учениками-ассистентами, выясняются и объясняются допущенные ошибки.

IV
. Продолжение работы по теме урока.

- Когда Ь используется для обозначения мягкости согласных?
- Когда Ь для обозначения мягкости согласных не используется?
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ ДЛЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ:
Ь обозначает мягкость согласных:
  • в конце слова (прорубь, сталь);
  • в середине слова перед твердым согласным (нянька, молотьба);
  • в середине слова перед мягким согласным, если при изменении слова этот согласный становится твердым (коньки - коньков, возьми - возьму);
для обозначения мягкости Л: (бальзам, сельдь);
Ь не пишется:
- между ЛЛ (аллея) и между НН (ранний),
- в буквенных сочетаниях ЧН, ЧК, НЧ, РЧ, ЩН, НЩ;
(
банщик, венчик);
- в прилагательных с суффиксом -ск-, если они образованы от сущ., которые оканчиваются на Ь (зверь - зверский).
СЛОВАРЬ: кухонь, кухонька, январский.

V
. Закрепление по данному материалу.

Выборочный диктант.

Задание: выписать слова, в которых мягкий знак используется для обозначения мягкости, устно объяснить условия выбора:
Соловьиный, дядька, дочерьми, декабрьский, тюменский, клянчить, параллельный, павильон, брошь, льстец, верфь, интерьер, вальдшнеп, растянулись, вишенка, песенка, дичь.
- Какую роль играет Ь в словах дичь, брошь?
- В каких грамматических формах употребляется Ь?
VI
. Продолжение работы по теме урока:

Работа с учебником. Анализируя примеры из упражнений, пользуемся таблицей, которая была составлена ранее (7 класс). Если ее не было, составляем таблицу Употребление Ь после для обозначения грамматической формы слова.

Части речи Ь пишется Ь не пишется
Имя сущ. В форме З склонения: помощь, роскошь, В других формах (не 3 скл.) товарищ, задач, с крыш,
Имя прилагательное В краткой форме: могуч, певуч, хорош, жгуч.
Имя числительное От 5 до 20,30- на конце чи...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 5386

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340