Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ЦЕЛИ: вспомнить различные функции Ь знака; повторить правописание Ъ и Ь разделительных знаков, написание Ь знака после шипящих; падежные окончания прилагательных и существительных, корни с чередованием; продолжить работу над развитием связной речи учащихся. ОБОРУДОВАНИЕ: компьютерная программа Фраза; перфокарты; тетради для теоретических материалов, карточки, тесты. ХОД УРОКА Повторение материалов по орфографии. Работа у компьютера (2 чел.). Подготовка к связному ответу у доски на тему Корни с чередованием. Фронтальный опрос: - какой раздел науки о языке мы повторяем?
- как связан этот раздел с другими, например, с составом слова, морфологией?
- что необходимо учитывать, чтобы проверить безударную гласную в корне?
Перед вами перфокарта на это правило, используя знания, выполните ее; (выполненные задания проверяют ассистенты); МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕРФОКАРТЫ: На собран:, к станц..,, в ине:, о гении:, к Дарь:, о Марь:, для Мари:, в гармон:, на постельк:, в постел:, в издании:, об имен:, в варень:, на экскурсии:, в планетар: . Диктант с грамматическим заданием; написать словосочетания, графически объяснить написание орфограмм: Выбирает рисунок в альбоме, растет на грядке крыжовник, выжигает на фанере, приминать траву около дороги; мокнет под дождем в аллее; выращивает картофель в огороде; заровнять яму у акации, сплавлять лес по речке; В это время 2 ученика выполняют задание повышенной сложности по карточке с графическим объяснением написания; МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КАРТОЧКИ: Соч:тать (не)соч:таемое, бл:стательное пре:п:л:жжение, по:ск:кать к зар:слям бл:стящих к:мышей, зем:реть от оз:ривш:й меня бл:стящей мысли, зан:мат?ся ср:внительным анализом, выч:тать пре:пол:га:мую скмму, выр:внять д:рожку в зар:слях с:рен:, разб:ри сложное предл:жжение и выб:ри из него отн:сит:льные пр:л:гательные. Слушаем связный ответ и оцениваем (по правилу Пять П). Работа по теме урока. Сообщение темы и цели урока. Работа с тетрадями для теоретических материалов: а) какие функции выполняют буквы Ъ и Ь знаки? Запись в тетрадь для теоретических материалов: - Ъ употребляется только в функции разделительного знака; - буква Ь может употребляться: в качестве | для обозначения | для обозначения | разделительного; | мягкости | грамматической формы. | предшествующего | | | согласного; | | | б) когда Ъ выступает в функции разделительного знака? Запись в тетрадь для теоретических материалов (эти положения должны быть записаны, если нет, записать): 1) после приставок на согл. перед буквами Е,Е,Ю,Я. 2) после иноязычных морфем контр-, транс-, пан-, фельд- пред Е,Е,Ю,Я: фельдъегерь, трансъевропейский; 3) в сложных словах после чисел двух-, трех-, четырех-: трехъярусный, четырехъязычный; 4) после приставок на согласные перед гласными а, о, у, э и в сложносокращенных словах Ъ не пишется: безапелляционный, разохаться, контрудар, иняз. в) при каких условиях буква Ь выступает в роли разделительного? Запись: - в корне или после корня перед Е, Е, Ю, Я, И: интерьер, вьется, вьюга, лисья;
- в некоторых иноязычных словах перед буквой О: медальон, почтальон.
Закрепление по повторенному материалу: 1) Диктант с грамматическим заданием: записать слова в 2 столбика (Ъ и Ь знаки), графически объяснив орфограммы. Карьера, поет, контратака, по-заячьи, инъекция, въедливый, гнездовье, четырехъярусный, лосьон, детясли, адъютант, семью, печью, отэкзаменовать, волчьего, вьюжный, субъективный, сэкономить, главювелирторг. 2)Работа с тестом на данное правило. А) Укажите слово, в котором пишется Ъ. 1) медвеж:я лапа 2) л:ется песня 3) с:емка фильма 4) птич:и следы Б) Укажите слово, в котором пишется Ь. 1) трех:ярусный 2) об:ятия 3) раз:ухабистый 4) кур:ер В) Укажите строку, в которой во всех словах пишется Ъ. 1) двух:осный, сверх:интересный, под:емник 2) об:ектив, двух:ярдовый, без:ядерный 3) фел:етон, из:ян, кинос:емка 4) необ:яснимый, в:южный, б:ется Г) Укажите предложение, в котором допущена орфографическая ошибка. 1) Сильный ветер срывал с деревьев пожухлые листья. 2) Я подъехал к павильону и стал ждать курьера. 3) Друзья жили на втором этаже трехъэтажного дома. 4) Братишке купили трехколесный велосипед. Тест проверяется учениками-ассистентами, выясняются и объясняются допущенные ошибки. IV. Продолжение работы по теме урока. - Когда Ь используется для обозначения мягкости согласных? - Когда Ь для обозначения мягкости согласных не используется? ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ ДЛЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ: Ь обозначает мягкость согласных: - в конце слова (прорубь, сталь);
- в середине слова перед твердым согласным (нянька, молотьба);
- в середине слова перед мягким согласным, если при изменении слова этот согласный становится твердым (коньки - коньков, возьми - возьму);
для обозначения мягкости Л: (бальзам, сельдь); Ь не пишется: - между ЛЛ (аллея) и между НН (ранний), - в буквенных сочетаниях ЧН, ЧК, НЧ, РЧ, ЩН, НЩ; (банщик, венчик); - в прилагательных с суффиксом -ск-, если они образованы от сущ., которые оканчиваются на Ь (зверь - зверский). СЛОВАРЬ: кухонь, кухонька, январский. V. Закрепление по данному материалу. Выборочный диктант. Задание: выписать слова, в которых мягкий знак используется для обозначения мягкости, устно объяснить условия выбора: Соловьиный, дядька, дочерьми, декабрьский, тюменский, клянчить, параллельный, павильон, брошь, льстец, верфь, интерьер, вальдшнеп, растянулись, вишенка, песенка, дичь. - Какую роль играет Ь в словах дичь, брошь? - В каких грамматических формах употребляется Ь? VI. Продолжение работы по теме урока: Работа с учебником. Анализируя примеры из упражнений, пользуемся таблицей, которая была составлена ранее (7 класс). Если ее не было, составляем таблицу Употребление Ь после для обозначения грамматической формы слова. Части речи | Ь пишется | Ь не пишется | Имя сущ. | В форме З склонения: помощь, роскошь, | В других формах (не 3 скл.) товарищ, задач, с крыш, | Имя прилагательное | | В краткой форме: могуч, певуч, хорош, жгуч. | Имя числительное | От 5 до 20,30- на конце чи...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 5386
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|