Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Музыкально-литературная композиция Нам не пришлось в войну бывать в солдатах - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Музыкально-литературная композиция Нам не пришлось в войну бывать в солдатах


Автор(ы): Лесникова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Звучит музыка А. Розенбаума “А может, не было войны?” На сцене кирпичная стена разбомбленного дома, уголок квартиры, где стол с лампой, патефон, детские игрушки, клееные накрест окна, этажерка, на стене фронтовые фотографии. На авансцене небрежно валяется кукла.
Выходит ведущий-юноша
Я не видел войны, я родился значительно позже.
Я ее проходил и читал про нее с детских лет.
Сколько книг про войну, где как будто все очень похоже:
Есть и это, и то, только самого главного нет.
Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом,
Сомневаюсь в кино- там, в кино, как-то очень цветно.
Кто всерьез воевал – почему-то не любят об этом:
Может быть оттого, что об этом в словах не дано.
Только, слышишь, звучит, проступает из стен Ленинграда,
Тихо-тихо поет и в тебе, и во мне и вокруг.
Может быть, про войну слишком много и громко не надо,
Чтобы ревом фанфар не спугнуть, не убить тишину. (А. Макаревич)
На сцене появляются История (в красном платке), Совесть (в светлом платке) и Память (с платком в руках). Совесть, проходя по сцене, наклоняется и подбирает куклу.
Совесть (учитель)Утром 22 июня 1941 года на одной из Брестских улиц лежала девочка с не заплетенными косичками и ее кукла. (поднимает и прижимает куклу к груди)
История Многие запомнили эту девочку, запомнили навсегда.
Совесть. (учитель)Что есть дороже наших детей? Что есть дороже у любого народа? У любой матери? У любого отца? Они по сей день кричат и плачут над каждой братской могилой…
История.Конечно, историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов…
СовестьНо не могут они рассказать, что чувствовала 7 – летняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата.
Память (учитель)О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ремень, гладя на мертвых своих родных?
ИсторияРебенок, прошедший через ужасы войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство? Что они могут рассказать? Что помнят они?
СовестьМожно спросить, что героического в том, чтобы в пять, десять или в 12 лет пройти через войну? Что могла понять, увидеть, запомнить дети?
ПамятьМногое. Дети войны. Они рано и быстро повзрослели. Недетская это тяжесть война, а они хлебнули ее полной мерой. Он учились читать по сводкам Совинформбюро и по серым листам похоронок.
Об этом они могут рассказать сами.
Печальный колокольный звон. (Или “Колокола” или 1 часть 2-й симфонии Рахманинова.) Входят юноша и девушка в солдатской одежде (солдат и медсестра)
Солдат 11 класс
Под громкие крики ворон и грачей
Мы утром в деревню входили.
Маячили остовы черных печей,
Руины устало чадили.
И в редком разбросе лежали тела
В тени колоколенки древней,
Как будто бы смерть неохотно брала
Ясак с белгородской деревни.
Медсестра 11 класс
И в этом еще не дотлевшем аду,
Где горе уже накричалось,
Под старой березой у всех на виду
Ременная люлька качалась.
Играла малиновой медью колец
С июньскою синью небесной
И тихо сидел годовалый малец
В той зыбке, плывущей над бездной.
Нет, он не кричал, ни о чем не молил,
Ко рту подтянув кулачонки.
И ветер, пропахший бедой, шевелил
Седые его волосенки.
Выходит мать с тремя детьми
Девочка 3 класс
Мы – маленькие очевидцы,
Последние из могикан,
Нам до сих пор тревога снится,
И до сих пор отбой не дан.
Мальчик 3 класс
Из теплой, полной снов постели,
Из комнат, где цветы цвели
В бомбоубежища и щели
Мы ночью с бабушками шли.
Мальчик 3 класс
Мы слез тогда уже не лили,
Мы знали вкус полынь - травы
И с вами всю беду делили,
Как с нами хлеб делили вы.
Мать (учитель)
Ну что же, мы зато узнали,
Что значит выжить в трудный год.
Что значит – Родина за нами!
И что такое наш народ.
Девочка
И если песню фронтовую вы запоете за столом,
Ту, вашу, грустно – молодую
Мы вам, конечно, подпоем.
Дети, мать, Память, Совесть и История исполняют песню “ Огонек” 1 и 4 куплет
Мальчик с игрушкой 2 класс
Четыре года было мне
В тот страшный день и час,
Тогда в июньской тишине
Он шел убить всех нас.
Он шел, сжигая города,
Осатаневший зверь.
И трудно виделось тогда,
Далекое теперь.
Года немыслимых атак -
Еще пройти суметь!
Так далеко стоял Рейхстаг
И очень близко смерть…
Девушка (ее прообраз одна из учительниц школы)В 1943году наш город Дмитровск заняли немцы.
Они вели себя как хозяева: просто выкидывали людей на улицу, а сами располагались в их домах.
В нашем саду, под двумя огромными липами расположилась походная немецкая кухня. И закипел котел… Как же вкусно кормили немецких солдат!!! А мы голодные, холодные без хлеба без соли из подвала выглядываем… И вдруг - налет. Наши! Летчики – соколики! Немцы врассыпную: кто к пушке, кто за автомат, кто в траншеи прятаться, а тетя Уля выскочила из подвала да бегом к немецкой кухне, гороховому супу да пшенной каше с тушёнкой! Очередная бомба прямым попаданием по походной немецкой пушке. И нет больше ни кухни, ни тети Ули. Да на наших глазах. А мама все мне род закрывает и приговаривает: “Тише, Лидочка! Тише!”
Картина меняется, выходят девушка (11кл. ) и девочка (2 класс)
Саша (девушка, читая письмо с фронта)
На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвется такая любовь. (молчит, думает)
Такие письма получали с фронта мои ровесницы девчонки, вчерашние выпускницы школы, веселые, жизнерадостные…. а сегодня, когда вокруг война, боль разлук и отчаяние потерь мы можем только вспоминать…. Жизнь разбилась на две половины: одна тогда, до войны, а другая – сейчас. Сразу после школы стала работать в школе. Многие, женщины и мужчины, наши учителя ушли на фронт, преподавать было совсем некому. И меня взяли. Сначала пионервожатой, потом стала вести биологию и немецкий язык. В 1943 закончила пед. курсы в городе Бузулук. Стала учительницей начальных классов. Вчерашняя школьница - я повзрослела в один миг, когда вместе с маленькими ученикам весной пришлось собирать картошку, когда не могли наесться травой, только взошедшим щавелем. И он, кислый, казался самым лучшим деликатесом.
Трудно было, но мы не унывали, верили в нашу Победу и ждали ее .
Входит девочка (прообраз другой учительницы), обращается к Саше:
Ниночка - Саша, Саша, а почему во время войны жить еще больше хочется?
Саша
- Да от того Ниночка, что мало ты еще пожила, добра повидала, радости… детство твое больно рано закончилось. Семь лет тебе, в первый класс пошла , а уже какая взрослая. Сегодня в поле больше всех колосков собрала. Наш первый класс благодарность от совхоза получил. Что замерзла небось? (накидывает платок на плечи девочке)
Ниночка
- Сильно замерзла, и кушать хочется. (кутается в платок)
Саша
- На тебе сухарик. Ешь.
Ниночка
- Я братику унесу. Знаешь, Саша, мы с мамой вчера на фронт посылочку собирали. А мне так хочется письмо написать дяде солдату. Что бы он получил наш гостинец, съел ягодки, и воевать лучше стал. Ты меня научишь?
Саша
- Конечно!
Ниночка
- А вдруг он папку встретит. Знаешь, мой папка обязательно вернется!.... Только мама по ночам все плачет почему – то и плачет.
Саша
- Пойдем Ниночка письмо напишем.
Ниночка
- А Победа будет? А когда будет? А фашисты такие страшные!!!
Картина меняется, выходит мальчик (7 класс)
Мальчик
Я с малых лет дружил с огнем
Хотя бы потому,
Что на рыбалке и в ночном
Он гнал в овраги тьму.
А там – война. Гудел гудок в поселке заводском.
И я пришел на огонек, горевший над станком.
Тот огонек был, правда, мал,
Но он помог огню –
Тому, который пробивал
Немецкую броню.
Во время войны остро ощущалась нехватка рабочих рук, ведь те, кто раньше
стоял за станком , сеял и убирал хлеб, водил поезда и машины, теперь защищал свою родину, своих жен, детей и матерей. И дети солдат понимали это и вставали не рабочие места своих отцов. Я был самый старший в семье, ходил в ночное поле пахать. Однажды уснул на бороне. Да и свалился в борозду. Следом машина шла, да и засыпала меня. Хорошо тетенька - комбайнер м заметила, что меня на бороне нет, кинулись искать, таки откопали…
Картина меняется, из-за декорации “сгоревший дом” выходит девочка (2 класс)
Девочка.Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досочки в разбомбленных домах. Мне мама не разрешала, и было это очень страшно: в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда где- то щепочку найдешь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревку - носила я веревку с собой – и тащишь по снегу.
Картина меняется выходит бабушка (учитель) с внуком (4класс), занимают место в комнате. Бабушка за столом включает лампу, читает
МальчикСначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом перестали туда ходить. И бабушка, наша бабушка , которая умела посмеяться говорила:
Бабушка (кутаясь в шаль)Андрейка, у нас еще есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то если они нас разбомбят вечером, мы же голодными умрем.
Мальчик И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек. (закрывает ладошки с хлебом и прижимает их к груди)
Бабушка гладит мальчика по голове, садится в кресло осторожно ломает кусочек хлеба и отщипывает от него. Мальчик прижимается на миг к бабушке, берет свой кусочек в ладошки и глядя на него.
Бабушка.Знаешь, Андрейка, постарайся уснуть. Когда спишь, есть совсем не хочется, а я тебе песню спою.
Память, История, Совесть и Бабушка поют “В этой роще березовой” муз. Молчанова.Картина меняется на аванс сцену выходит юноша (11 класс)
Мальчик из интерната на фоне музыки “ А мы с тобой, брат, из пехоты”А мое детство прошло в интернате, потому что уже в 41 ни матери ни отца не стало. Одна бомба – и никого нет.
Я помню, как приш...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1536

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340