Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Музыкально-литературная композиция Нам не пришлось в войну бывать в солдатах
Автор(ы): Лесникова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Звучит музыка А. Розенбаума “А может, не было войны?” На сцене кирпичная стена разбомбленного дома, уголок квартиры, где стол с лампой, патефон, детские игрушки, клееные накрест окна, этажерка, на стене фронтовые фотографии. На авансцене небрежно валяется кукла. | Выходит ведущий-юноша Я не видел войны, я родился значительно позже. Я ее проходил и читал про нее с детских лет. Сколько книг про войну, где как будто все очень похоже: Есть и это, и то, только самого главного нет. Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом, Сомневаюсь в кино- там, в кино, как-то очень цветно. Кто всерьез воевал – почему-то не любят об этом: Может быть оттого, что об этом в словах не дано. Только, слышишь, звучит, проступает из стен Ленинграда, Тихо-тихо поет и в тебе, и во мне и вокруг. Может быть, про войну слишком много и громко не надо, Чтобы ревом фанфар не спугнуть, не убить тишину. (А. Макаревич) | На сцене появляются История (в красном платке), Совесть (в светлом платке) и Память (с платком в руках). Совесть, проходя по сцене, наклоняется и подбирает куклу. | Совесть (учитель)Утром 22 июня 1941 года на одной из Брестских улиц лежала девочка с не заплетенными косичками и ее кукла. (поднимает и прижимает куклу к груди) | История Многие запомнили эту девочку, запомнили навсегда. | Совесть. (учитель)Что есть дороже наших детей? Что есть дороже у любого народа? У любой матери? У любого отца? Они по сей день кричат и плачут над каждой братской могилой… | История.Конечно, историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов… | СовестьНо не могут они рассказать, что чувствовала 7 – летняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата. | Память (учитель)О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ремень, гладя на мертвых своих родных? | ИсторияРебенок, прошедший через ужасы войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство? Что они могут рассказать? Что помнят они? | СовестьМожно спросить, что героического в том, чтобы в пять, десять или в 12 лет пройти через войну? Что могла понять, увидеть, запомнить дети? | ПамятьМногое. Дети войны. Они рано и быстро повзрослели. Недетская это тяжесть война, а они хлебнули ее полной мерой. Он учились читать по сводкам Совинформбюро и по серым листам похоронок. Об этом они могут рассказать сами. | Печальный колокольный звон. (Или “Колокола” или 1 часть 2-й симфонии Рахманинова.) Входят юноша и девушка в солдатской одежде (солдат и медсестра) | Солдат 11 класс Под громкие крики ворон и грачей Мы утром в деревню входили. Маячили остовы черных печей, Руины устало чадили. И в редком разбросе лежали тела В тени колоколенки древней, Как будто бы смерть неохотно брала Ясак с белгородской деревни. | Медсестра 11 класс И в этом еще не дотлевшем аду, Где горе уже накричалось, Под старой березой у всех на виду Ременная люлька качалась. Играла малиновой медью колец С июньскою синью небесной И тихо сидел годовалый малец В той зыбке, плывущей над бездной. Нет, он не кричал, ни о чем не молил, Ко рту подтянув кулачонки. И ветер, пропахший бедой, шевелил Седые его волосенки. | Выходит мать с тремя детьми | Девочка 3 класс Мы – маленькие очевидцы, Последние из могикан, Нам до сих пор тревога снится, И до сих пор отбой не дан. Мальчик 3 класс Из теплой, полной снов постели, Из комнат, где цветы цвели В бомбоубежища и щели Мы ночью с бабушками шли. Мальчик 3 класс Мы слез тогда уже не лили, Мы знали вкус полынь - травы И с вами всю беду делили, Как с нами хлеб делили вы. Мать (учитель) Ну что же, мы зато узнали, Что значит выжить в трудный год. Что значит – Родина за нами! И что такое наш народ. Девочка И если песню фронтовую вы запоете за столом, Ту, вашу, грустно – молодую Мы вам, конечно, подпоем. | Дети, мать, Память, Совесть и История исполняют песню “ Огонек” 1 и 4 куплет | Мальчик с игрушкой 2 класс Четыре года было мне В тот страшный день и час, Тогда в июньской тишине Он шел убить всех нас. Он шел, сжигая города, Осатаневший зверь. И трудно виделось тогда, Далекое теперь. Года немыслимых атак - Еще пройти суметь! Так далеко стоял Рейхстаг И очень близко смерть… | Девушка (ее прообраз одна из учительниц школы)В 1943году наш город Дмитровск заняли немцы. Они вели себя как хозяева: просто выкидывали людей на улицу, а сами располагались в их домах. В нашем саду, под двумя огромными липами расположилась походная немецкая кухня. И закипел котел… Как же вкусно кормили немецких солдат!!! А мы голодные, холодные без хлеба без соли из подвала выглядываем… И вдруг - налет. Наши! Летчики – соколики! Немцы врассыпную: кто к пушке, кто за автомат, кто в траншеи прятаться, а тетя Уля выскочила из подвала да бегом к немецкой кухне, гороховому супу да пшенной каше с тушёнкой! Очередная бомба прямым попаданием по походной немецкой пушке. И нет больше ни кухни, ни тети Ули. Да на наших глазах. А мама все мне род закрывает и приговаривает: “Тише, Лидочка! Тише!” | Картина меняется, выходят девушка (11кл. ) и девочка (2 класс) | Саша (девушка, читая письмо с фронта) На улице полночь. Свеча догорает. Высокие звезды видны. Ты пишешь письмо мне, моя дорогая, В пылающий адрес войны. Как долго ты пишешь его, дорогая, Окончишь и примешься вновь Зато я уверен: к переднему краю Прорвется такая любовь. (молчит, думает) Такие письма получали с фронта мои ровесницы девчонки, вчерашние выпускницы школы, веселые, жизнерадостные…. а сегодня, когда вокруг война, боль разлук и отчаяние потерь мы можем только вспоминать…. Жизнь разбилась на две половины: одна тогда, до войны, а другая – сейчас. Сразу после школы стала работать в школе. Многие, женщины и мужчины, наши учителя ушли на фронт, преподавать было совсем некому. И меня взяли. Сначала пионервожатой, потом стала вести биологию и немецкий язык. В 1943 закончила пед. курсы в городе Бузулук. Стала учительницей начальных классов. Вчерашняя школьница - я повзрослела в один миг, когда вместе с маленькими ученикам весной пришлось собирать картошку, когда не могли наесться травой, только взошедшим щавелем. И он, кислый, казался самым лучшим деликатесом. Трудно было, но мы не унывали, верили в нашу Победу и ждали ее . | Входит девочка (прообраз другой учительницы), обращается к Саше: | Ниночка - Саша, Саша, а почему во время войны жить еще больше хочется? Саша - Да от того Ниночка, что мало ты еще пожила, добра повидала, радости… детство твое больно рано закончилось. Семь лет тебе, в первый класс пошла , а уже какая взрослая. Сегодня в поле больше всех колосков собрала. Наш первый класс благодарность от совхоза получил. Что замерзла небось? (накидывает платок на плечи девочке) Ниночка - Сильно замерзла, и кушать хочется. (кутается в платок) Саша - На тебе сухарик. Ешь. Ниночка - Я братику унесу. Знаешь, Саша, мы с мамой вчера на фронт посылочку собирали. А мне так хочется письмо написать дяде солдату. Что бы он получил наш гостинец, съел ягодки, и воевать лучше стал. Ты меня научишь? Саша - Конечно! Ниночка - А вдруг он папку встретит. Знаешь, мой папка обязательно вернется!.... Только мама по ночам все плачет почему – то и плачет. Саша - Пойдем Ниночка письмо напишем. Ниночка - А Победа будет? А когда будет? А фашисты такие страшные!!! | Картина меняется, выходит мальчик (7 класс) | Мальчик Я с малых лет дружил с огнем Хотя бы потому, Что на рыбалке и в ночном Он гнал в овраги тьму. А там – война. Гудел гудок в поселке заводском. И я пришел на огонек, горевший над станком. Тот огонек был, правда, мал, Но он помог огню – Тому, который пробивал Немецкую броню. Во время войны остро ощущалась нехватка рабочих рук, ведь те, кто раньше стоял за станком , сеял и убирал хлеб, водил поезда и машины, теперь защищал свою родину, своих жен, детей и матерей. И дети солдат понимали это и вставали не рабочие места своих отцов. Я был самый старший в семье, ходил в ночное поле пахать. Однажды уснул на бороне. Да и свалился в борозду. Следом машина шла, да и засыпала меня. Хорошо тетенька - комбайнер м заметила, что меня на бороне нет, кинулись искать, таки откопали… Картина меняется, из-за декорации “сгоревший дом” выходит девочка (2 класс) | Девочка.Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досочки в разбомбленных домах. Мне мама не разрешала, и было это очень страшно: в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда где- то щепочку найдешь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревку - носила я веревку с собой – и тащишь по снегу. | Картина меняется выходит бабушка (учитель) с внуком (4класс), занимают место в комнате. Бабушка за столом включает лампу, читает | МальчикСначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом перестали туда ходить. И бабушка, наша бабушка , которая умела посмеяться говорила: | Бабушка (кутаясь в шаль)Андрейка, у нас еще есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то если они нас разбомбят вечером, мы же голодными умрем. | Мальчик И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек. (закрывает ладошки с хлебом и прижимает их к груди) | Бабушка гладит мальчика по голове, садится в кресло осторожно ломает кусочек хлеба и отщипывает от него. Мальчик прижимается на миг к бабушке, берет свой кусочек в ладошки и глядя на него. | Бабушка.Знаешь, Андрейка, постарайся уснуть. Когда спишь, есть совсем не хочется, а я тебе песню спою. | Память, История, Совесть и Бабушка поют “В этой роще березовой” муз. Молчанова.Картина меняется на аванс сцену выходит юноша (11 класс) | Мальчик из интерната на фоне музыки “ А мы с тобой, брат, из пехоты”А мое детство прошло в интернате, потому что уже в 41 ни матери ни отца не стало. Одна бомба – и никого нет. Я помню, как приш...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1536
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|