Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе В.Г. Короленко Парадокс
Автор(ы): Никифорова Марина Васильевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Оборудование: - Стенд-выставка книг Короленко, портрет писателя, цитаты из из «Писем…»
- Иллюстрации к рассказу.
- Детские рисунки на тему «Мои детские фантазии».
- Раздаточный материал (таблицы «Типы речи»).
- Толковый словарь Ожегова.
- Эпиграф:
В жизнь нужно входить не веселым гулякою … а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный тайны. В.Вересаев. Словарная работа: парадокс, афоризм, фантазер, духовный перелом. Ход урока: 1. Проверка домашнего задания. Вступительное слово учителя: При изучении литературных произведений, нельзя забывать, насколько важно знать биографию писателя, черты его личности. Только так можно полностью понять произведение. Задание: Расскажите о Короленко, используя материал статьи М.Горького «Из воспоминаний о Короленко». Какие факты и детали встреч с Короленко сообщает в своих воспоминаниях о писателе М.Горький? Какой облик Короленко они создают? Ответ: После отбытия ссылки в Сибири, Короленко жил в Нижнем Новгороде. Горький принес ему на обсуждение свое произведение. Был поражен внешним обликом писателя, его честностью при обсуждении недостатков рассказа, простотой и ясностью его речи. Вопрос: Какие люди и почему были интересны Короленко и стали героями его произведений? Обратимся к выставке книг В.Г.Короленко, точнее, к иллюстрациям на обложках, на которых изображены главные герои. («Дети подземелья», «Чудная», «Сон Макара», «Слепой музыкант»). Ответ: Короленко писал о нищих, обездоленных, несчастных людях. Вопрос: Почему М.Горький отводит В.Г.Короленко особое место среди других писателей? Ответ: Потому что он говорил о простом народе с искренней любовью. Поднимал нравственные (античеловечные и человечные) и социальные проблемы. Боролся с несправедливость с помощью художественного слова. Слово учителя: (Обращение к стенду с цитатами из «Писем..»)Обратимся к дневниковым записям самого В.Г.Короленко с высказываниями о роли литературного слова и найдем подтверждение нашим мыслям. Короленко писал: «…Язык по самой природе своей есть орудие общения. Литература – расцвет языка… Слово не игрушка, а великое орудие жизни». 2. Запись темы урока. Теория литературы. Слово учителя: В теме урока, записанной на доске «Парадокс» представлен как рассказ, у Короленко – очерк. Правомерна ли замена одного слова другим? Вопрос: Дайте определение очерка и рассказа. Найдите сходства и различия. Ответ: Очерк – приближенное к документальному повествование о реальном событии или человеке. Очерк развивается в двух формах – документальной и художественной. Рассказ – прозаическое произведение, в котором нарисовано одно, реже несколько событий с малым количеством действующих лиц. «Парадокс» - художественный очерк, похожий на рассказ, в котором события приближены к реальной жизни, образы типичны, структура текста – повествования. Слово учителя: Короленко вспоминал: «Уже раньше, прочитав книгу, я сравнивал порой прочитанную книгу с впечатлениями самой жизни, и меня занимал вопрос: почему в книге всегда как будто «иначе»… и мне стало интересно искать таких слов, которые всего ближе подходили к явлениям жизни…схватывали бы внутренний характер явления». Обращение к таблице «Типы речи». Повторение структуры Повествовательного текста. 3. Анализ эпиграфа. Вопрос: Эпиграф всегда отражает что-то важное в произведении, в уроке. Что важного узнаем мы сегодня, о чем предупреждает еще один прекрасный русский писатель В.Вересаев? Ответ: К жизни надо относиться вдумчиво, осторожно, тогда поймешь ее смысл. Вопрос: Людям какого возраста особенно важно понимать значение этих слов? Ответ: Тем, кто переходит рубеж отрочество-юность. 4. Сюжет рассказа «Парадокс». Значение названия. Задание: Перескажите сюжет («внешнее содержание рассказа») рассказа «Парадокс». Ответ: Рассказ о двух братьях (8 и 10 лет), которые мирно проводили время в «тихом уголке между садом и сараями». Лакей Павел (слуга в доме мальчиков), всегда приводящий детей в состояние смятения, осуждающий их детские забавы, зовет их к дому. Там, у крыльца, собралась толпа (родители мальчиков, соседи, дворня). Здесь и происходит знаменательная встреча мальчиков с героем рассказа, безруким «феноменом», Яном Криштофом Залусским, который дарит братьям добрый афоризм («Человек создан для счастья, как птица для полета»). Потом «феномен» уезжает, а жизнь мальчиков изменяется. Слово учителя: Сегодня на уроке вы должны будете ответить на вопросы, которые задавал В.Г.Короленко устами своих героев еще в 1894 году (в конце 19 столетия). Ответы на них будут очень важны и для нас, людей 21 века. Вот эти вопросы. Обращение к доске, на которой записаны главные вопросы урока. - Каковы были представления братьев, героев рассказа, о назначении жизни человека, до появления феномена?
- Что можно сказать об изменении этих представлений после появления феномена?
Вопрос: Каков смысл названия рассказа? Ответ: Парадокс (греч.) – мнение, расходящееся с общепринятым, даже противоречащее здравому смыслу. Вопрос: Понимания смысла этого слова наталкивает на мысль, что в рассказе произойдет какое событие? Ответ: Неожиданное, странное. Слово учителя: Действительно, калека-феномен дарит им, детям, взрослый афоризм, смысла которого они еще не могут понять. Вопрос: Что означает слово «афоризм»? Ответ: Афоризм (греч.) – краткое выразительное изречение, емко и остро выражающее какую-либо идею. Идея афоризма рассказа в том, что счастье – естественное состояние человека. 5. Беседа по 1 главе рассказа. 1) Чтение учащимися 1-го абзаца 1главы. Вопрос: Какой эмоциональный фон создает экспозиция рассказа? Ответ: Настраивает на серьезное прочтение рассказа. 2) Выделение основных мотивов 1 главы рассказа (детские фантазии, экипаж-калека). Вопрос: От чьего лица ведется повествование? Ответ: От 1-го. Рассказчик – мальчик 10-ти лет. Вопрос: Расскажите, используя иллюстрацию на доске, о времяпровождении мальчиков в заброшенном углу старого сада. Вопрос: Почему автор говорит об атмосфере «полусна и полусказки», царившей здесь? Ответ: Тишина и заброшенность этого места помогали мальчикам фантазировать. Задание: Найдите в толковом школьном словаре значение слова фантазия. (Дежурный по словарю ищет слово и его значение в словаре.) Вопрос: Почему вся жизнь рассказчика и его восьмилетнего брата проходит в фантазиях? Ответ: Дети обладают живым воображением, т.к. прочитали много книг о путешествиях и приключениях. Реальная жизнь для ребенка бедна событиями и сильными впечатлениями. Задание: Вы приготовили к уроку рисунки, на которых запечатлели свои детские мечты. Расскажите о них. (1-2 ученика). Вопрос: Описанию какого предмета в тихом уголке уделяет особое внимание рассказчик? Ответ: Среди реальных предметов (старый лапоть, башмак, топорище и др.) на мусорной куче, находившейся посреди дворика, лежал сломанный экипаж-калека Вопрос: Образ сломанного, выброшенного на помойку экипажа появление какого героя рассказа предрекает? Ответ: Калеки-феномена. Вопрос: Нарушает ли сломанный экипаж гармонию тихого уголка и чувств детей ? Если не нарушает, то почему? Ответ: Когда приедались впечатления жизни реальной, дети садились в кузов экипажа, и начинались чудесные приключения: бандиты, всадники, туманные женские фигуры. Дети проживали несколько жизней за какие-то полчаса, успевали побывать в разных частях света, благодаря старому экипажу. Вопрос: Как в игре детей проявляются характеры героев? Рассказчика и его брата? Ответ: Зачинщиком игр был всегда младший брат, старший любил тихо сидеть и мечтать. Случаи разногласий между мальчиками были редки и всегда заканчивались мирно. 3) Стилистические особенности произведения. Слово учителя: Если бы мы не знали, в каком году написан рассказ, как бы мы могли судить о времени его создания, по каким признакам? По лексике, употребляемой писателем. В предпоследнем абзаце первой главы какое слово написано по старым грамматическим нормам? Ответ: Подымались, устаревшее слово. 4) Вывод по 1 главе и ответ на первый вопрос урока. Вопрос: 1-я глава начиналась вопросом о смысле жизни человека. Чем она заканчивается? Ответ: «Мы не имели тогда малейшего понятия о назначении жизни,»- говорит главный герой. Слово учителя: Никаких серьезных мыслей еще не приходило в головы мальчиков, не было у них сильных душевных переживаний. Но в жизни каждого человека наступает определенный момент или «случай», о котором говорил герой рассказа Л.Н.Толстого «После бала», постаревший и поумневший Иван Васильевич: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде. А я думаю, что все дело в случае». 6.Беседа по 2-ой главе рассказа. 1) Вопрос: Чем в сюжете является 2-я глава? Ответ: Завязкой. 2) Краткий пересказ учащимися второй главы. 3)Вопрос: Как вы понимаете слова героя о лакее Павле: «Его излишне серьезные замечания разрушили не одну нашу иллюзию»? Объясните значение этого слова, используя школьный толковый словарь. (Дежурный по словарю.) Подберите синоним к этому слову. Ответ: Иллюзия – нечто кажущееся, несбыточное. Синонимы – мечта, фантазия. Вопрос: Для чего Короленко использует два разных слова с близким значением в своем тексте? Ответ: Для выразительности языка рассказа. Вопрос: Почему лакей Павел не мог понять смысла занятий мальчиков? Каково отношение братьев к Павлу? Ответ: Лакей Павел вообще не чуток к любым проявлениям духовного в жизни. Дети его не любят, считают глуповатым. Павел в рассказе все время смеется невпопад, получает тумаки от взрослых людей за свою глупость. Слово учителя: Павел для мальчиков является символом реальной жизни, ворвавшейся в их сказку. И реальности этой они боятся (всегда чувствуют страх перед появлением лакея), т.к. она в лице Павла – бесцеремонна, груба и бестолкова. Вопрос: Забегая вперед, хочется спросить. Другой взрослый человек калека-феномен – человек из реальной жизни, внешне даже более страшный – оставит ли в душах мальчиков такие же негативные чувства, как Павел? Ответ: Нет, не оставит. Эти чувства будут другие. 7. Беседа по 3 главе рассказа. Слово учителя: В 3 главе происходит развитие основного действия рассказа, в ней же – кульминация – написание феноменом афоризма. Вопрос: Как разворачиваются действия 3 главы? Ответ: мальчики приходят во двор своего дома. Вопрос: Кого из второстепенных персонажей они там видят? Ответ: - колоритная фигура полковника Дударева, военного врача, которого дети уважают, подражают ему в своих играх. Он загадочен для их понимания.
- пан Уляницкий – фальшивый человек;
- отец – строгий, приучающий их к реальной жизни, отучает от страха перед ней.
- Мать – красавица, добрая женщина, в глазах сожаление;
- «усатый Макар» - провожатый феномена, зазывала.
Вопрос: Какие чувства испытывает герой, когда увидел внезапно феномена – человека-паука? Ответ: Болезненное ощущение от вида этого человека, первая серьезная боль души. Задание: Дайте портретную характеристику Яна Залусского – человека-паука. Запишите ключевые слова в тетрадь. Вопрос: Какое эмоциональное состоя...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 7009
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|