Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе В.Г. Короленко Парадокс - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе В.Г. Короленко Парадокс


Автор(ы): Никифорова Марина Васильевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Оборудование:
  1. Стенд-выставка книг Короленко, портрет писателя, цитаты из из «Писем…»
  2. Иллюстрации к рассказу.
  3. Детские рисунки на тему «Мои детские фантазии».
  4. Раздаточный материал (таблицы «Типы речи»).
  5. Толковый словарь Ожегова.
  6. Эпиграф:
В жизнь нужно входить не веселым гулякою … а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный тайны.
В.Вересаев.
Словарная работа:
парадокс, афоризм, фантазер, духовный перелом.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания.
Вступительное слово учителя:

При изучении литературных произведений, нельзя забывать, насколько важно знать биографию писателя, черты его личности. Только так можно полностью понять произведение.
Задание:
Расскажите о Короленко, используя материал статьи М.Горького «Из воспоминаний о Короленко». Какие факты и детали встреч с Короленко сообщает в своих воспоминаниях о писателе М.Горький? Какой облик Короленко они создают?
Ответ: После отбытия ссылки в Сибири, Короленко жил в Нижнем Новгороде. Горький принес ему на обсуждение свое произведение. Был поражен внешним обликом писателя, его честностью при обсуждении недостатков рассказа, простотой и ясностью его речи.
Вопрос:
Какие люди и почему были интересны Короленко и стали героями его произведений?
Обратимся к выставке книг В.Г.Короленко, точнее, к иллюстрациям на обложках, на которых изображены главные герои. («Дети подземелья», «Чудная», «Сон Макара», «Слепой музыкант»).
Ответ: Короленко писал о нищих, обездоленных, несчастных людях.
Вопрос:
Почему М.Горький отводит В.Г.Короленко особое место среди других писателей?
Ответ:
Потому что он говорил о простом народе с искренней любовью. Поднимал нравственные (античеловечные и человечные) и социальные проблемы. Боролся с несправедливость с помощью художественного слова.
Слово учителя:
(Обращение к стенду с цитатами из «Писем..»)Обратимся к дневниковым записям самого В.Г.Короленко с высказываниями о роли литературного слова и найдем подтверждение нашим мыслям. Короленко писал: «…Язык по самой природе своей есть орудие общения. Литература – расцвет языка… Слово не игрушка, а великое орудие жизни».
2. Запись темы урока. Теория литературы.
Слово учителя:
В теме урока, записанной на доске «Парадокс» представлен как рассказ, у Короленко – очерк. Правомерна ли замена одного слова другим?
Вопрос: Дайте определение очерка и рассказа. Найдите сходства и различия.
Ответ: Очерк – приближенное к документальному повествование о реальном событии или человеке. Очерк развивается в двух формах – документальной и художественной. Рассказ – прозаическое произведение, в котором нарисовано одно, реже несколько событий с малым количеством действующих лиц.
«Парадокс» - художественный очерк, похожий на рассказ, в котором события приближены к реальной жизни, образы типичны, структура текста – повествования.
Слово учителя:
Короленко вспоминал: «Уже раньше, прочитав книгу, я сравнивал порой прочитанную книгу с впечатлениями самой жизни, и меня занимал вопрос: почему в книге всегда как будто «иначе»… и мне стало интересно искать таких слов, которые всего ближе подходили к явлениям жизни…схватывали бы внутренний характер явления».
Обращение к таблице «Типы речи». Повторение структуры
Повествовательного текста.
3. Анализ эпиграфа.
Вопрос:
Эпиграф всегда отражает что-то важное в произведении, в уроке. Что важного узнаем мы сегодня, о чем предупреждает еще один прекрасный русский писатель В.Вересаев?
Ответ: К жизни надо относиться вдумчиво, осторожно, тогда поймешь ее смысл.
Вопрос: Людям какого возраста особенно важно понимать значение этих слов?
Ответ:
Тем, кто переходит рубеж отрочество-юность.
4. Сюжет рассказа «Парадокс». Значение названия.
Задание: Перескажите сюжет («внешнее содержание рассказа») рассказа «Парадокс».
Ответ: Рассказ о двух братьях (8 и 10 лет), которые мирно проводили время в «тихом уголке между садом и сараями». Лакей Павел (слуга в доме мальчиков), всегда приводящий детей в состояние смятения, осуждающий их детские забавы, зовет их к дому. Там, у крыльца, собралась толпа (родители мальчиков, соседи, дворня). Здесь и происходит знаменательная встреча мальчиков с героем рассказа, безруким «феноменом», Яном Криштофом Залусским, который дарит братьям добрый афоризм («Человек создан для счастья, как птица для полета»). Потом «феномен» уезжает, а жизнь мальчиков изменяется.
Слово учителя: Сегодня на уроке вы должны будете ответить на вопросы, которые задавал В.Г.Короленко устами своих героев еще в 1894 году (в конце 19 столетия). Ответы на них будут очень важны и для нас, людей 21 века. Вот эти вопросы.
Обращение к доске, на которой записаны главные вопросы урока.
  1. Каковы были представления братьев, героев рассказа, о назначении жизни человека, до появления феномена?
  2. Что можно сказать об изменении этих представлений после появления феномена?
Вопрос: Каков смысл названия рассказа?
Ответ: Парадокс (греч.) – мнение, расходящееся с общепринятым, даже противоречащее здравому смыслу.
Вопрос:
Понимания смысла этого слова наталкивает на мысль, что в рассказе произойдет какое событие?
Ответ: Неожиданное, странное.
Слово учителя: Действительно, калека-феномен дарит им, детям, взрослый афоризм, смысла которого они еще не могут понять.
Вопрос:
Что означает слово «афоризм»?
Ответ: Афоризм (греч.) – краткое выразительное изречение, емко и остро выражающее какую-либо идею. Идея афоризма рассказа в том, что счастье – естественное состояние человека.
5. Беседа по 1 главе рассказа.
1) Чтение учащимися 1-го абзаца 1главы.
Вопрос: Какой эмоциональный фон создает экспозиция рассказа?
Ответ:
Настраивает на серьезное прочтение рассказа.
2) Выделение основных мотивов 1 главы рассказа (детские фантазии, экипаж-калека).
Вопрос: От чьего лица ведется повествование?
Ответ:
От 1-го. Рассказчик – мальчик 10-ти лет.
Вопрос:
Расскажите, используя иллюстрацию на доске, о времяпровождении мальчиков в заброшенном углу старого сада.
Вопрос:
Почему автор говорит об атмосфере «полусна и полусказки», царившей здесь?
Ответ:
Тишина и заброшенность этого места помогали мальчикам фантазировать.
Задание:
Найдите в толковом школьном словаре значение слова фантазия. (Дежурный по словарю ищет слово и его значение в словаре.)
Вопрос: Почему вся жизнь рассказчика и его восьмилетнего брата проходит в фантазиях?
Ответ: Дети обладают живым воображением, т.к. прочитали много книг о путешествиях и приключениях. Реальная жизнь для ребенка бедна событиями и сильными впечатлениями.
Задание:
Вы приготовили к уроку рисунки, на которых запечатлели свои детские мечты. Расскажите о них. (1-2 ученика).
Вопрос: Описанию какого предмета в тихом уголке уделяет особое внимание рассказчик?
Ответ:
Среди реальных предметов (старый лапоть, башмак, топорище и др.) на мусорной куче, находившейся посреди дворика, лежал сломанный экипаж-калека
Вопрос:
Образ сломанного, выброшенного на помойку экипажа появление какого героя рассказа предрекает?
Ответ:
Калеки-феномена.
Вопрос:
Нарушает ли сломанный экипаж гармонию тихого уголка и чувств детей ? Если не нарушает, то почему?
Ответ:
Когда приедались впечатления жизни реальной, дети садились в кузов экипажа, и начинались чудесные приключения: бандиты, всадники, туманные женские фигуры. Дети проживали несколько жизней за какие-то полчаса, успевали побывать в разных частях света, благодаря старому экипажу.
Вопрос:
Как в игре детей проявляются характеры героев? Рассказчика и его брата?
Ответ:
Зачинщиком игр был всегда младший брат, старший любил тихо сидеть и мечтать. Случаи разногласий между мальчиками были редки и всегда заканчивались мирно.
3) Стилистические особенности произведения.
Слово учителя: Если бы мы не знали, в каком году написан рассказ, как бы мы могли судить о времени его создания, по каким признакам? По лексике, употребляемой писателем. В предпоследнем абзаце первой главы какое слово написано по старым грамматическим нормам?
Ответ:
Подымались, устаревшее слово.
4) Вывод по 1 главе и ответ на первый вопрос урока.
Вопрос:
1-я глава начиналась вопросом о смысле жизни человека. Чем она заканчивается?
Ответ: «Мы не имели тогда малейшего понятия о назначении жизни,»- говорит главный герой.
Слово учителя:
Никаких серьезных мыслей еще не приходило в головы мальчиков, не было у них сильных душевных переживаний. Но в жизни каждого человека наступает определенный момент или «случай», о котором говорил герой рассказа Л.Н.Толстого «После бала», постаревший и поумневший Иван Васильевич: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде. А я думаю, что все дело в случае».
6.Беседа по 2-ой главе рассказа.
1) Вопрос: Чем в сюжете является 2-я глава?
Ответ:
Завязкой.
2) Краткий пересказ учащимися второй главы.
3)Вопрос: Как вы понимаете слова героя о лакее Павле: «Его излишне серьезные замечания разрушили не одну нашу иллюзию»? Объясните значение этого слова, используя школьный толковый словарь. (Дежурный по словарю.) Подберите синоним к этому слову.
Ответ: Иллюзия – нечто кажущееся, несбыточное. Синонимы – мечта, фантазия.
Вопрос: Для чего Короленко использует два разных слова с близким значением в своем тексте?
Ответ: Для выразительности языка рассказа.
Вопрос: Почему лакей Павел не мог понять смысла занятий мальчиков? Каково отношение братьев к Павлу?
Ответ: Лакей Павел вообще не чуток к любым проявлениям духовного в жизни. Дети его не любят, считают глуповатым. Павел в рассказе все время смеется невпопад, получает тумаки от взрослых людей за свою глупость.
Слово учителя: Павел для мальчиков является символом реальной жизни, ворвавшейся в их сказку. И реальности этой они боятся (всегда чувствуют страх перед появлением лакея), т.к. она в лице Павла – бесцеремонна, груба и бестолкова.
Вопрос: Забегая вперед, хочется спросить. Другой взрослый человек калека-феномен – человек из реальной жизни, внешне даже более страшный – оставит ли в душах мальчиков такие же негативные чувства, как Павел?
Ответ: Нет, не оставит. Эти чувства будут другие.
7. Беседа по 3 главе рассказа.
Слово учителя:
В 3 главе происходит развитие основного действия рассказа, в ней же – кульминация – написание феноменом афоризма.
Вопрос: Как разворачиваются действия 3 главы?
Ответ: мальчики приходят во двор своего дома.
Вопрос: Кого из второстепенных персонажей они там видят?
Ответ:
  1. колоритная фигура полковника Дударева, военного врача, которого дети уважают, подражают ему в своих играх. Он загадочен для их понимания.
  2. пан Уляницкий – фальшивый человек;
  3. отец – строгий, приучающий их к реальной жизни, отучает от страха перед ней.
  4. Мать – красавица, добрая женщина, в глазах сожаление;
  5. «усатый Макар» - провожатый феномена, зазывала.
Вопрос: Какие чувства испытывает герой, когда увидел внезапно феномена – человека-паука?
Ответ: Болезненное ощущение от вида этого человека, первая серьезная боль души.
Задание: Дайте портретную характеристику Яна Залусского – человека-паука. Запишите ключевые слова в тетрадь.
Вопрос:
Какое эмоциональное состоя...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 7009

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340