Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Конспект урока по теме: Роль мягкого знака в русском языке и русской речи. 4-й класс
Автор(ы): Шишкина Наталия Михайловна, учитель русского языка илитературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: Учебная: совершенствование умения правильно писать слова с Ь. Развивающая: развитие мыслительной деятельности. Воспитательная: формирование умения работать в группе, умения слушать и уважать чужое мнение. Общепредметные: воспитание интереса к родному языку. Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо. Тип урока: работа с информационной таблицей. Оборудование: папки с заданиями для работы групп. I этап Стадия вызова Сегодняшнюю работу мы посвятим еще одной, очень трудной теме в русском языке – мягкому знаку. Вспомните, что вы уже знаете об этом скромном, но таком ошибкоопасном знаке. Для этого выполните работу на доске. 1 вариант. Вставьте пропущенные буквы, определите роль мягкого знака. Мол… Вер… Сем… Сел…д… Бол… Тен… 2 вариант. Вставьте пропущенные буквы, определите роль мягкого знака. Ноч… Вещ… Рож… Печ… Плач… Плащ… 3 вариант. Вставьте пропущенные буквы, определите роль мягкого знака. Вскач… Горюч… Встреч… Училищ… Съеш… Сможеш… 4 вариант. Вставьте пропущенные буквы, определите роль мягкого знака. Ноч…ю Двер…ю Обез…яна В…юга Б…ются Раздол…е Почему с некоторыми словами работать вам было трудно и почему есть ошибки? Правильно. Мы знаем пока только две функции мягкого знака: смягчающую и разделительную. Послушайте спор двух ребят. – Я знаю, зачем нужен мягкий знак. Чтобы обозначить мягкость. Смотрите: моль, верь, семь. И еще – ночь, вещь, рожь, печь. Что их тут зря написали? – Ой, наверное, зря. Смотрите: плач, плащ, встреч. Здесь на конце слов те же буквы, а мягкого знака нет. Можем ли мы с вами разрешить этот спор? Как? (Ответы) Откроем папки и посмотрим кластер (приложение 1), который я для вас приготовила. Можете ли вы его прокомментировать? (Ответы). Попробуйте привести примеры для тех моментов, которые в споре ребят не отражены. (Раздолье). На вашем кластере много пустых стрелочек. Вы догадываетесь, зачем они здесь? (Не все правила рассказали). То есть правил о мягком знаке в русском языке так много? А может, можно обойтись без мягкого знака, как в словах плащ, кирпич? Давайте представим, что мягкий знак исчез из нашего языка и облегчил нам учение. Попробуйте прочитать предложение из задания №1 (приложение 2). Его вы найдете в ваших папках. Как вы к нему отнеслись? (Ответы) Можем ли мы сказать, что мягкий знак нам не нужен? Что пропало вместе с мягким знаком? (Смысл). Значит, мягкий знак несет смыслоразличительную роль. Какой раздел русского языка нам здесь помогал? (Фонетика). А какой раздел поможет нам смысл восстановить? (Орфография). А почему? (Произносим неправильно и пишем неправильно). А в каких словах потеря мягкого знака заметна меньше? Почему? (Его в этих словах не слышно). А научиться писать грамотно вы хотите? II этап Осмысление Познакомимся с графическими знаками, которые помогут нам проанализировать собственную работу. V - знаю; + - новое; – - затрудняюсь. Обозначьте этими значками свои знания о мягком знаке на примере слов из этого предложения. Мы сегодня не случайно работаем в группах, потому что в процессе работы вы будете помогать друг другу, что облегчит понимание трудной темы. Что же, тогда не будем бояться трудностей. Откроем наш замечательный помощник – таблицу (приложение 3) и исп...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3581
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|