Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Конспект урока по теме: Различение частиц не-ни. 7-й класс
Автор(ы): Емельянова Надежда Михайловна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: комбинированный Цель: показать различение частиц НЕ и НИ Знать: Условие выбора частиц НЕ - НИ. Попутное повторение: Знаки препинания в СП. Оборудование: Фрагмент таблицы, индивидуальные карточки, мультимедийная установка. ХОД УРОКА 1. Определение темы урока. - Здравствуйте, Послушайте шуточное стихотворение и попытайтесь определить тему урока. НЕ и НИ у нас частицы Нам их нужно уважать. И при этом не лениться И ни часу не терять. - Итак, какова тема урока? (Различение частиц НЕ И НИ) 2. Постановка целей урока. - Закрепим сведения об употреблении частиц. Вспомним пунктуацию в СП. Но сначала вспомним сочетания с НЕ и НИ. 3. Повторение - Вновь послушайте шуточное стихотворение, найдите устойчивые сочетания с НЕ и НИ и выпишите их. Светило солнце в вышине Ни бледно и ни ярко. И в результате было мне Ни холодно ни жарко. К доске я вышел отвечать, Стоял я перед классом. Ни дать пи взять, ни сесть ни встать, Ни рыба и ни мясо. - Какие вы нашли устойчивые словосочетания? С какой частицей написали? - Посоревнуемся: кто последний назовёт устойчивое сочетание с НЕ или НИ, тот - победитель! (ни встать ни сесть, ни к селу ни к городу, ни много ни мало, ни свет ни заря…) - Давайте подумаем, в какой ситуации, в каком стиле употребляются эти сочетания? - Конечно. В разговорном стиле. Народ придумывает традиции, обряды и слова, которыми их можно обозначить. А сейчас обратимся к тексту и познакомимся с одной удивительной традицией. 4. Работа с текстом. - Возьмите карточку №5. Прочитайте текст. - Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок. - Какое устойчивое сочетание вы встретили? - Что оно обозначает? 5. Выполнение практического задания. Цель: формирование умения различать и правильно писать НЕ-НИ (с использованием дифференцированного обучения). Повторить знаки препинания в сложном предложении. - Но сначала давайте повторим различение НЕ и НИ , используя фрагмент таблицы. (у каждого на парте). Различение НЕ и НИ НЕ | НИ | Если опустить частицу, смысл изменится на противоположный. (Не выучил- выучил) | Если опустить частицу, смысл не изменится. (Его не остановят ни горы ни реки- Его не остановят горы, реки) | В вопросительных и восклицательных предложениях. (Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!) | В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла. (Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест. ) Придаточная часть начинается словами Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни… С существительными в родительном падеже. (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха. ) | В устойчивых выражениях(не по себе, не в духе и т. д. ) | В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д. ) | - Для выполнения работы выберете карточку в соответствии с уровнем усвоения темы. (дифференцированное обучение) Карточка №5 для тех, кто считает, что достаточно хорошо усвоил тему и помнит пунктуацию в сложном предложении. Карточка №4 содержит подсказку: расставить знаки препинания , ориентируясь на подчёркнутые сказуемые. Для кого тема оказалась трудной, можно использовать карточку-подсказку. Карточка № 5 - Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях. Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н. . ) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость. МАСКА – французское masgue восходит к арабскому mashara - “шутка, насмешка”. Карточка № 4 - Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые. Иногда люди хотят чтобы их не узнавали (н…)соседи, (н. . )чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…)приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот с...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 5730
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|