Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока по теме: Различение частиц не-ни. 7-й класс - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Конспект урока по теме: Различение частиц не-ни. 7-й класс


Автор(ы): Емельянова Надежда Михайловна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: комбинированный
Цель: показать различение частиц НЕ и НИ
Знать: Условие выбора частиц НЕ - НИ.
Попутное повторение: Знаки препинания в СП.
Оборудование: Фрагмент таблицы, индивидуальные карточки, мультимедийная установка.
ХОД УРОКА
1. Определение темы урока.
- Здравствуйте, Послушайте шуточное стихотворение и попытайтесь определить тему урока.
НЕ и НИ у нас частицы
Нам их нужно уважать.
И при этом не лениться
И ни часу не терять.
- Итак, какова тема урока? (Различение частиц НЕ И НИ)
2. Постановка целей урока.
- Закрепим сведения об употреблении частиц. Вспомним пунктуацию в СП.
Но сначала вспомним сочетания с НЕ и НИ.
3. Повторение
- Вновь послушайте шуточное стихотворение, найдите устойчивые сочетания с НЕ и НИ и выпишите их.
Светило солнце в вышине
Ни бледно и ни ярко.
И в результате было мне
Ни холодно ни жарко.
К доске я вышел отвечать,
Стоял я перед классом.
Ни дать пи взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.
- Какие вы нашли устойчивые словосочетания? С какой частицей написали?
- Посоревнуемся: кто последний назовёт устойчивое сочетание с НЕ или НИ, тот - победитель!
(ни встать ни сесть, ни к селу ни к городу, ни много ни мало, ни свет ни заря…)
- Давайте подумаем, в какой ситуации, в каком стиле употребляются эти сочетания?
- Конечно. В разговорном стиле. Народ придумывает традиции, обряды и слова, которыми их можно обозначить. А сейчас обратимся к тексту и познакомимся с одной удивительной традицией.
4. Работа с текстом.
- Возьмите карточку №5. Прочитайте текст.
- Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок.
- Какое устойчивое сочетание вы встретили?
- Что оно обозначает?
5. Выполнение практического задания.
Цель: формирование умения различать и правильно писать НЕ-НИ (с использованием дифференцированного обучения). Повторить знаки препинания в сложном предложении.
- Но сначала давайте повторим различение НЕ и НИ , используя фрагмент таблицы. (у каждого на парте).
Различение НЕ и НИ
НЕ НИ
Если опустить частицу, смысл изменится на противоположный. (Не выучил- выучил) Если опустить частицу, смысл не изменится. (Его не остановят ни горы ни реки- Его не остановят горы, реки)
В вопросительных и восклицательных предложениях. (Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!) В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла. (Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест. )
Придаточная часть начинается словами
Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни…
С существительными в родительном падеже. (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха. )
В устойчивых выражениях(не по себе, не в духе и т. д. ) В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д. )
- Для выполнения работы выберете карточку в соответствии с уровнем усвоения темы.
(дифференцированное обучение)
Карточка №5 для тех, кто считает, что достаточно хорошо усвоил тему и помнит пунктуацию в сложном предложении.
Карточка №4 содержит подсказку: расставить знаки препинания , ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.
Для кого тема оказалась трудной, можно использовать карточку-подсказку.
Карточка № 5
- Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.
Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н. . ) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.
МАСКА – французское masgue восходит к арабскому mashara - “шутка, насмешка”.
Карточка № 4
- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.
Иногда люди хотят чтобы их не узнавали (н…)соседи, (н. . )чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…)приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот с...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 5730

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340