Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Конспект урока развития речи в 5-м классе по теме: «Изложение с языковым анализом по тексту К.Г. Паустовского Первый снег»
Автор(ы): Рубайло Валентина Вячеславовна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - закрепить понятие “изложение с языковым анализом”;
- показать систему языковых средств, использованных в тексте;
- обогатить язык учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими средствами языка;
- содействовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся;
- помочь понять учащимся идею, композицию, детали, связи и зависимости текста;
- развивать творческие возможности учащихся;
- научить понимать и ценить красоту русского языка.
Оборудование: школьная доска, учебник 5-7 класса “Русская речь” Е.И.Никитиной, иллюстрации к рассказу. Оформление доски На доске записан план текста. - Странные ощущения.
- “Мертвая” тишина.
- За стеклами все было снежно и безмолвно.
- За два часа так необыкновенно изменилась земля.
- ..................................................................................
- ..................................................................................
Даны слова для орфографической работы: показалось, закачалось, прислушивался, посапывает, показывали, увидев, необыкновенная, стеклянная, застенчивая. План урока 1. Орг. момент 2. Вступительная беседа. 3. Чтение текста учителем. 4. Беседа по тексту: – пояснение и уточнение его содержания; – выявление темы и идеи текста; – объяснение структуры текста. 5. Коллективная работа над планом. 6. Повторное чтение текста и его языковой анализ. 7. Написание изложения: черновик (25 мин.), чистовик (20 мин.) Ход урока 1. Орг. момент. Приветствую класс, проверяю готовность к уроку, сообщаю цели урока. Ребята, сегодня мы на уроке будем писать изложение с языковым анализом. Суть этой работы заключается в том, чтобы выявить, какие языковые средства отобраны автором при создании текста и с какой целью он это делал. 2. Вступительная беседа. Учитель: “Первый снег” - рассказ К.Г. Паустовского, который входит в его книгу “Летние дни”. Работая над этим текстом, мы еще раз внимательно рассмотрим, как строится повествование, как автор строго отбирает материал, обратим внимание на лексику и синтаксические особенности предложений. К.Г.Паустовский - это знакомый вам писатель, вы уже знаете некоторые его произведения. Вы знаете, что он очень любил природу, вот почему в его книгах так много рассказов о животных, птицах, о лесе, о травах и цветах. Но он не только любовался природой, он хотел найти в ней объяснение человеку - его поступкам, мыслям, его желаниям. Ребята, многим из вас уже исполнилось 9-10 лет, вы уже не один раз видели первый снег. Конечно, первый снег всегда тает, приносит грязь и слякоть, но, несмотря на это, мы всегда рады первому снегу, земля преображается, покрывается белоснежным пушистым ковром. А какие чувства у вас вызывает первый снег? Уч-ся: (ответы на вопрос). Учитель: А теперь давайте прочитаем рассказ К.Г.Паустовского “Первый снег”, где он описывает свои чувства, когда, проснувшись, увидел за окном первый снег. 3. Чтение текста учителем. Первый снег. 1) Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. 2) Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют “мертвой”. Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот. 3) Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну - за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. 4) Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа. Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа. 5) Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло. 6) Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал : – Первый снег очень к лицу земле. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. Учитель: Рувим - это человек, который путешествовал вместе с Паустовским. 4. Беседа по тексту. Учитель: Понравился ли вам рассказ? Почему? Что вы мысленно увидели, когда слушали рассказ? Уч-ся: (ответы). Учитель: Определите тип речи и стиль этого текста. Докажите свое мнение. Уч-ся: Это повествовательный тип речи, так как в тексте говорится о событии, он отвечает на вопрос “что произошло?”, к тексту можно сделать одну фотографию. Преобладают глаголы, обозначающие движение и состояние. Стиль - художественный, так как основная его цель - воздействовать на чувства читателей. Учитель: Назовите тему текста, о чем он? Уч-ся: Из этого рассказа мы узнаем, какие чувства, ощущения испытал автор, когда увидел, что выпал первый снег. Это также рассказ о том, как изменилась земля после того, как выпал первый снег. Учитель: Повествование озаглавлено “Первый снег”. Что отражено в заглавии: тема или идея текста? Уч-ся: В заглавии отражена тема. Идея, главная мысль текста другая. Автор говорит нам, читателям: “Человек, остановись, посмотри, как прекрасен этот мир, как чиста природа, полюбуйся этой красотой”. 5. Составление плана. Учитель: На доске записан план этого текста, он состоит из шести частей. Четыре из них озаглавлены. Остальные части вам нужно будет озаглавить. Но вначале найдем в тексте эти шесть частей. (Учитель и ученики отмечают в тексте шесть частей в соответствии с планом). Учитель: Можно ли оставить заголовки первых четырех пунктов такими, какими они записаны на доске. Почему? Уч-ся: Я думаю, что первые четыре части можно озаглавить так, как они озаглавлены на доске. В первой части говорится о странном ощущении, во второй части - о “мертвой” тишине, так как все умерло: и дождь, и ветер, и сад; в третьей - о том, что увидел автор в окно; в четвертой части говорится, о чем подумал автор. Учитель: Озаглавьте пятую и шестую части. Объясните свой выбор. Уч-ся: Пятую часть можно озаглавить “Визит птицы”, “Птица за окном”, потому что в ней говорится о том, что в сад прилетела птица. Шестую часть можно озаглавить “Первый снег очень к лицу земле”. Это главная мысль шестой части. 6. Языковой анализ текста. Учитель: А теперь давайте займемся главной нашей работой - посмотрим, какие языковые средства и почему использовал автор в своем тексте. Текст начинается со слова “однажды”. Такое начало характерно для повествовательного типа речи. Слова “однажды”, “как-то раз”, “когда-то”, “некогда” удобны, чтобы начать сообщение о каком-либо случае, событии, происшествии. Выбор автором такого начала вполне закономерен, потому что он пишет рассказ, то есть литературно-художественное повествование. В первом предложении он указывает, при каких обстоятельствах и с кем произошло событие, о котором будет рассказано. На слова “странное (ощущение)”, “оглох (во сне)” падает логическое ударение. Эти слова автор использовал для того, чтобы подготовить нас к рассказу о переходе осени в зиму, о первом снеге. Ребята, какие слова в первом абзаце употреблены в переносном значении? Уч-ся: В переносном значении употреблены “мертвая” тишина, умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Учитель: Что достигается употреблением этих слов в переносном значении? Сравните: необыкновенная, необычная, особенная, особая - “мертвая” тишина; перестал дождь - умер дождь, прекратился ветер - умер ветер; затих шумливый, беспокойный сад - умер сад. Уч-ся: Употреблением слов “мертвая”, “умер” автор хочет подчеркнуть абсолютную тишину, без единого звука, такую необычную, что человеку кажется, что он оглох. Учитель: Что нарушает эту тишину? Уч-ся: Эту тишину нарушает только посапывание кота. Учитель: Это дополнение про кота неслучайно. Затихла природа не только за окном, тишина и в доме. Это посапывание кота подчеркивает тишину. Все спит. А почему же сад был “шумливый”, “беспокойный”? Уч-ся: Сад был такой, потому что вечером дул ветер, качались деревья, ветки бились друг о друга, и это создавало шум. А то, что деревья качались, создавало впечатление, что сад о чем-то беспокоится. Учитель: Подберите синонимы к словам “шумливый”, “беспокойный”. Уч-ся: Сад шумный, волнующийся, трепещущий. Учитель: Объясните постановку запятых в первом абзаце. (Ученики вместе с учителем разбирают постановку запятых). Учитель: Прочитаем в...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 19226
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|