Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Инновационная деятельность классного руководителя. Творческий проект - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Инновационная деятельность классного руководителя. Творческий проект


Автор(ы): Корноухова Светлана Васильевна, социальный педгог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Переступая порог школы, первоклассник попадает на огромную, новую для него планету- планету людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с нами, узнать, почему мы все такие разные, по каким правилам мы живем, что ценим друг в друге. Эти уроки ему преподает сама школьная жизнь и, конечно, его первый учитель.
Сегодня роль учителя начинает существенно пересматриваться и переосмысливаться. Причина этого - развитие рынка новых пед.технологий, электроники, социальная трансформация общества.
Общий смысл разнообразных вариантов нового подхода состоит в том, чтобы с первых дней пребывания ребёнка в школе избавить его от авторитарной опеки учителя. Для этого я как учитель, желающий отвечать современным требованиям, разработала свою концепция воспитания, основанную на личностно-ориентированном подходе, развивающем самостоятельность ученика.
Некогда феномен педагогической поддержки, разработанный Олегом Семеновичем Газманом, в современных условиях стал приемлемым средством для развития личности ребёнка.
Свое главное предназначение как педагога я вижу в том, чтобы помогать растущему человеку, создавая благоприятные условия для его общения и деятельности, для развития его самостоятельности.
Мария Мантессори сформулировала один из своих принципов так: “Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю САМ!”
Чтобы осуществить этот принцип развития “самости”, требуются новые методы в деятельности учителя, классного руководителя. Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, развивал бы исследовательские, самооценочные и рефлексивные навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале зарубежной и отечественной педпрактики, принадлежит сегодня методу проектов.
Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности.
А вот внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Именно этот факт стал основополагающим для создания общеклассного проекта “Я и моя семья”.
Тему проекта и его проблему я взяла из окружающей действительности. С первого дня работы в школе я осознаю, что играю ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи. Именно от меня зависит, насколько семья понимает политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей.
Одной из функций классного руководителя является вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. Поэтому в работе с родителями я часто применяю метод проективной деятельности.
Учащиеся моего класса (третьеклассники), сами того не осознавая, стали заказчиками социального проекта. Стали заказчиками и проектантами в одном лице.
Проработав 2 года с коллективом этих учащихся и создав модель классного коллектива родителей и учеников, я поняла, что наши отношения вышли на другой уровень отношений, более сложный.
В разговоре с моими учениками я выяснила, что ребятам хочется чего-то большего, “объять необъятное” - так это назвала. Они уже знают друг друга, умеют ценить многие человеческие качества, осознают роль своих родителей и родительской общественности в целом для нашего коллектива.
“А давайте разделимся на группы и вместе с родителями сыграем в игру! Только чтобы не один день, а долго... Хочется праздника, чтобы всем было весело!” - была идея моих воспитанников. Я, конечно, подхватила её и вместе мы решили провести праздник “Я и моя семья”, приурочив его ко Дню семьи 15 мая.
А так как нетерпеливые малыши не хотели ждать долго (до мая), мы решили готовиться к этому дню весь учебный год!
Для себя я определила цель проекта и задачи.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: максимальное сближение интересов родителей и детей по формированию развитой личности.
ЗАДАЧИ:
  • Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми;
  • Создание условий для равного проявления учащихся класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
  • Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и успехам одноклассников;
  • Формирование у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего и своей роли в нем;
  • Формирование у учащихся культуры общения в системах “ученик- учитель”, “ученик- ученик”, “взрослый- ребёнок”;
  • Определение круга реальных возможностей учащихся и зону их ближайшего развития;
  • Формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
Далее совместно с учащимися и родителями разработали сам проект. Решили, что продуктом проекта станет по окончании учебного года совместный праздник “Я и моя семья”.
Коллективом 3 в класса в сентябре был составлен план действий по реализации проекта:
1) Родители и учащиеся предложили ряд номинаций, которые стали двигателем для успешной деятельности в течение года ученика, его родителей или всей семьи в целом.
Были выдвинуты номинации:
  • Ученик года
  • Семья года
  • Мама года
  • Папа года
  • Спортсмен года
  • Киндер года
  • Открытие года
  • Фото года
  • Модель года
2) Чтобы в конце учебного года учащиеся могли быть номинированным в той или иной номинации, необходимо было запланировать мероприятия, позволяющие каждому члену нашего коллектива быть в тройке лидеров. Решено было в марте провести проектную неделю для защиты проектов по темам:
  • Я - Нижнекамец!
  • Я выбираю здоровый образ жизни!
  • С днем рождения, Казань!
  • Машины-роботы XXIв.
3) Для сбора информации на эти проекты было выделено 4 месяца - октябрь, ноябрь, декабрь, январь, а на реализацию проектов 1 неделя.
4) Пользуясь тем, что я умею создавать художественные фотографии, решено было вместе с родителями провести в феврале фотосессию и оформить альбом под названием “Красота - страшная сила!”
5) Помимо предложенных проектов решили провести групповые формы творческих исследований и собрать материал для очередного выпуска классного печатного издания “ПУЗЯВОЧКИ” , а также для оформления книжек- раскладушек “Муса Джалиль - герой нашей Родины”, “Габдулла Тукай”.
6) В апреле месяце решено было провести черту под всеми творческими делами класса и выбрать кандидатов для каждой номинации.
Стоит отметить, что родителями была предложена идея расширить состав участвующих в Российском заочном конкурсе “Интеллектуально-творческий потенциал России” и приобщить результаты этого конкурса к итогам.
И здесь я ясно увидела, что наш социальный проект имеет очень сложную структуру (содержит в себе ряд мини-проектов и исследовательские работы учащихся).
При оформлении портфолио проекта мною было установлено, что этот проект межпредметный, по доминирующей направленности деятельности учащихся - творческий, по долгосрочности - годичный.
На родительском собрании и собрании класса были установлены критерии оценки проектных работ:
  • Самостоятельная работа над проектом;
  • Актуальность и значимость темы;
  • Полнота раскрытия темы;
  • Оригинальность решения проблемы;
  • Артистизм и выразительность выступления;
  • Раскрытие содержания проекта;
  • Использование средств наглядности, технических средств;
  • Ответы на вопросы;
Полноценная реализация каждого из этапов требует много времени, поэтому подготовка каждого этапа творческого проекта велась не только во внеурочное время. Мне пришлось существенно подкорректировать свой учебно-методический план, чтобы и на уроках можно было работать над теми или иными темами мини-проектов.
В ходе проектной деятельности были выявлены преимущества персональных и групповых проектов.
При работе над персональным проектом можно выстроить и отследить план работы с максимальной четкостью. У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, приобретается опыт деятельности на всех без исключения этапах работы над проектом - от рождения замысла до итоговой рефлексии, формируются важнейшие общеучебные умения и навыки (исследовательские, презентационные, оценочные).
При работе над проектом в группе у участников формируется навык сотрудничества. Каждый этап работы над проектом имеет своего ситуативного лидера, а в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблем. Соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
На проектной неделе были представлены 9 проектов.
Название проекта Кол-во участников Форма защиты проекта Победитель
1 Машина XXI века 6 ПерсональноГруппа 1
2 Я - Нижнекамец 5 ПерсональноГруппа 1
3 Я выбираю здоровый образ жизни 3

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1841

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340