Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока развития речи по русскому языку для 11-го класса: Письмо другу. Яркое событие моей жизни. Обучение написанию дружеского письма - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Конспект урока развития речи по русскому языку для 11-го класса: Письмо другу. Яркое событие моей жизни. Обучение написанию дружеского письма


Автор(ы): Чередникова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели.
1) обучающие:
  • закрепить знания о том, что такое письмо, как оно строится, о его языковых особенностях;
  • тренироваться в различении и написании деловых и частных писем;
  • тренироваться в написании письма другу;
2) развивающие:
  • развивать умение написания дружеского письма;
3) воспитательные:
  • способствовать возрождению традиций эпистолярного жанра,
  • сконцентрировать внимание школьников на ценностях родного языка,
  • воспитывать интерес к творчеству М.А.Булгакова.
Оборудование: портрет М.А. Булгакова, распечатки с текстами его писем, факсимиле писем.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Эпистолярный жанр сейчас переживает не самые лучшие дни. Многим кажется, что не стоит тратить свое время на написание писем, что гораздо быстрее позвонить другому человеку и сообщить ему что-то. Отчасти это верно, но разве можно сравнить спонтанный разговор по телефону с письмом, созданным в расчете на внимательное прочтение того самого человека, с которым мы хотим поделиться горем или радостью?
В современных условиях традиции написания писем возрождаются и получают второе дыхание. Это связано с появлением в нашей жизни такого средства общения, как электронная почта, совмещающего быстроту доставки с индивидуальной направленностью сообщения. Но все же что еще может вызвать такую массу впечатлений, как письмо, неожиданно обнаруженное в почтовом ящике и помнящее тепло рук дорогого человека?
На прошлом уроке мы вспомнили, что такое письмо, какие бывают виды писем и чем они отличаются.
На сегодняшнем уроке мы узнаем, как построить письмо другу, какие средства использовать, чтобы адресат почувствовал себя так, будто говорит с дорогим человеком. Помогут нам в этом письма, созданные М.А.Булгаковым.
II. Работа по теме урока.
1. Задание, направленное на выявление особенностей частного и делового письма.
Прочитайте фрагменты двух писем, отправленных Булгаковым двум разным людям, которые описывают одно событие (приложение № 1, 2).
В 1934 году Михаил Александрович подавал просьбу о разрешении поездки в Европу для поправки здоровья и написания книги. Сначала это разрешение дали, а потом загранпаспорта не выдали без объяснения причин.
Как оформляется начало официального письма? Какое используется обращение? Как излагается ситуация? Найдите выражения, характерные для официально-делового стиля.
(Используется “шапочка”, характерная для официально-деловых бумаг, с указанием должности, фамилии, имени и отчества адресата и адресанта. Обращение начинается словами “уважаемый” или “многоуважаемый” и представляет собой наименование по имени и отчеству. Ситуация излагается как можно более точно и четко, с указанием дат, названий учреждений, участников событий. Встречаются фразы “в конце апреля сего года”, “мною было направлено заявление”, “в паспортах отказано”, “относительно меня”, “никаких оснований не дает”.)
Для чего автором используется диалог? Что еще не соответствует деловой форме? (Булгаков использует диалог, чтобы адресат более живо, эмоционально представил себе картину происшедшего, а также таким образом он стремится документально точно передать свои разговоры со служащими иностранного отдела. Автор письма надеется на понимание и “заступничество”. Есть и другие нарушения норм, которые служат той же цели. Например, несвойственные официальным бумагам обороты речи: “по его растерянному и сконфуженному лицу я увидел”, “обида, нанесенная мне”.)
Прочитайте второе письмо. Докажите, что оно частное, выявив его особенности.
Как обращается Булгаков к другу? (“Дорогой Викентий Викентьевич!”)
Как начинает рассказ о случившемся? (“Хочу рассказать Вам о необыкновенных моих весенних приключениях”)
Использует ли автор способы передачи чужой речи? С той же целью, что в первом письме? А с какой? (Булгаков предугадывает реплики друга, ведет диалог так, будто происходит непосредственное живое общение. Фразы служащего также приведены, но в гораздо меньшем объеме, чем в первом письме. Это позволяет передать впечатление от официального разговора. Кроме того, есть и воображаемые разговоры с Мольером, Гоголем.)
Можно ли говорить о том, что в письме описаны только события? Что главное? (Задача автора здесь другая: главное – не сообщить сведения, а передать свои эмоции) Покажите, какими средствами автор передает свои чувства, создает эффект разговора? (Использование разговорных слов и выражений с экспрессивно-эмоциональной окраской: “паскудное”, “расхворался”, “гадость”, “сочинил заявление” и т.д.; междометия: “ну-с”; восклицательные предложения, фразеологизмы: “кукиш с маслом”. Чтобы передать свое эмоциональное состояние, Булгаков использует сравнение гибели надежды с крушением курьерского поезда и т.д.)
Сформулируйте, в чем отличие частного письма от официального. (Эти два вида писем создаются в соответствии с речевой ситуацией: официальное сообщение фактов или непринужденное общение с другом. В зависимости от этого они различаются деловым или разговорным стилем, особенностями обращения к адресату, описания событий: точного, “сухого” в деловом письме и эмоционального в дружеском)
2) Обучение написанию дружеского письма.
Как же передать в письме свои чувства к человеку, как сделать так, чтобы он представил себя радом с вами? Для этого есть много способов.
а) Начнем с обращения. К уроку ваш одноклассник приготовил индивидуальное задание: выписал из писем Булгакова обращения к жене, брату Николаю, сестре, друзьям и людям, с которыми его связывали деловые отношения.
Среди приведенных примеров выберите те, которые Булгаков использовал в письмах к близким и дорогим людям:
Милая Надя, глубокоуважаемый Василий Васильевич, уважаемые товарищи, дорогой Никол, дорогая Любаня, дорогой и многоуважаемый Константин Сергеевич, дорогая Люсенька, дорогая Лю, Доролю.
Подумайте, как бы вы обратились в письме к своему другу, и запишите несколько примеров.
б) Красиво ли будет начинать письмо к близкому человеку с рассказа о себе? А с чего начать?
Прочитайте письмо Булгакова к сестре Наде (приложение № 3). Посмотрите, как автор выражает интерес к жизни человека, которому пишет.
в) Сформулируйте несколько вопросов, которые можно использовать в подобном письме. Как можно поблагодарить человека за то, что он не оставляет вас своим вниманием?
Кажется, не такое уж яркое событие в жизни Булгакова – отсутствие коммунальных удобств и материальной обеспеченности. Почему он считает нужным рассказать об этом в письме? Как он это делает?
г) Напишите о каком-то событии вашей жизни, постарайтесь передать свои чувства, сделать это так, будто вы говорите адресатом.
д) Чем закончить письмо?
Индивидуальное задание второго одноклассника – выписать конечные фразы из писем Булгакова. Прочитайте их:
“С искренним уважением Михаил Булгаков”, “Привет всем. Целую. Мак.”, “Поправляйся. Надеюсь на вполне благоприятный исход твоей операции. Счастлив, что ты погружен в науку. Будь блестящ в своих исследованиях, смел, бодр и всегда надейся. Люба тебе шлет привет. Твой Михаил”, “Жду вашего ответа, адреса, жму руку. Ваш М. Булгаков”, “Пиши, пиши, не забывай. Михаил”.
е) Не бойтесь выражения своей привязанности. Выскажите просьбу писать вам так, чтобы захотелось это сделать. Попрощайтесь тепло, может быть, даже шутливо.
Напишите конец своего письма.
ж) Что обозначают буквы P.S. в конце письма Булгакова к сестре? (с латинского постскриптум – после написанного. Это приписка к оконченному и подписанному письму)
Для чего были написаны эти, конечно, не совершенные, но забавные стихи в конце?
(Без этих стихов от письма могло остаться очень тягостное впечатление, а стихи позволяют автору вместе с сестрой посмеяться над жизненными трудностями, дать и получить заряд оптимизма)
Не бойтесь завершать свои письма стихами или рисунками, пусть вы не поэт и не художник, но это ваше творчество, знак привязанности к дорогому человеку.
III. Обобщение.
Итак, что же нового и интересного узнали вы сегодня о письме? Чем официальное письмо отличается от частного? На что должны быть направлены все средства, которые вы используете при написании частного письма? Как достичь ощущения близости к дорогому человеку?
(Дети еще раз называют отличия частного письма от делового, указывают на непринужденность общения, на стремление передать эмоции, чувства, повторяют особенности разговорного стиля речи, используемые в дружеском письме)
IV. Домашнее задание.
Завершить написание письма другу.
Приложение № 1
Товарищу Сталину
От драматурга и режиссера
МХАТ СССР имени Горького
Михаила Афанасьевича Булгакова
Многоуважаемый Иосиф Виссарионович!
…В конце апреля сего года мною было направлено Председателю Правительственной Комиссии, управляющей Художественным Театром, заявление, в котором я испрашивал разрешение на двухмесячную поездку за границу, в сопровождении моей жены Елены Сергеевны Булгаковой…
Однако произошло то, чего я не предвидел, то есть, третье.
17 мая мне позвонили по телефону, причем произошел следующий разговор:
— Вы подавали заявление относительно заграничной поездки?
— Да.
— Отправьтесь в Иностранный Отдел Мосгубисполкома и заполните анкету Вашу и Вашей жены.
— Когда это нужно сделать?
— Как можно скорее, так как Ваш вопрос будет разбираться 21 или 22 числа.
…я немедленно явился с женой в ИНО Исполкома и там отрекомендовался. Служащий, выслушав, что меня вызвали в ИНО по телефону, предложил мне подождать, вышел в соседнюю комнату, а, вернувшись, попросил меня заполнить анкеты.
По заполнении, он принял их, присоединив к ним по две фотографические карточки, денег не принял, сказавши:
— Паспорта будут бесплатные. Советских паспортов не принял, сказавши:
— Это потом, при обмене на заграничные. А затем добавил буквально следующее:
— Паспорта вы получите очень скоро, так как относительно вас есть распоряжение. Вы могли бы их получить сегодня, но уже поздно…
23 мая я лично явился с женою в ИНО, причем узнал, что паспортов нет. Тут о них служащий стал наводить справку по телефону, а затем предложил позвонить 25 или 27 мая...
…7 июня курьер Художественного Театра поехал в ИНО со списком артистов, которые должны получить заграничные паспорта. Театр любезно ввел и меня с женой в этот список, хотя я подавал свое заявление отдельно от Театра.
Днем курьер вернулся, причем даже по его растерянному и сконфуженному лицу я увидел, что случилось что-то.
Курьер сообщил, что паспорта даны артистам, что они у него в кармане, а относительно меня и моей жены сказал, что нам в паспортах ОТКАЗАНО…
Обида, нанесенная мне в ИНО Мособлисполкома, тем серьезнее, что...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3474

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340