Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Преподавание курса Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия - Администрирование школы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Администрирование школы

Преподавание курса Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия


Автор(ы): Медведева Наталья Александровна, заместитель директора по УВР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных школ III-IV видов (для незрячих и слабовидящих детей) включен коррекционный курс “Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия”. Данный курс ведется в 1-4 классах по 2 часа в неделю, 5-7 класс по 1 часу в неделю. Вопросы коррекции зрительного восприятия у детей с нарушением зрения широко освещены в специальной тифлолитературе. Однако программы по курсу “Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия” не разработано. Данный курс состоит из двух частей:
I часть программы – занятия, способствующие развитию основных свойств зрительного восприятия, зрительной памяти.
II часть программы – занятия, направленные на формирование навыков гигиены и охраны зрения, привитие навыков здорового образа жизни.
Остановимся подробнее на втором разделе программы.
Основная его цель – дать учащимся понятия основных вопросов гигиены и охраны зрения.
На занятиях педагог ставит следующие задачи:
- Познакомить обучающихся с правилами обращения с очками. Формировать у обучающихся навыки правильного обращения с очками и ухода за ними.
- Познакомить с приемами проведения зрительных гимнастик, их ролью для сохранения и укрепления зрения. Научить проведению основных комплексов и приемов проведения зрительной гимнастики.
- Дать основные понятия о причинах заболеваний глаз. Познакомить с основными вопросами гигиены и профилактики зрительных заболеваний.
- Научить основным приемам снятия зрительного напряжения.
- Показать роль правильного питания с целью укрепления зрения и общего состояния организма.
- Научить приемам сохранения зрения при проведении различных видов деятельности, познакомить с правилами техники безопасности для сохранения зрения.
Примерная тематика занятий по годам обучения.
1 класс (10 часов) – Для чего нужны глаза? Зачем нужны очки? Зачем глазам зарядка? Почему болят глаза? Мы и телевизор. Как правильно читать и писать. Что делать если глаза устали? Мы на прогулке. Детские игры. Берегите зрение!
2 класс (8 часов) – Почему болят глаза? Правила ношения очков. Зрительная гимнастика. Охрана зрения в быту. Охрана зрения в школе. Как уберечься от травм зимой? Питание и зрение. Снятие зрительного напряжения.
3 класс (7 часов) – Значение зрения в жизни человека и животных. Отчего портится зрение? Гигиена зрения в школе. Зрительная гимнастика. Охрана зрения в быту. Упражнения для снятия зрительного утомления. Как укрепить зрение?
4 класс (8 часов) – Строение и значение органа зрения. Гигиена учебного процесса. Зрительная память и ее развитие. Очки. Правила ношения и уход. Снятие зрительного напряжения. Как уберечься от травм. Здоровый образ жизни и зрение. Охрана зрения в быту.
5 класс (10 часов) – Значение зрения в жизни человека и животных. Причины нарушения зрения. Заболевания органа зрения. Охрана зрения в быту. Охрана зрения в школе. Правильное питание и витамины для зрения. Зрительная гимнастика и ее значение. Снятие физического утомления. Саморегуляция. Снятие зрительного напряжения.
6 класс (13 часов) – Почему болят глаза? “Плюсы” и “минусы” очков. Травматизм. Первая помощь. Телевизор, компьютер – друзья или враги? Питание и зрение. Детские игры. Саморегуляция. Снятие зрительного напряжения. Профилактика заболеваний. Оптическая коррекция. Безопасный дом (неоптическая коррекция). Солнце – друг или враг? Самомассаж.
7 класс (13 часов) – Строение и значение органа зрения в жизни человека. Причины нарушения зрения. Как укрепить зрение? Лечебная физкультура. Вредные привычки и зрение. Искусственное освещение. Как правильно смотреть телевизор? Правила работы с компьютером. Саморегуляция. Снятие зрительного напряжения. Технические устройства и оптические средства коррекции. Неоптические методы коррекции зрения. Народная медицина.
Программа построена по концентрическому типу – тематика занятий частично повторяется из класса в класс, но изложение материала идет с усложнением. Данные занятия распределяются в течение всего учебного года. Мы проводим их в начале и в конце каждой учебной четверти.
Изучаемый материал дается в различных формах: используются игровые моменты, памятки, разрабатываются алгоритмы действий, используется просмотр видеофрагментов по тематике, изучение комплексов упражнений, и конечно же, практические приемы в овладении данными навыками.
Фрагмент занятия по теме “Для чего нужны глаза?”
ОБОРУДОВАНИЕ: сказочный герой, модель “Глаз”, плакат “В мире глаз”, зеркала, карточки с символами, бумага, цветные карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Сюрпризный момент: в гости к ребятам приходит сказочный герой.
- Ребята, давайте поздороваемся с гостем. Посмотрите, что он нам принес? (волшебный мешочек)
- Давайте посмотрим что в нем. (Набор предметов: мяч, кубик, пирамидка, кукла, машинка большая и маленькая, мягкая игрушка)
- Как вы определили что это? (посмотрели глазами).
2. Отгадывание и объяснение загадок о глазах:
Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно, а друг друга не видят.
Два соседа – непоседы: день на работе, ночь на отдыхе.
Кругло, горбато, около – мохнато.
Придет беда – потечет вода.
3. Беседа с ребятами. – Для чего нужны глаза?
4. Мини-рассказы. Закончите рассказ.
“Жил-был человек без глаз…”
5. Моделирование символов восприятия глаз:
- Ребята, а что мы можем увидеть в предмете с помощью зрения? (Цвет, форму, размер.)
6. Стих о глазах (из книги Натальи Орловой “Ребятишкам про глаза”):(сопровождается показом и объяснениями учителя)
Глаз – волшебный теремок,
Круглый маленький домок.
Хитро он устроен –
Без гвоздей построен.
Круглый дом со всех сторон –
Белой пленкой окружен.
Обойдем же дом скорей –
Ни крылечка, ни дверей.
Роговица – словно пленка –
Вся прозрачна как стекло –
В мир прозрачное окно.
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.
Глаз бывает синий, серый
Впереди пред белой склерой
Яркой радужки кружок,
Украшает глаз-домок.
В центре радужки зрачок
Черный, маленький кружок.
7. Радужка – от слова радуга: разноцветная.
Какие цвета в радуге? (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Какого цвета бывают глаза? (черные, карие, коричневые, голубые, серые, зеленые, серо- голубые, серо-зеленые).
- Давайте найдем на плакате глаза разного цвета…..
- Посмотрите в зеркало: какого цвета у вас глаза?
- Посмотрите в глаза другу. Какого цвета глаза у ваших одноклассников?
8. Сравнение глаз. (Плакат с разными глазами, зеркала).
Чем похожи глаза? (брови, ресницы, белок, зрачок)
Для чего нужны брови, ресницы? (защита)
Чем отличаются? (цвет – радужка, размер, форма)
9. Что еще могут увидеть ваши глаза? (сравнение предметов из чудо-мешочка).
В занятиях часто используется прием составления самими детьми памяток по охране и гигиене зрения. Вот некоторые примеры:
ПАМЯТКА 1. ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ОЧКАМИ.
  1. Обязательно выполняй режим ношения очков.
  2. Носи очки только в футляре.
  3. Снимай и надевай очки двумя руками.
  4. Клади очки на стол стеклами вверх.
  5. Следи за чистотой очков. Промывай очки водой и вытирай чистым платком или полотенцем.
  6. Будь аккуратен. Не бросай очки.
  7. Не деритесь, чтобы не разбить очки и не поранить глаза.
  8. Не пользуйся сломанными, разбитыми или чужими очками.
ПАМЯТКА 2. В КАКИХ ПРОДУКТАХ “ЖИВУТ” ВИТАМИНЫ?
Витамин А – рыба, морепродукты, абрикосы, печень, морковь, томаты, сладкий картофель, все листовые овощи, петрушка, зелень горчицы, морские продукты, масло рыбьей печени, семечки подсолнуха, пивные дрожжи.
Витамин B1 – находится в рисе, овощах, птице, орехи, цельном зерне (кукуруза, рожь, пшеница), пивных дрожжах, меде.


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2002

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340