Главная / Методические материалы / Администрирование школы
Преподавание курса Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия
Автор(ы): Медведева Наталья Александровна, заместитель директора по УВР
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных школ III-IV видов (для незрячих и слабовидящих детей) включен коррекционный курс “Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия”. Данный курс ведется в 1-4 классах по 2 часа в неделю, 5-7 класс по 1 часу в неделю. Вопросы коррекции зрительного восприятия у детей с нарушением зрения широко освещены в специальной тифлолитературе. Однако программы по курсу “Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия” не разработано. Данный курс состоит из двух частей: I часть программы – занятия, способствующие развитию основных свойств зрительного восприятия, зрительной памяти. II часть программы – занятия, направленные на формирование навыков гигиены и охраны зрения, привитие навыков здорового образа жизни. Остановимся подробнее на втором разделе программы. Основная его цель – дать учащимся понятия основных вопросов гигиены и охраны зрения. На занятиях педагог ставит следующие задачи: - Познакомить обучающихся с правилами обращения с очками. Формировать у обучающихся навыки правильного обращения с очками и ухода за ними. - Познакомить с приемами проведения зрительных гимнастик, их ролью для сохранения и укрепления зрения. Научить проведению основных комплексов и приемов проведения зрительной гимнастики. - Дать основные понятия о причинах заболеваний глаз. Познакомить с основными вопросами гигиены и профилактики зрительных заболеваний. - Научить основным приемам снятия зрительного напряжения. - Показать роль правильного питания с целью укрепления зрения и общего состояния организма. - Научить приемам сохранения зрения при проведении различных видов деятельности, познакомить с правилами техники безопасности для сохранения зрения. Примерная тематика занятий по годам обучения. 1 класс (10 часов) – Для чего нужны глаза? Зачем нужны очки? Зачем глазам зарядка? Почему болят глаза? Мы и телевизор. Как правильно читать и писать. Что делать если глаза устали? Мы на прогулке. Детские игры. Берегите зрение! 2 класс (8 часов) – Почему болят глаза? Правила ношения очков. Зрительная гимнастика. Охрана зрения в быту. Охрана зрения в школе. Как уберечься от травм зимой? Питание и зрение. Снятие зрительного напряжения. 3 класс (7 часов) – Значение зрения в жизни человека и животных. Отчего портится зрение? Гигиена зрения в школе. Зрительная гимнастика. Охрана зрения в быту. Упражнения для снятия зрительного утомления. Как укрепить зрение? 4 класс (8 часов) – Строение и значение органа зрения. Гигиена учебного процесса. Зрительная память и ее развитие. Очки. Правила ношения и уход. Снятие зрительного напряжения. Как уберечься от травм. Здоровый образ жизни и зрение. Охрана зрения в быту. 5 класс (10 часов) – Значение зрения в жизни человека и животных. Причины нарушения зрения. Заболевания органа зрения. Охрана зрения в быту. Охрана зрения в школе. Правильное питание и витамины для зрения. Зрительная гимнастика и ее значение. Снятие физического утомления. Саморегуляция. Снятие зрительного напряжения. 6 класс (13 часов) – Почему болят глаза? “Плюсы” и “минусы” очков. Травматизм. Первая помощь. Телевизор, компьютер – друзья или враги? Питание и зрение. Детские игры. Саморегуляция. Снятие зрительного напряжения. Профилактика заболеваний. Оптическая коррекция. Безопасный дом (неоптическая коррекция). Солнце – друг или враг? Самомассаж. 7 класс (13 часов) – Строение и значение органа зрения в жизни человека. Причины нарушения зрения. Как укрепить зрение? Лечебная физкультура. Вредные привычки и зрение. Искусственное освещение. Как правильно смотреть телевизор? Правила работы с компьютером. Саморегуляция. Снятие зрительного напряжения. Технические устройства и оптические средства коррекции. Неоптические методы коррекции зрения. Народная медицина. Программа построена по концентрическому типу – тематика занятий частично повторяется из класса в класс, но изложение материала идет с усложнением. Данные занятия распределяются в течение всего учебного года. Мы проводим их в начале и в конце каждой учебной четверти. Изучаемый материал дается в различных формах: используются игровые моменты, памятки, разрабатываются алгоритмы действий, используется просмотр видеофрагментов по тематике, изучение комплексов упражнений, и конечно же, практические приемы в овладении данными навыками. Фрагмент занятия по теме “Для чего нужны глаза?” ОБОРУДОВАНИЕ: сказочный герой, модель “Глаз”, плакат “В мире глаз”, зеркала, карточки с символами, бумага, цветные карандаши. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Сюрпризный момент: в гости к ребятам приходит сказочный герой. - Ребята, давайте поздороваемся с гостем. Посмотрите, что он нам принес? (волшебный мешочек) - Давайте посмотрим что в нем. (Набор предметов: мяч, кубик, пирамидка, кукла, машинка большая и маленькая, мягкая игрушка) - Как вы определили что это? (посмотрели глазами). 2. Отгадывание и объяснение загадок о глазах: Два Егорки живут возле горки, Живут дружно, а друг друга не видят. Два соседа – непоседы: день на работе, ночь на отдыхе. Кругло, горбато, около – мохнато. Придет беда – потечет вода. 3. Беседа с ребятами. – Для чего нужны глаза? 4. Мини-рассказы. Закончите рассказ. “Жил-был человек без глаз…” 5. Моделирование символов восприятия глаз: - Ребята, а что мы можем увидеть в предмете с помощью зрения? (Цвет, форму, размер.) 6. Стих о глазах (из книги Натальи Орловой “Ребятишкам про глаза”):(сопровождается показом и объяснениями учителя) Глаз – волшебный теремок, Круглый маленький домок. Хитро он устроен – Без гвоздей построен. Круглый дом со всех сторон – Белой пленкой окружен. Обойдем же дом скорей – Ни крылечка, ни дверей. Роговица – словно пленка – Вся прозрачна как стекло – В мир прозрачное окно. Через круглое оконце В глаз проходит свет от солнца. Глаз бывает синий, серый Впереди пред белой склерой Яркой радужки кружок, Украшает глаз-домок. В центре радужки зрачок – Черный, маленький кружок. 7. Радужка – от слова радуга: разноцветная. Какие цвета в радуге? (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Какого цвета бывают глаза? (черные, карие, коричневые, голубые, серые, зеленые, серо- голубые, серо-зеленые). - Давайте найдем на плакате глаза разного цвета….. - Посмотрите в зеркало: какого цвета у вас глаза? - Посмотрите в глаза другу. Какого цвета глаза у ваших одноклассников? 8. Сравнение глаз. (Плакат с разными глазами, зеркала). Чем похожи глаза? (брови, ресницы, белок, зрачок) Для чего нужны брови, ресницы? (защита) Чем отличаются? (цвет – радужка, размер, форма) 9. Что еще могут увидеть ваши глаза? (сравнение предметов из чудо-мешочка). В занятиях часто используется прием составления самими детьми памяток по охране и гигиене зрения. Вот некоторые примеры: ПАМЯТКА 1. ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ОЧКАМИ. - Обязательно выполняй режим ношения очков.
- Носи очки только в футляре.
- Снимай и надевай очки двумя руками.
- Клади очки на стол стеклами вверх.
- Следи за чистотой очков. Промывай очки водой и вытирай чистым платком или полотенцем.
- Будь аккуратен. Не бросай очки.
- Не деритесь, чтобы не разбить очки и не поранить глаза.
- Не пользуйся сломанными, разбитыми или чужими очками.
ПАМЯТКА 2. В КАКИХ ПРОДУКТАХ “ЖИВУТ” ВИТАМИНЫ? Витамин А – рыба, морепродукты, абрикосы, печень, морковь, томаты, сладкий картофель, все листовые овощи, петрушка, зелень горчицы, морские продукты, масло рыбьей печени, семечки подсолнуха, пивные дрожжи. Витамин B1 – находится в рисе, овощах, птице, орехи, цельном зерне (кукуруза, рожь, пшеница), пивных дрожжах, меде.
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2002
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|