Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Разработка урока Реки России
Автор(ы): Гальцева Татьяна Николаевна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: комбинированный Форма урока: Изучение новой темы, с элементами творчества и самостоятельности. Цели: - познакомиться с крупными речными системами России,
- определить их зависимость от климата и рельефа.
- сформировать понятие уклон и падение реки.
Задачи урока: 1. Образовательная: - Изучить крупнейшие речные системы России.
- Определить зависимость речной системы от климата, направление от рельефа.
- Объяснить особенности питания и режим рек.
2 Воспитательная: - Формирование чувства любви к родной природе.
3. Развивающая - Развивать навыки работы со справочным и публицистическим материалом.
- Формировать критическое мышление.
Оборудование: - учебник И.И. Баринова География. Природа России 8 класс;
- атласы;
- контурные карты;
- рабочие тетради;
- компьютер;
- проектор;
- ЦОР “География России: природа и население. 8 класса”;
- экран.
I. Организационный момент Приветствие учителя. II. Актуализация знаний Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше – это внутренние воды. Сегодня на уроке мы начинаем изучение темы “Внутренние воды и водные ресурсы” (откроем тетради и запишем тему на несколько уроков вперед) Давайте вспомним, что включает в себя понятие “внутренние воды”. Ответы детей: реки, озера, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды. Сегодня мы посветим наш урок самого используемому компоненту внутренних вод – это реки. Запишите тему урока: “Реки России” На территории России более 2,5млн. крупных рек и маленьких речушек. Россия занимает второе место в мире по величине суммарного стока вод после Бразилии. С термином “река” вы познакомились еще в 6 классе и сейчас мы с вами освежим память. Вопросы для повторения ранее изученного материала: А) Поток воды текущий в выработанном им углублении – река. Б) Как называется начало реки – исток. В) Что может быть истоком реки – озеро, ледник, болото. Г) Место, где река впадает в другую реку, в озеро или в море – устье. Д) Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в главную реку - речной бассейн. Е) Что образует главная река со всеми притоками – речную систему. Ж) как определить какой приток у реки правый, а какой левый – необходимо встать лицом по течению реки, все реки, впадающие справа – будут правыми притоками, с лева – левыми. З) Что значит верхнее, среднее и нижние течение реки – ближе к истоку – верхнее течение, ближе к устью – нижнее течение. III. Изучение нового материала 1. Крупные реки России А) Крупные реки и их питание. Прошу открыть контурные карты и с помощью презентации Приложение 1, мы познакомимся с крупными реками России. Вы внимательно смотрите слайд, изучаете информацию о местонахождении реки – отмечаете реки на контурной карте, знакомитесь с питанием рек и любуетесь фотографиями. После того, как отмечены реки: Северная Двина, Мезень, Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма. Учитель задает вопросы: - Что объединяет отмеченные вами реки? – они впадают в Северный Ледовитый Океан - Почему крупнейшие реки России текут на север? – большая территория России имеет уклон к северу - Какое питание характерно для рек Северного Ледовитого океана – снеговое После того как отмечен Амур, учитель задает вопросы: - Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере – на побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов - Какое питание характерно для Амура – дождевое - Объясните, почему? Какой климат, характерен для Дальнего Востока – муссонный, летний муссон приносит с собой большое количество дождей Отметьте реки Волгу, Урал - В какое море-озеро они впадают – Каспийское - Какое питание преобладает – снеговое Отметьте реки Терек. Кубань - Какое питание характерно для этих рек – ледниковое Отметьте Дон и Кубань - В какое море впадает Кубань – Черное - В какое море впадает Нева – Балтийское Один ли источник питания у рек России – нет несколько, значит питание смешанное Сделайте вывод: Питание российских рек смешанное. 2. Режим рек России Изучение нового материала происходит с помощью ЦОР “География России: природа и население. 8 класс”, автор В.П. Дронов. Меню ->характеристика природы -> воды - > режим рек С помощью карты на экране и слов диктора определите три разных режима рек России – с весенним половодьем, с половодьем в летний период, с паводочным режимом. Какой режим рек пр...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2672
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|