Главная / Методические материалы / Работа с родителями
Интеграция учебной работы и работы с родителями
Автор(ы): Сурина Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: "Береги честь смолоду". Цели: 1. Познакомить учащихся с повестью В. Железникого “Чучело”. 2. Воспитывать у учащихся такие качества, как порядочность, коллективизм, чувство ответственности. 3. Развивать память, внимание, мышление и речь учащихся. Оборудование: повесть В. Железникого “Чучело”, репродукции картин, рисунки учащихся. ХОД УРОКА 1. Вступительное слово учителя. Война далеко позади. В тихом городе на берегу Оки мирно течет трудовая жизнь. Городок небольшой, но древний, много бедствий и битв переживший за свою восьмисотлетнюю историю. Когда-то здесь были опрокинуты полчища ханских воинов, рвавшихся смять нашу родину. “И Отечественная война 1812 года задела городок своим острым углом”,- пишет автор. Много лет спустя бурей пронеслась империалистическая; волной виселиц, расстрелов, жестокого опустошения прокатилось фашистское нашествие. А городок остался жив. - Какие мысли и чувства вызывают в читателе первые страницы повести В. Железникого “Чучело”?(Симпатию.) На одном из холмов городка высится старинный дом уважаемой всеми горожанами в прошлом многосемейной династии Бессольцевых. Старики умерли или смолоду погибли на войне, дом ослеп и оглох, стоит с заколоченными дверями и окнами. Но возвратился на родину офицер в отставке Николай Николаевич Бессольцев. 2. Беседа с учащимися. - Что думают о нем горожане? (Странный майор, прошел всю войну, не одну награду имеет, получает хорошую пенсию, а ходит в заплатанном пальто.) - Как его дразнят озорные одноклассники Ленки? (Заплаточником.) - Почему? (Им неведомо, что всю свою пенсию Н.Н. тратил на покупку картин, написанных его предком, крепостным крестьянином.) Он служит истории. Докажите примерами. (Святые люди приходили к тому, что становились нищими.) - Посмотрите на произведение живописи (Образ старика.) - Как он одет? (Бедно.) Рассмотрите внимательно лицо старика. Что вы можете о нем сказать? (Глаза живые, лицо задумчивое, этот человек богат духовно.) Покажите свои рисунки. - А нужны ли нам такие люди сейчас? - Почему? 3. Анализ повести совместно с актерскими сценами. - Что вносит в дом одинокого деда нежданно появившаяся Ленка? (Ласку и веселье.) Докажите примерами из текста “Она засмеялась, и будто колокольчик звякнул и упал в траву”. - Посмотрите инсценировку и скажите, как одноклассники встречают Ленку? Сцена в классе. Почему? Прочитайте описание внешности. Выводы. Лена-подросток, с длинными руками и торчащими на спине, как крылышки, лопатками, большим ртом, двумя канатиками туго заплетенных кос, вызывает у некоторых ребят насмешки, а один бездумный острослов встречает девочку в классе прозвищем Чучело (К Ленке прилипла эта кличка.) - А как мы встречаем, если к нам в класс придет новенький? - Кто берет Ленку под защиту? (Димка Сомов.) - Что происходит с Ленкой? (Она влюбляется. Даже в мыслях она не произносит этого слова, но Димка Сомов “какой-то весь таинственный, глаза синие-синие, а волосы белые, а лицо строгое, пленяет и покоряет ее”. Первая любовь, ты благородна, прекрасна, говорит повесть В. Железникова, но тяжелое испытание выпадает на долю Ленки, милого Чучела.) - Какое испытание выпадает на долю Ленки, милого Чучела? (Задача: идти на урок или сбежать в кино? Дух озорства и противоречия обуял шестиклассников, стерли объявление классной руководительницы и умчались в кино. Прогул. Коллективный проступок строжайше наказан). - От кого же узнали, что именно они, шестиклассники, стерли с доски объявление руководительницы, а не кто-то другой. (Эй, ребята, признавайтесь, кто выдал? Молчание. Кто-то трусит признаться. В ребячьем коллективе разыгрывается драма. На долю Ленки выпадает в ней тяжелая роль. Случайно она слышит, как Димка рассказывает учительнице о виновниках происшедшего.) - Как меняется лицо Димки? (На глазах Ленки сереет от страха красивое лицо Димки Сомова.) - Что с ним стало? Ведь он не раз бывал смелым. А сейчас? (Глаза бегают, губы дрожат.) - Почему? ( Он страдает от страха.) - Что делает Ленка? (Она жалеет его; берет вину на себя.) - Как ведет себя Димка после того, когда узнает, что Ленка все знает? (Говорит, что не допустит, чтобы ребята обрушили ярость и гнев на нее, говорит, что он тут же признается. Но не признается. Изменяет дважды, трижды, навсегда. Непрощаемо.) - Почему? (Страх потерять прежний свой авторитет у ребят, жалкие попытки сохранить его во что бы то ни стало, пусть даже внутренне презирая себя, победили в нем.) - Какая мысленная реакция возникает у Димки в момент разоблачения? (Ему становится мучительно жаль себя, и в воображении его возникает мелодраматическая картина). Чтение отрывка из текста. - Как поступили одноклассники в тот момент, когда Ленка взяла вину на себя? (Выступили против нее единым фронтом.) - А все ли сделали это из побуждения? Наказать предателя? (Нет. Многие сделали это из чувства завистливой ревности, неосуществившейся надежды и, что самое странное, просто от скуки, из любопытства, смешанного отчасти с низменным, животным наслаждением - травлей смешного и слабого человека.) - Какая проблема с этим связана? (Так жить проще, спокойнее, безопаснее, наконец. Зачем самостоятельно думать, рассуждать, если есть кто-то, кто решит за тебя и на кого при случае можно переложить ответственность за случившееся. С этим связана глубоко волнующая писателя проблема бездумного подчинения массы лидерству, основанному на физической силе и эгоистически подавляющей требовательности.) - Может ли такое произойти в реальной жизни? 4. Вывод. В повести Железникова есть жизненная правда. Что показывает Железников? (В. Железников показывает борьбу добра со злом, победу добра, победу чести и честности.) - Чему учит книга Железникова? (Честности, благородству). 5. Беседа для родителей. “Дом был как свеча”. Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла. А.А. Сухомлинский Теперь уже вряд ли кого придется убеждать в том, что именно в детстве закладывается очень многое из того, что определит жизненный идеал человека. От того, с чем сталкивается ребенок в родном доме, чему он там учится, зависит все его отношение к миру. В сегодняшней беседе хочу показать это на примере дома Бессольцевых из повести В. Железникова “Чучело”, которую вы прочитали вместе с детьми. Сюжет повести как будто бы прост. Лене Бессольцевой, недавно приехавшей к дедушке в маленький среднерусский городок, класс объявляет бойкот за “предательство” и начинает отчаянную травлю доброй, открытой, доверчивой девочки. Ребята не знают, что не Лена, а ее друг Дима Сомов рассказал учительнице о побеге класса с урока в кино. А, Дима, оказывается трусом. Пережив драму травли и разочарования в друге, Лена вместе с дедушкой навсегда покидает городок на Оке. - Почему это произошло? Поэтичность этого городка, овеянного древними преданиями и одаренного красотой окружающей природы, составляет фон школьной драмы и подчеркива...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1407
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|