Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Цикл занятий на уроках психологии для подростков Я сам строю свою жизнь - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Цикл занятий на уроках психологии для подростков Я сам строю свою жизнь


Автор(ы): Любченко Алла Николаевна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель занятий:
  • Формирование культуры выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях, нравственное воспитание, стремление к самосовершенствованию.
  • Помощь подросткам в освоении с теми изменениями, которые происходят с ними в процессе передачи в семью.
Результатом должны стать умения:
  • ставить себя на место другого человека;
  • устанавливать границы общения;
  • раскрываться в общении;
  • управлять своим поведением;
Реализация данной цели предусматривает решение задач, предполагающих:
  • Знакомство с основными технологиями выбора;
  • Анализ наиболее типичных социальных ситуаций, предоставляющих возможность делать обоснованный выбор, принимая на себя личную ответственность за свое решение;
  • Моделирование ситуаций, позволяющих научиться делать выбор с опорой на ценностную шкалу, включающую в себя такие основополагающие общечеловеческие ценности, как добро, ответственность, свобода, выбор, гражданственность;
Занятие № 1 “Человек свободного общества”
Свобода есть не произвол, но согласие с законами
Необходимости.( В.Г.Белинский – русский литературный критик )
Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток
в побуждениях к совершенствованию. Но что важнее
всего – без общества наше совершенство было бы почти
бесцельно.(У.Годвин – английский писатель.)
Цель: Рассмотреть и уточнить основные понятия курса “свобода”, “ответственность”, “выбор”, “свободное общество”.
  • Высказать мнение о собственном понимании этих понятий;
  • Отработать умения взаимодействия в группе, умение вести дискуссию;
  • Проявить свои творческие способности.
1. Беседа “Дай определение”.
Ребята, в повседневной жизни мы не раз слышим такие слова как “свобода”, “ответственность”, “выбор”. “свободное общество”..
Кто из вас задумывался над из смыслом?
Давайте вместе попытаемся дать определение этим понятиям. Давайте вместе попытаемся разобраться и дать определение этим понятиям.
Учащиеся дают собственные определения этих понятий, говорят о том, что они вкладывают в их смысл.
2. После беседы с ребятами зачитать высказывания об этих понятиях ученых, мыслителей, писателей:
- А сейчас послушайте, какой смысл в понятие “свобода” вложили мыслители разных стран и времен:
“Человек – раб потому, что свобода трудна, рабство же легко”. (Н.А.Бердяев)
“Излишек свободы приводит к анархии, слишком жесткие путы приводят к деспотии”. (Сунь Ятсен – китайский ученый)
“Свобода есть не произвол, но согласие с законами необходимости” (В.Г.Белинский)
Свобода – это в первую очередь не привилегии, а обязанности. (Альбер Камо – рус. революционер)
Вопросы к учащимся:
  • Как вы понимаете эти высказывания (поочередно)
  • Почему к такому трактованию понятия “свобода” пришел каждый из них?
  • Как ты считаешь, правы ли они в своих высказываниях?
  • Может ли свобода быть безграничной?
3. Раздать учащимся афоризмы с высказываниями об ответственности. Необходимо вставить пропущенные слова и объяснить, как они связаны с содержанием высказываний:
“Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья земли и что ему принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни. ( Ромен Роллан)
Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один (Фазиль Искандер)
  • Как вы поняли их мысли?
  • Где и в каких жизненных ситуациях может и должна проявиться ваша ответственность?
4. А сейчас послушайте фрагмент сказки “Иван-царевич и серый волк”, в которой Иван-царевич стоит на распутье и выбирает дорогу.
Иван-царевич взял у родителя, царя Выслава, благословение, выбрал себе коня и отправился на поиски жар-птицы, сам не зная куда.
Едет он путем-дорогою, близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, - скоро сказка сказывается да не скоро дело делается, - наконец приехал он в чистое поле, в зеленые луга. А в чистом поле стоит столб, а на столбу написаны слова: “Кто поедет от столба сего прямо, тот будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мертв; а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется!”. Иван-царевич прочел эту надпись и поехал в правую сторону, держа на уме: хотя конь его и убит будет, зато сам жив останется и со временем сможет достать себе другого коня.
Ехал он день, другой и третий; вдруг вышел ему навстречу пребольшой серый волк и сказал:
- Ох ты гой еси, младой юноша Иван-царевич! Ведь ты читал: на столбе написано, что конь твой будет мертв, так зачем сюда едешь?
Волк вымолвил эти слова, разорвал коня Ивана-царевича надвое и пошел прочь в сторону.
Иван-царевич очень сокрушался по своему коню, заплакал горько и пошел прочь пешком.
Можно зачитать отрывок из этой же сказки, рассказывающий о том, как Иван-царевич доставал коня златогривого.
Послал царь Долмат Ивана-царевича достать коня златогривого из конюшен царя Афона. Иван-царевич сел на спину серому волку, и волк побежал так скоро, как стрела, и бежал долго ли, коротко ли, наконец, прибежал в государство царя Афона ночью. И, пришедши к белокаменным царским конюшням, серый волк Ивану-царевичу сказал:
- Ступай, Иван-царевич, в эти белокаменные конюшни, - теперь караульные конюхи все крепко спят, - бери ты коня златогривого. Только на стене висит золотая узда, ты ее не бери, а то худо будет тебе!
Иван-царевич вступил в белокаменные конюшни, взял коня и пошел было назад, но увидев на стене золотую узду и так на нее прельстился, что снял ее с гвоздя; только снял, как вдруг пошел гром и шум по всем конюшням, потому, что к этой узде были подведены струны. Караульные конюхи тотчас проснулись, прибежали, Ивана-царевича поймали и повели к царю Афону…
  • В какой ситуации оказался Иван - царевич?
  • Возникают ли подобные жизненные ситуации у нас с вами, когда нужно сделать выбор?
  • Всегда ли мы правильно делаем выбор?
  • От чего зависит наш выбор? (От ценностей, на которые мы опираемся в своем выборе).
  • 5. Теперь давайте с вами перечислим те ценности, на которые мы должны опираться, делая свой выбор:
  • Права человека;
  • Ответственность;
  • Границы свободы;
  • Совесть;
  • Гуманизм;
  • Умение поставить себя на место другого человека;
  • Нравственные нормы;
  • Закон.
6. Обращение к эпиграфу занятия.
7. Итог занятия: мы познакомились с понятиями “свобода”, “выбор”, “ответственность”. Дать им определение в своей интерпретации.
На следующем занятии попытаемся представить себя в различных жизненных ситуациях и описать свое поведение, свои действия.
Занятие № 2 “Еще раз о свободе”
Цели:
  • Вырабатывать умение в различных жизненных ситуациях правильно делать свой выбор, осознавать границы свободы и ответственности.
  • Продолжить формировать умение проявлять свои творческие способности.
1. На прошлом занятии мы с вами готовили себя теоретически к тому, как мы будем вести себя в различных жизненных ситуациях, дали определение понятиям “свобода”, “выбор”, “ответственность”. А сегодня попытаемся описать свое поведение, смоделировать ситуацию, опираясь на определенные нравственные ценности.
2. Учащихся надо разделить на 2 группы. Предлагаются ситуации. Точка зрения какой группы будет более верной.
Ситуация № 1
Компания подростков однажды вечером решила покататься на машине. Собственного автомобиля ни у кого не было, поэтому ребята угнали первую попавшуюся машину. Через несколько часов друзья попали в милицию и узнали, что за совершенную “шалость” вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считая свою выходку “безобидным развлечением” и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Работники милиции познакомили их с соответствующими статьями УК и ребята поняли, что им грозит.
  • Как вы оцениваете эту ситуацию?
  • Оказывались ли вы когда-либо в подобной?
  • Освобождает ли незнание закона от ответственности?
  • Могут ли возникнуть подобные ситуации у кого-либо из вас после выхода из спецшколы?
  • Чем это грозит?
  • Кто не уверен в себе и может оказаться в компании, угнавшей какое-либо транспортное средство?
Ситуация № 2.
Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью совершать одни поступки и отказываться от совершения других, покупать одни товары и игнорировать другие, общаться с одними людьми и проходить мимо других. Наши действия зависят от многих факторов, как внешних, так и внутренних.
В спецшколе нет забора и нет службы режима. Ваши действия?
  • Кто из вас воспользуется оказанным доверием и может совершить самовольную отлучку, воровство?
  • Куда вы можете направиться;
  • Чем будете заниматься;
  • Как вы предполагаете продолжать обучение;
  • Возможен ли вариант добровольного возвращения в школу, в каком случае, не в случае ли нового конфликта с правосудием.
3. Работа с репродукциями картин “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” И. Репина, “Витязь на распутье” В. Васнецова
одна группа получает репродукцию картины 1, вторая – картины 2. Задание группам: раскрыть сюжет картины.
Ребята, мы должны сейчас с вами передать сюжет картины и сказать, о каких ценностях говорят художники выразительным языком художественных средств.
  • Предположить, о каких ценностях говорят художники;
  • Назовите художественные детали, которые на ваш взгляд подчёркивают связь с понятиями “свобода, ответственность, выбор”;
  • Какие из этих понятий, на ваш взгляд, является ключевым для той или иной картины.
“Витязь на распутье” подсказывает нам, что сюжет, предложенный художником, обращён к теме выбора. На картине запечатлён момент тяжёлого раздумья, размышления о выборе, опущенная голова витязя говорит о сложности данного момента в жизни. Человеческий череп напоминает о быстротечности жизни, бренности бытия. Это и предупреждает: должен быть сделан правильный выбор!
На камне высечены возможные пути, по которым может отправиться витязь: “Что выбрать? – вот главный вопрос картины”.
Картина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” рассказывает о казаках-воинах, которые пишут письмо турецкому султану, осознавая, что это приведёт к жестокому сражению. Однако они к нему готовы.
Это вызов, и все персонажи картины готовы нести за него свою ответственность. Есть казаки задумавшиеся, кто-то смеётся.
- Какое значение имеют понятия “свобода”, “выбор”, “ответственность” для каждого человека.
4. Чтение и обсуждение рассказа В.Шукшина “Охота жить”
5. Обращение к эпиграфу занятия.
6. Итог занятия: анализ рисунков. Обобщение сказанного.
Занятие № 3 “Свобода от…Свобода для…”
Цель: познакомить учащихся с оттенками понятия “свобода”: свобода от… и свобода для…
1. Ребята! Сегодня мы должны рассмотреть два оттенка понятия “свобода” - свобода от чего-либо или кого – либо, и свобода для чего или кого-либо.
  • Свобода от обязанностей
  • Свобода от родителей.
  • Свобода от уроков
  • Свобода от труда
  • Свобода для деятельности
  • Свобода для творчества
  • Свобода для самовыражения
  • Свобода для каких-либо действий и поступков
  • Отличаются ли оттенки этих понятий “свободы” друг от друга?
  • Чем?
  • В чем позитивный и негативный смысл данного понятия?
2.А сейчас я хочу предложить вам послушать ряд пословиц:
  • Как волка ни корми, он все в лес глядит;
  • Не в воле счастье, а в доме;
  • Своя волюшка доходит до горькой долюшки;
  • Дай себе волю, заведет тебя в лихую долю;
  • Волю дать – добра не видать;
  • Воля птичке дороже золотой клетки.
  • Хоть хвойку жую, да на воле живу;
  • Более воли – хуже доля.
- Необходимо выделить пословицы и поговорки положительно и отрицательно оценивающие характеристику воли.
Надо сравнить эти понятия и интерпретировать их смысл.
Таким образом, основные понятия, которые мы рассматривали в ходе занятия, могут выглядеть положительно и отрицательно.
3. Чтение и обсуждение рассказа В.Шукшина “Нечаянный выстрел”
4. И еще раз, подведем итог нашим беседам о свободе, выборе, ответственности. Для этого я вам каждому дам цитату. Каждый из вас должен объяснить ее смысл, как он ее понял, определить, отрицательный или положительный смысл заложен в ней. Все остальные слушают и дополняют или убеждают в ошибочности суждений.
  • Человек не может получить свободу извне больше той, которой он обладает изнутри (Т.Мурановский).
  • Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой, Может быть бороться с нуждой и крайней необходимостью гораздо легче, чем со свободой. В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе, Но вот приходит свобода и люди не знают, что с ней делать. (М.Пришвин)
  • Свобода возникает только с изменением человека. Она не может быть запланирована, ее нельзя создать насильственно, но люди при правильной постановке и решении конкретных задач сообща обретают свободу. (Карл Ясперс).
  • Просвещение ведет к свободе; свобода же без просвещения породила бы только анархию и беспорядок. Когда мои соотечественники будут просвещены, только тогда они сумеют воспользоваться ею без ущерба для своих сограждан и не разрушая порядка и отношений… (Е.Дашкова).
Свободное состояние часто подает случай и повод или к развращению жизни, или, что чаще случается, отверзает путь к различным опасностям, касающимся иногда самой жизни. (В.Т Золотницкий)
  • Свобода – это выбор, иными словами добровольное решение творить добро или зло, совершать похвальные или дурные поступки, т.е. быть добродетельным или преступным. (Ж. Лабрюйер)
  • Свобода означает ответственность, Вот почему многие боятся ее. (Б.Шоу).
  • Свобода есть право делать все, что дозволено законами. (Ш.Монтескье)
Основные выводы по теме:
Каким же должен быть человек в нашем обществе?
  • Человек свободного общества должен быть свободным, ответственным и уметь делать выбор;
  • Связаны ли между собой понятия свобода, ответственность, выбор?
  • Понятия свободы, ответственности и выбора взаимосвязаны и взаимозависимы;
  • Тождественна ли свобода анархии, своеволию?
  • Свобода не тождественна своеволию, анархии;
  • Что нужно человеку для того, чтобы осознанно делать выбор?
  • Для того, чтобы осознанно делать выбор, человек должен обладать определенными знаниями, умениями, ценностями;
  • Любой ли человек может сделать выбор, что для этого необходимо?
  • Любой человек может сделать выбор, и поэтому необходимо научиться делать его осознанно.
  • Вывод: свобода и распущенность – понятия одно другому совершенно противоположные, но у каждого есть выбор.
3. Итог занятия.
Занятие № 4 “Я выбираю”
Глаза у нас намного выше ног
В том смысле вижу я особый знак:
Мы все сотворены, чтоб каждый мог
Все осмотреть перед тем, как сделать шаг. Р.Гамзатов
Цели:
Уточнить понятия “выбор”, “личностный выбор”;
Определить основные факторы, влияющие на осуществление выбора;
Осознать важность ценностных ориентиров для осуществления позитивного выбора. Прочитать эпиграф и обсудить:
  • О чем идет речь в стихотворении?
  • Что хотел сказать нам автор?
  • Что такое выбор?
  • Что мы выбираем? Почему?
  • На что ориентируемся, делая выбор?
  • Что такое поступок?
2. Предложить учащимся вспомнить и кратко описать ситуации, в которых человек делает выбор. Можно привести примеры из литературных произведений, средств массовой информации, кинофильмов, личного опыта.
Вопрос к учащимся:
  • Что выбирают герои вашего сюжета?
3. Составление таблицы “Сферы выбора” Предлагаю вам, ребята, составить таблицу “Сферы выбора”
Припокупке Поступки Нравствен-ные ценности Потреб-ности Общение Профес-сия Увлече-ния, интересы
- На что мы ориентируемся, ребята, делая свой выбор?
  • на качество,
  • интересы
  • что сегодня модно
  • твои способности
  • личные потребности
  • возможности
  • последствия
  • польза
  • материальные возможности
  • потребности рынка труда
  • наличие свободного времени
  • информированность о ситуации выбора
  • возможные варианты выбора
А теперь давайте предположим, в какой сфере жизнедеятельности человеку проще осуществить свой выбор, а в какой - сложнее?
4. А теперь попытаемся определить наше поведение и свой выбор в определенной ситуации:
Ситуация № 1
Упражнение “Потерпевшие кораблекрушение”
Цель:
отработка навыка принятия решения, нахождения компромисса.
Группа – это одна команда. На одном листе дается список предметов (10-15), которые остались неповрежденными после кораблекрушения. Задача каждого участника самостоятельно классифицировать их в соответствии со значением для выживания. На это отводится 15-20 мин. Затем дается 45 мин. Для выполнения общего задания. Группа должна прийти к единому мнению относительно места каждого предмета в классификации. При этом обращается внимание группы на то, что оценку надо дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти.
  • Подойти к задаче логически.
  • Поддерживать только те решения, с которыми вы можете согласиться, хотя бы отчасти.
  • Избегайте голосования.
  • Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху для ...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2474

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340