Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока русского языка в 11-м классе на тему: Обособленные обстоятельства - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Конспект урока русского языка в 11-м классе на тему: Обособленные обстоятельства


Автор(ы): Свитова Ирина Валентиновна, заместитель директора по УВР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Программа и УМК С.И.Львовой.
Цели:
  • Образовательные:
    • закрепить правописные навыки;
    • совершенствовать умение аргументировано ставить необходимые знаки препинания при обособленных обстоятельствах;
    • систематизировать изученный материал об обособлении деепричастий и деепричастных оборотов;
    • углубить сведения об обособленных обстоятельствах;
    • систематизировать сведения о стилистической роли обособленных обстоятельств.
  • Развивающие:
    • формировать речевую компетенцию;
    • развивать навык грамотного выделения знаками препинания обособленных обстоятельств;
    • развивать навык определения синонимических конструкций.
  • Воспитательные:
    • воспитание любви к родному русскому языку, к художественному слову.
Оборудование: карточки для групп, раздаточный материал, наглядный материал для доски: эпиграфы, определение обособленных обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, репродукции картин с изображением осенних пейзажей.
…Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они
существуют, чтобы выделить мысль, привести слова
в правильное соотношение и дать фразе легкость
и правильное звучание. Знаки препинания – это как
нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают
ему рассыпаться.
К.Г.Паустовский
План урока:
  1. Повторение изученного материала об обособлении определений и приложений.
  2. Мастерская: построение новых знаний об обособлении обстоятельств, их стилистической роли в речи.
  3. Творческая мастерская: написание сочинения-миниатюры на темы «Осенние дожди», «Золотая осень», «Осенние зарисовки».
ХОД УРОКА
Учитель: Здравствуйте, уважаемые лицеисты. Тема сегодняшнего урока: «Обособленные обстоятельства». Тип урока – мастерская. Я знаю, что вы любите работать в группах, так вот сегодня вы, работая в группах, вспомните, что вы прошли совсем недавно, вы сами сформируете новое определение об обособлении обстоятельств и в качестве закрепления вы получите задание: написать небольшую творческую работу с использованием обособленных обстоятельств. У нас сегодня три группы: лингвисты (золотая карточка), друзья русского языка (серебряная карточка), словесники (синяя карточка). Оценки (баллы) обозначены следующими карточками: пятерка – красная карточка, четверка – голубая карточка, тройка – зеленая карточка. На доске будут вывешиваться карточки, обозначающие ту оценку, которая группа получает за задание.
Задание группам: Расставить знаки препинания и объяснить условия обособления определений и приложений.
1 группа: Море огромное – лениво вздыхающее у берега – уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд.
2 группа: Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними, суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи.
3 группа: У костра тихо вздыхает Рагим, старый крымский чабан, высокий, седой, сожженный южным солнцем, сухой и мудрый старик… Темное, могуче размахнувшееся море светлеет, местами на нем появляются небрежно брошенные блики луны.
Группам раздаются карточки разных цветов, соответствующие обозначению группы.
Учитель: Уважаемые лицеисты, а теперь я прошу вас сделать вывод о том, какие определения называются обособленными и каковы условия обособления.
Обособленные определения и приложения – это такие члены предложения, значение которых особо подчеркивается говорящим с помощью интонации и выделительных пауз. Они содержат дополнительную информацию. Могут быть как одиночными, так и распространенными.
Определения обособляются, выраженные прилагательными и причастным оборотом, стоящие после определяемого слова, а также стоящие до определяемого слова, относящиеся к личным местоимениям и имеющие значение причины.
Приложения обособляются, если: 1. оно распространено, 2. относится к личному местоимению или к имени собственному, 3. имеет добавочные обстоятельственные, поясняющие, уточняющие значения. Одиночные приложения определяют предмет по возрасту, профессии, национальности, роду занятий и пишутся через дефис (девочка-подросток, француз-гувернер, акробат-жонглер). Приложение может обособляться тире: если перед приложением можно вставить слова «а именно», перед распространенным приложением, стоящим в конце предложения, если подчеркивается самостоятельность или дается разъяснение, выделяется с двух сторон, если носит пояснительный характер.
Учащиеся делают выводы.
Учитель: Приступаем к новой теме. Записываем тему урока «Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами». И сейчас вы выполните второе задание.
Задание для групп: найти обособленные обстоятельства, определить, чем выражено, объяснить условия обособления.
1 группа:
1. Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкафу дребезжала посуда, а среди кухни огнём пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседал на пол и метался золотистым стрижом, освещая все вокруг блеском шёлка, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.
(М.Горький)
2. Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша. (Наречное значение)
Мое единое отечество –
Моя пустынная душа.
(К.Бальмонт)
Здесь неподалеку был мост, пройдя через который мы оказались на другой стороне города. (Деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово «который» в составе придаточного определительного предложения.)
2 группа:
1. У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
2. Пулемет стрекотал не умолкая. (Тесно связано со сказуемым)
Пулемет непрерывно стрекотал, не умолкая. (Уточняющее значение)
Он ушел так и не дождавшись её. (Перед деепричастным оборотом стоит усилительная частица «и», «так и»)
3 группа:
1. «О, как давно! Сквозь эту тьму
Скажи одно: ты та ли, та ли?»
И струны ластились к нему,
Звеня, но, ластясь, трепетали.
(И.Анненский, «Смычок и струны»)
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив,
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
(А.Блок, «Мы встречались с тобой на закате»)
2. Мальчики бежали сломя голову. (Обстоятельство выражено фразеологизмом)
Нельзя читать лежа. (Деепричастие имеет наречное значение)
Прошу сделать выводы.
На интреактивной демонстрируется таблица:
№ п/п Обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием, не обособляется, если Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, не обособляются, если
1. близко по значению глаголу-сказуемому: Шел не останавливаясь. деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово который в составе придаточного определительного предложения: Направо была дверь, пройдя которую можно попасть в коридор.
2. стоит в конце предложения: Она будила сына улыбаясь. перед деепричастным оборотом стоит усилительная частица и: Можно уйти и не дождавшись ответа.
3. оно утратило значение глагольности и приобрело наречное значение: Она сидела молча....

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 9343

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340