Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Конспект урока русского языка в 11-м классе на тему: Обособленные обстоятельства
Автор(ы): Свитова Ирина Валентиновна, заместитель директора по УВР
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Программа и УМК С.И.Львовой. Цели: - Образовательные:
- закрепить правописные навыки;
- совершенствовать умение аргументировано ставить необходимые знаки препинания при обособленных обстоятельствах;
- систематизировать изученный материал об обособлении деепричастий и деепричастных оборотов;
- углубить сведения об обособленных обстоятельствах;
- систематизировать сведения о стилистической роли обособленных обстоятельств.
- Развивающие:
- формировать речевую компетенцию;
- развивать навык грамотного выделения знаками препинания обособленных обстоятельств;
- развивать навык определения синонимических конструкций.
- Воспитательные:
- воспитание любви к родному русскому языку, к художественному слову.
Оборудование: карточки для групп, раздаточный материал, наглядный материал для доски: эпиграфы, определение обособленных обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, репродукции картин с изображением осенних пейзажей. …Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. К.Г.Паустовский План урока: - Повторение изученного материала об обособлении определений и приложений.
- Мастерская: построение новых знаний об обособлении обстоятельств, их стилистической роли в речи.
- Творческая мастерская: написание сочинения-миниатюры на темы «Осенние дожди», «Золотая осень», «Осенние зарисовки».
ХОД УРОКА Учитель: Здравствуйте, уважаемые лицеисты. Тема сегодняшнего урока: «Обособленные обстоятельства». Тип урока – мастерская. Я знаю, что вы любите работать в группах, так вот сегодня вы, работая в группах, вспомните, что вы прошли совсем недавно, вы сами сформируете новое определение об обособлении обстоятельств и в качестве закрепления вы получите задание: написать небольшую творческую работу с использованием обособленных обстоятельств. У нас сегодня три группы: лингвисты (золотая карточка), друзья русского языка (серебряная карточка), словесники (синяя карточка). Оценки (баллы) обозначены следующими карточками: пятерка – красная карточка, четверка – голубая карточка, тройка – зеленая карточка. На доске будут вывешиваться карточки, обозначающие ту оценку, которая группа получает за задание. Задание группам: Расставить знаки препинания и объяснить условия обособления определений и приложений. 1 группа: Море огромное – лениво вздыхающее у берега – уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. 2 группа: Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними, суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи. 3 группа: У костра тихо вздыхает Рагим, старый крымский чабан, высокий, седой, сожженный южным солнцем, сухой и мудрый старик… Темное, могуче размахнувшееся море светлеет, местами на нем появляются небрежно брошенные блики луны. Группам раздаются карточки разных цветов, соответствующие обозначению группы. Учитель: Уважаемые лицеисты, а теперь я прошу вас сделать вывод о том, какие определения называются обособленными и каковы условия обособления. Обособленные определения и приложения – это такие члены предложения, значение которых особо подчеркивается говорящим с помощью интонации и выделительных пауз. Они содержат дополнительную информацию. Могут быть как одиночными, так и распространенными. Определения обособляются, выраженные прилагательными и причастным оборотом, стоящие после определяемого слова, а также стоящие до определяемого слова, относящиеся к личным местоимениям и имеющие значение причины. Приложения обособляются, если: 1. оно распространено, 2. относится к личному местоимению или к имени собственному, 3. имеет добавочные обстоятельственные, поясняющие, уточняющие значения. Одиночные приложения определяют предмет по возрасту, профессии, национальности, роду занятий и пишутся через дефис (девочка-подросток, француз-гувернер, акробат-жонглер). Приложение может обособляться тире: если перед приложением можно вставить слова «а именно», перед распространенным приложением, стоящим в конце предложения, если подчеркивается самостоятельность или дается разъяснение, выделяется с двух сторон, если носит пояснительный характер. Учащиеся делают выводы. Учитель: Приступаем к новой теме. Записываем тему урока «Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами». И сейчас вы выполните второе задание. Задание для групп: найти обособленные обстоятельства, определить, чем выражено, объяснить условия обособления. 1 группа: 1. Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкафу дребезжала посуда, а среди кухни огнём пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседал на пол и метался золотистым стрижом, освещая все вокруг блеском шёлка, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился. (М.Горький) 2. Я ненавижу человечество, Я от него бегу спеша. (Наречное значение) Мое единое отечество – Моя пустынная душа. (К.Бальмонт) Здесь неподалеку был мост, пройдя через который мы оказались на другой стороне города. (Деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово «который» в составе придаточного определительного предложения.) 2 группа: 1. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» Мир осинам, что, раскинув ветви, Загляделись в розовую водь. 2. Пулемет стрекотал не умолкая. (Тесно связано со сказуемым) Пулемет непрерывно стрекотал, не умолкая. (Уточняющее значение) Он ушел так и не дождавшись её. (Перед деепричастным оборотом стоит усилительная частица «и», «так и») 3 группа: 1. «О, как давно! Сквозь эту тьму Скажи одно: ты та ли, та ли?» И струны ластились к нему, Звеня, но, ластясь, трепетали. (И.Анненский, «Смычок и струны») Мы встречались с тобой на закате, Ты веслом рассекала залив, Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив. (А.Блок, «Мы встречались с тобой на закате») 2. Мальчики бежали сломя голову. (Обстоятельство выражено фразеологизмом) Нельзя читать лежа. (Деепричастие имеет наречное значение) Прошу сделать выводы. На интреактивной демонстрируется таблица: № п/п | Обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием, не обособляется, если | Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, не обособляются, если | 1. | близко по значению глаголу-сказуемому: Шел не останавливаясь. | деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово который в составе придаточного определительного предложения: Направо была дверь, пройдя которую можно попасть в коридор. | 2. | стоит в конце предложения: Она будила сына улыбаясь. | перед деепричастным оборотом стоит усилительная частица и: Можно уйти и не дождавшись ответа. | 3. | оно утратило значение глагольности и приобрело наречное значение: Она сидела молча....
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 9343
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|