Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Конспект урока русского языка в 5-м классе Морфемы. Морфемика
Автор(ы): Емельянова Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: познакомить с новым названием частей слова; узнать, в каком разделе науки о языке изучаются морфемы; совершенствовать умение находить составные части слов. ХОД УРОКА - Сегодня необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по морю знаний прямо к острову… Но сейчас я не скажу его название, ведь это пока тайна. - Ребята, к сожалению, не все команды смогут сегодня побывать на острове, а только те, у кого есть багаж знаний. Его наличие легко установить с помощью вопросов. За правильный ответ вы получите билет на поездку. ВОПРОСЫ: - Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. (Фонетика)
- Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения. (Синтаксис)
- Раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка. (Лексика)
Молодцы! Все приобрели билеты. А теперь необходимо представить свои команды гостям и друг другу. (Представление команд). Правила путешествия таковы: За правильный ответ вы получаете жетон. Команда получает жетон голубого цвета, а за индивидуальный ответ – жетон белого цвета. В конце путешествия подведём итог, у какой команды больше жетонов, та и выиграла. От команд требуется вежливое отношение друг к другу и соперникам, за нарушение правила – команда утратит один жетон. Думаю, что этого не произойдёт. - Ну вот, кажется, всё. Осталось только сделать необходимые записи в судовые журналы (Записать в тетради число и т.д.) Презентация. СЛАЙД 1 - А теперь – в путь! (Звук моря) СЛАЙД 2 - Смотрите, перед нами остров. Кажется, нас там с нетерпением ждут. СЛАЙД 3 - Как называется этот остров? (Морфемика). - Морфемика! Какое красивое название! Мы непременно должны узнать, что оно означает! СЛАЙД 4 - Тесновато здесь, не правда ли? В этой стране так много жителей. Они такие разные. Кто же они? (Части слова). На доске условные обозначения морфем. СЛАЙД 5 - Приставка, корень, суффикс, окончание имеют общее название. Это МОРФЕМЫ. Над условными обозначениями учитель прикрепляет карточку со словом МОРФЕМЫ. Учитель объявляет цель урока: СЛАЙД 6 Друзья! Задача наша такова – Откроем, как построены слова, Какие их морфемы составляют, Какую роль в словах они играют. (П.Чесноков.) Задание. СЛАЙД 7 - Прочитайте стихотворение и вставьте пропущенные слова-термины, называющие значимые части слова. (Стихотворение А. Косоговского) Та часть слова, что изменяется, Окончанием называется, Остальную же часть слова Именуем мы основой. Корень слова – главная значимая часть. Родственные связи дарят корню власть. Выясни умело линию родства – Однокоренные подбери слова. За корнем суффикс Обогрел местечко, Не словом угодил, А лишь словечком. Река большая Превратится в речку, Лес – в лесника, А печь – всего лишь в печку. У корня в недругах, представь-ка, Есть дама гордая – приставка. А злит она его одним: Стоит лишь только перед ним. (А.Косоговский.) - Скажите, а как называется раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы? (Морфемика). Учитель прикрепляет карточку со словом МОРФЕМИКА. Сформулируйте тему урока, запишите её в судовые журналы. (Морфема. Морфемика). - А теперь обобщите рассмотренный материал. (Части слова: приставка, корень, суффикс, окончание – имеют общее название – морфемы. Морфемы изучаются в разделе науки о языке, который называется морфемика.) СЛАЙД 8 Вопросы по картинке: - Что там, на дереве, вместо флага? - Почему эта морфема в образе птицы? Какая ещё морфема летает над островом и почему? - Чем занимается эта морфема? Почему ей нравится этот вид спорта? - Какие морфемы ссорятся? Почему? - Какие ещё морфемы похожи друг на друга? Чем это объяснить? - Почему одна из морфем в очках? Как это связано с её значением? - Почему эти морфемы не гуляют по острову сами по себе? (Они составили слова). СЛАЙД 9 Задание. - У вас на столах лежат карточки с морфемами. Составьте из них слова, а из слов - предложение. Кто вперёд? Напишите это предложение. Дайте его полную характеристику, сделайте синтаксический разбор, объясните постановку знаков препинания. (Красота – удивительное явление нашей жизни.) - Что вы сделали для того, чтобы составить предложение? (Составили из морфем слова.) Задание. Работа с учебником. - В предыдущем задании вы составляли слова из морфем, а теперь наоборот – разделите слова на морфемы. (Упражнение № 368) Пока команды выполняют это упражнение, по одному ученику из каждой команды выполняют задание по карточкам. Проверка. - Ребята, вы, наверное, задавали себе вопрос: “И зачем это мы делим слова на части, если они, эти морфемы, сами по себе ничего не значат?” - Думаете, они ничего не обозначают? Тогда скажите, что такое кабаржонок? А кабарга? СЛАЙД 11 (ХКК ГОС) Кабарга — это удивительный маленький олень, не имеющий рогов. Обитает это животное в тайге. Широкую известность кабарга получила благодаря расположенной у нее на животе мускусной железе, секрет которой, применяемый в парфюмерной промышленности для закрепления запахов, весьма высоко ценится. В связи с сокращением численности промысел кабарги ограничен. - А кабарж...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 6716
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|