Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока русского языка в 5-м классе Морфемы. Морфемика - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Конспект урока русского языка в 5-м классе Морфемы. Морфемика


Автор(ы): Емельянова Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: познакомить с новым названием частей слова; узнать, в каком разделе науки о языке изучаются морфемы; совершенствовать умение находить составные части слов.
ХОД УРОКА
- Сегодня необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по морю знаний прямо к острову… Но сейчас я не скажу его название, ведь это пока тайна.
- Ребята, к сожалению, не все команды смогут сегодня побывать на острове, а только те, у кого есть багаж знаний. Его наличие легко установить с помощью вопросов. За правильный ответ вы получите билет на поездку.
ВОПРОСЫ:
  • Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. (Фонетика)
  • Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения. (Синтаксис)
  • Раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка. (Лексика)
Молодцы! Все приобрели билеты. А теперь необходимо
представить свои команды гостям и друг другу. (Представление команд).
Правила путешествия таковы: За правильный ответ вы получаете жетон. Команда получает жетон голубого цвета, а за индивидуальный ответ – жетон белого цвета. В конце путешествия подведём итог, у какой команды больше жетонов, та и выиграла. От команд требуется вежливое отношение друг к другу и соперникам, за нарушение правила – команда утратит один жетон. Думаю, что этого не произойдёт.
- Ну вот, кажется, всё. Осталось только сделать необходимые записи в судовые журналы (Записать в тетради число и т.д.)
Презентация.
СЛАЙД 1
- А теперь – в путь! (Звук моря)
СЛАЙД 2
- Смотрите, перед нами остров. Кажется, нас там с нетерпением ждут.
СЛАЙД 3
- Как называется этот остров? (Морфемика).
- Морфемика! Какое красивое название! Мы непременно должны узнать, что оно означает!
СЛАЙД 4
- Тесновато здесь, не правда ли? В этой стране так много жителей. Они такие разные. Кто же они? (Части слова).
На доске условные обозначения морфем.
СЛАЙД 5
- Приставка, корень, суффикс, окончание имеют общее название. Это МОРФЕМЫ.
Над условными обозначениями учитель прикрепляет карточку со словом МОРФЕМЫ.
Учитель объявляет цель урока:
СЛАЙД 6
Друзья! Задача наша такова –
Откроем, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.
(П.Чесноков.)
Задание.
СЛАЙД 7
- Прочитайте стихотворение и вставьте пропущенные слова-термины, называющие значимые части слова. (Стихотворение А. Косоговского)
Та часть слова, что изменяется,
Окончанием называется,
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
Корень слова – главная значимая часть.
Родственные связи дарят корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
За корнем суффикс
Обогрел местечко,
Не словом угодил,
А лишь словечком.
Река большая
Превратится в речку,
Лес – в лесника,
А печь – всего лишь в печку.
У корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая – приставка.
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним.
(А.Косоговский.)
- Скажите, а как называется раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы? (Морфемика).
Учитель прикрепляет карточку со словом МОРФЕМИКА.
Сформулируйте тему урока, запишите её в судовые журналы. (Морфема. Морфемика).
- А теперь обобщите рассмотренный материал. (Части слова: приставка, корень, суффикс, окончание – имеют общее название – морфемы. Морфемы изучаются в разделе науки о языке, который называется морфемика.)
СЛАЙД 8
Вопросы по картинке:
- Что там, на дереве, вместо флага?
- Почему эта морфема в образе птицы? Какая ещё морфема летает над островом и почему?
- Чем занимается эта морфема? Почему ей нравится этот вид спорта?
- Какие морфемы ссорятся? Почему?
- Какие ещё морфемы похожи друг на друга? Чем это объяснить?
- Почему одна из морфем в очках? Как это связано с её значением?
- Почему эти морфемы не гуляют по острову сами по себе? (Они составили слова).
СЛАЙД 9
Задание.
- У вас на столах лежат карточки с морфемами. Составьте из них слова, а из слов - предложение. Кто вперёд?
Напишите это предложение. Дайте его полную характеристику, сделайте синтаксический разбор, объясните постановку знаков препинания.
(Красота – удивительное явление нашей жизни.)
- Что вы сделали для того, чтобы составить предложение? (Составили из морфем слова.)
Задание. Работа с учебником.
- В предыдущем задании вы составляли слова из морфем, а теперь наоборот – разделите слова на морфемы. (Упражнение № 368)
Пока команды выполняют это упражнение, по одному ученику из каждой команды выполняют задание по карточкам.
Проверка.
- Ребята, вы, наверное, задавали себе вопрос: “И зачем это мы делим слова на части, если они, эти морфемы, сами по себе ничего не значат?”
- Думаете, они ничего не обозначают? Тогда скажите, что такое кабаржонок? А кабарга?
СЛАЙД 11 (ХКК ГОС)
Кабарга — это удивительный маленький олень, не имеющий рогов. Обитает это животное в тайге. Широкую известность кабарга получила благодаря расположенной у нее на животе мускусной железе, секрет которой, применяемый в парфюмерной промышленности для закрепления запахов, весьма высоко ценится. В связи с сокращением численности промысел кабарги ограничен.
- А кабарж...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 6716

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340