Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока русского языка в 6-м классе Независимое расследование. Имена существительные общего рода - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Конспект урока русского языка в 6-м классе Независимое расследование. Имена существительные общего рода


Автор(ы): Никитина Светлана Валерьевна, учитель русского языка и литературы, методист


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: Через коллективную работу в группах дать возможность учащимся всесторонне изучить новую для них группу слов – имена существительные общего рода.
Задачи урока:
  1. Обогатить словарный запас учащихся, познакомив их с именами существительными общего рода;
  2. Формировать у учащихся навык узнавания и употребления в речи существительных общего рода с оценочным значением и со значением профессии, должности;
  3. Воспитывать у учащихся внимательное отношение к окружающим, адекватную самооценку, чувство собственного достоинства и коллективизм, а также интерес к изучению русского языка.
Оформление урока:
  1. Оформление доски (либо использование слайдовой презентации, содержащей следующие материалы):
    • число;
    • тема урока (первая часть): Независимое расследование, или…;
    • три варианта окончания темы:
      А)…«Имена существительные, обозначающие профессии и должности»;
      Б)…«Имена существительные общего рода»;
      В)…«Имена существительные, обозначающие качества людей»;
    • существительные, отрицательно характеризующие человека: подлиза, неряха, невежда, ябеда, злюка, обжора, мямля.
    • секретное задание (на дом).
  2. Оформление кабинета: парты расставлены таким образом, чтобы учащиеся могли работать в нескольких группах.
  3. Оформление дидактических материалов:
    • секретное донесение;
    • клише для составления ориентировок;
    • оценочные листы со знаками «–» и«+» для работы команд;
    • толковый словарь (С. И.Ожегова, В. И. Даля илидругих авторов)
    • слайдовая презентация с заданиями, вопросами иматериалами к уроку.
Ход урока
1. Организация учащихся к уроку:
– Здравствуйте, товарищи! Прошу садиться.
2. Сообщение учащимся темы и целей урока:
Сегодня, в связи с чрезвычайными обстоятельствами, вам предлагается вместо урока русского языка провести независимое расследование, от результатов которого будет зависеть, насколько успешно вы будете изучать русский язык и станет ли ваш класс дружным. К сожалению, название нашего расследования пока неизвестно, так как один злоумышленник, заметая следы, стёр его. Вы разделились на несколько групп, в которых и будете работать следующие 40 минут. Не забывайте фиксировать в тетради свои выводы, наблюдения и примеры.
3. Вступительное слово учителя:
Разведывательной службе Центра удалось перехватить секретное донесение этого тайного агента, работающего с неизвестной целью в шестых классах, возможно, нашей школы. К сожалению, в этом донесении много неясных мест. Ваши экспертные службы окажут неоценимую помощь Центру, если сумеют восстановить полный текст донесения.
4. Работа с текстами «донесений»:
Каждая экспертная служба (группа учащихся) получает «копию донесения» и восстанавливает его, после чего происходит обсуждение полученных результатов.
Секретное донесение шефу разведки от агента по кличке Злюка.
Шеф! Я хорошо законспирировался (все думают, что я сирота) и третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из учеников шестого класса для известных нам целей. Но в этом классе нам никто не подходит. Од…(-ин, -на) с виду дока, но оказал… (-ся, -ась) зазнайкой. Друг… (-ой, -ая) – лапонька с виду, но воображала и выскочка. Следующ… (-ий, -ая) – трудяга, но ужасн… (-ый, -ая) растяпа. Есть в классе и умница, но это страшн…(-ый, -ая) забияка. А непоседа и симпатяга на самом деле отвратительн…(-ый, -ая) белоручка.
Шеф! Я хотел с горя завербовать учителя! На вид так…(-ой, -ая) милашка, но оказал…(-ся, -ась) придирой. Здесь не с кем работать. Жду дальнейших инструкций.
Агент Злюка
Существует три варианта развития событий.
I вариант. Группам текст восстановить не удалось:
– Удалось ли вам полностью восстановить текст донесения? Если нет, то почему?
II вариант. Восстановленные тексты оказались разными (род прилагательных и глаголов, окончания которых вписаны в «донесение», не совпадает у групп):
– Почемунекоторые прилагательные и глаголы у разных экспертных групп оказались разного рода?
III вариант. Тексты у всех групп совпадают:
– У вас получились совершенно одинаковые тексты. А к какому ещё роду могут быть отнесены выделенные существительные? В каком случае это возможно? Как при этом должны выглядеть окончания прилагательных и глаголов, сочетающихся с этими существительными в тексте?
Вопросы группам:
  • К какому роду относятся выделенные существительные?
  • Когда их можно отнести к женскому роду?
  • Когда они относятся к мужскому роду?
  • Что помогает определить их род?
  • К какому роду они не могут быть отнесены и почему?
  • Какое название можно дать таким существительным?
Вывод:Эти существительные могут относиться к женскому роду, если характеризуют лиц женского пола, и к мужскому, если употребляются для характеристики лиц мужского пола. Их род определяют прилагательные и глаголы, с которыми они согласуются. К среднему роду они не относятся, так как люди делятся на лиц мужского и женского пола. Такие существительные следует называть существительными общего рода.
5. Определение значений существительных общего рода:
– Центр доволен проделанной вами работой, но до сих пор не ясно, что обозначают эти существительные. Ответьте на этот вопрос.
Эти существительные обозначают положительные и отрицательные качества людей.
– Вы получаете очередное задание Центра: выписать эти существительные в группы под кодовым обозначением «–» и «+» в соответствии с тем, положительное или отрицательное качество они обозначают.
Чтобы правильно распределить существительные по столбикам, учащиеся могут обращаться «в архив» (к толковому словарю) для выяснения их значения.
+



дока


злюка
лапонька


зазнайка
трудяга


воображала
умница


выскочка
непоседа


растяпа
симпатяга


забияка
милашка


белоручка



придира
Представители одной из команд читают существительные, остальные команды проверяют и дополняют ответ.
– Недопустимо, чтобы отрицательных оценочных существительных оказалось больше, чем положительных. Допишите свои существительные общего рода, характеризующие человека положительно. (Молодец, душечка и др.)
6. Заполнение клише после предварительной словарной работы:
– Центр беспокоит то, что до сих пор неизвестно, кто же этот секретный агент. Вам предлагается охарактеризовать его и составить ориентировку (описание внешности, привычек, манер, предупреждающее людей об этом человеке). Предполагаемые черты его характера выражают существительные, перечисленные на доске. Выберите те из них, которые дают представление об агенте. Докажите свою правоту.
Представители одной из команд читают существительные, остальные команды проверяют и дополняют ответ.
– Об агенте можно сказать, что он неряха, невежа, ябеда, злюка.
Неряха – потому что донесение составлено небрежно, записи неаккуратные.
Ябеда – потому что агент жалуется шефу на шестиклассников.
Злюка – потому что он зол на всех, в каждом нашёл то плохое, к чему можно придраться.
Невежа – потому что он невежлив, не стесняется в выражениях, характеризуя ребят.
– Почему для характеристики агента нельзя использовать существительные подлиза, обжора, невежда и мямля?
– Подлиза – тот, кто кого-то упрашивает, подхалимничает. В донесении агента совершенно другой тон: ласковых и хвалебных выражений нет.
Обжора – качество, связанное с аппетитом агента, о котором по донесению судить нельзя.
Невежда (однокоренное слово – ведать) – человек,...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2451

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340