Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Конспект урока русского языка по теме Неопределенная форма глагола
Автор(ы): Сироткина Лежбетта Геннадьевна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: Неопределённая форма глагола Цели: - Формирование представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи.
- Развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности.
- Воспитание правильного отношения к читательской деятельности, внимания, трудолюбия.
ХОД УРОКА 1. Актуализация знаний – Начнём урок с народной мудрости. На доске пословицы, почитайте их. Не всякий, кто ч.тает, во чтен.е силу знает. Не на пользу книги ч.тать, когда только в.ршки с них хв.тать. – Объясните правописание орфограмм. – На какую тему эти пословицы? – Запишите в тетрадь, выделяя орфограммы. – Определите глагольные словосочетания в 1-й пословице. – Объясните смысл второй пословицы. – Прочитайте подчёркнутые слова. – К какой части речи они относятся? – Что вы знаете о глаголе? На доске выставляются таблицы с грамматическими признаками глагола) – Что вы можете сказать о глаголах из пословиц? (2 группы: 1-я отвечает на вопрос «Что делает?»; 2-я – на вопрос «Что делать?») – Расскажите о глаголах 1- группы. (Глаголы в форме наст. вр., несов. вида, 3 л., окончание -ет) – Что можете сказать о глаголах 2-й группы? (Вопрос, вид) 2. Сообщение темы и задач урока – Это глаголы неопределённой формы. Выставляется табличка: Гл. неопр. формы. Инфинитив (с лат. «неопределённый») – Глаголы неопределённой формы – тема сегодняшнего урока. – Что хотите узнать о глаголах неопределённой формы? (Составляется кластер.) – Сформулируйте задачи урока. (Задачи урока – ответить на поставленные вопросы и научиться определять глагол – инфинитив в устной и письменной речи.) 3. Новый материал 1. – Предлагаю найти ответы на эти вопросы в сказке об Инфинитиве. При чтении отмечайте признаки инфинитива прямо в тексте, пользуясь обозначениями: - «V» – знаю;
- «+» – для меня новое.
– Помните о смысле 2-й пословицы. 2. Самостоятельная работа с текстом. 3. – Что вы знали о глаголе неопределённой формы? – … – Что нового узнали? – … – Кто нашёл все грамматические признаки глаголов неопределённой формы? – Какой вывод должны сделать остальные ребята? (Читать внимательно, вдумчиво) 4. – Пользуясь кластером, расскажите о глаголах неопределённой формы. (Отвечают на вопросы…; имеют вид…; суффиксы ть, ти, могут заканчиваться на чь; нет окончаний, нет числа, нет лица, не имеют формы времени.) – Прочитаем вывод в учебнике на стр 78. 4. Физминутка – Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – встаёте. Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет. Упражнение для осанки. 5. Первичное закрепление нового материала 1. стр. 78, Упр.107 (выполняем 1 и 2 задания с комментированием 1-е слово). – Что общего у всех глаголов? (Суффикс ть.) – Какие ещё суффиксы имеют глаголы неопределённой формы? (ть, ти) 2. Пропись этих суффиксов строчку. 6. Самостоятельная работа с проверкой в классе Карточка: - 1 вариант – упр. 1 (1 чел у доски);
- 2 вариант – упр. 2 (1 чел у доски).
Проверка: - Кто правильно выписал и обозначил суффиксы – «ставит знак +».
- Кто допустил ошибку – «^».
- У кого не получилось самостоятельно выполнить работу – «–».
7. Выполнение упражнений Карточка: упр. 3 (1 чел. у доски, 6 чел по карточкам упр. 4) 8. Подведение итогов – Что узнали нового, чему научились? – Что должны знать о глаголах неопределённой формы? – Лист учёта знаний – отметить, как научились определять глаголы неопределённой формы. – Каждый для себя подведёт итог своей работы на уроке, продолжив предложение глаголами неопределённой формы На уроке русского языка мне понравилось … 9. Домашнее задание, инструктаж - Стр. 78, упр. 108;
- Творческое задание – придумать «запоминалку» о глаголах неопределённой формы (схема, рисунок, стихотворении и т.п.).
Приложение Сказка об Инфинитиве В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив. Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь. – Часы! – услышала она голос. – Что? – Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем. Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в зелёной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца. – Почему вы живёте здесь один? – Во-первых , у меня не бывает окончания, хоть многие суффикс ть принимают за окончание. Ещё у меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные! – Расскажите, пожалуйста, это так интересно! – Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка: Начальной формой быть приятно, Начало лучше, чем конец – Инфинитив ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 7819
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|