Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока русского языка по теме Неопределенная форма глагола - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Конспект урока русского языка по теме Неопределенная форма глагола


Автор(ы): Сироткина Лежбетта Геннадьевна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: Неопределённая форма глагола
Цели:
  • Формирование представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи.
  • Развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности.
  • Воспитание правильного отношения к читательской деятельности, внимания, трудолюбия.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
– Начнём урок с народной мудрости. На доске пословицы, почитайте их.
Не всякий, кто ч.тает, во чтен.е силу знает. Не на пользу книги ч.тать, когда только в.ршки с них хв.тать.
– Объясните правописание орфограмм.
– На какую тему эти пословицы?
– Запишите в тетрадь, выделяя орфограммы.
– Определите глагольные словосочетания в 1-й пословице.
– Объясните смысл второй пословицы.
– Прочитайте подчёркнутые слова.
– К какой части речи они относятся?
– Что вы знаете о глаголе?
На доске выставляются таблицы с грамматическими признаками глагола)
– Что вы можете сказать о глаголах из пословиц?
(2 группы: 1-я отвечает на вопрос «Что делает?»; 2-я – на вопрос «Что делать?»)
– Расскажите о глаголах 1- группы. (Глаголы в форме наст. вр., несов. вида, 3 л., окончание -ет)
– Что можете сказать о глаголах 2-й группы? (Вопрос, вид)
2. Сообщение темы и задач урока
– Это глаголы неопределённой формы.
Выставляется табличка:
Гл. неопр. формы.
Инфинитив (с лат. «неопределённый»)
– Глаголы неопределённой формы – тема сегодняшнего урока.
– Что хотите узнать о глаголах неопределённой формы?
(Составляется кластер.)
– Сформулируйте задачи урока. (Задачи урока – ответить на поставленные вопросы и научиться определять глагол – инфинитив в устной и письменной речи.)
3. Новый материал
1.
– Предлагаю найти ответы на эти вопросы в сказке об Инфинитиве. При чтении отмечайте признаки инфинитива прямо в тексте, пользуясь обозначениями:
  • «V» – знаю;
  • «+» – для меня новое.
– Помните о смысле 2-й пословицы.
2. Самостоятельная работа с текстом.
3.
– Что вы знали о глаголе неопределённой формы?
– …
– Что нового узнали?
– …
– Кто нашёл все грамматические признаки глаголов неопределённой формы?
– Какой вывод должны сделать остальные ребята? (Читать внимательно, вдумчиво)
4.
– Пользуясь кластером, расскажите о глаголах неопределённой формы. (Отвечают на вопросы…; имеют вид…; суффиксы ть, ти, могут заканчиваться на чь; нет окончаний, нет числа, нет лица, не имеют формы времени.)
– Прочитаем вывод в учебнике на стр 78.
4. Физминутка
– Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – встаёте.
Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.
Упражнение для осанки.
5. Первичное закрепление нового материала
1. стр. 78, Упр.107 (выполняем 1 и 2 задания с комментированием 1-е слово).
– Что общего у всех глаголов? (Суффикс ть.)
– Какие ещё суффиксы имеют глаголы неопределённой формы? (ть, ти)
2. Пропись этих суффиксов строчку.
6. Самостоятельная работа с проверкой в классе
Карточка:
  • 1 вариант – упр. 1 (1 чел у доски);
  • 2 вариант – упр. 2 (1 чел у доски).
Проверка:
  • Кто правильно выписал и обозначил суффиксы – «ставит знак +».
  • Кто допустил ошибку – «^».
  • У кого не получилось самостоятельно выполнить работу – «–».
7. Выполнение упражнений
Карточка: упр. 3 (1 чел. у доски, 6 чел по карточкам упр. 4)
8. Подведение итогов
– Что узнали нового, чему научились?
­– Что должны знать о глаголах неопределённой формы?
– Лист учёта знаний – отметить, как научились определять глаголы неопределённой формы.
– Каждый для себя подведёт итог своей работы на уроке, продолжив предложение глаголами неопределённой формы
На уроке русского языка мне понравилось …
9. Домашнее задание, инструктаж
  • Стр. 78, упр. 108;
  • Творческое задание – придумать «запоминалку» о глаголах неопределённой формы (схема, рисунок, стихотворении и т.п.).
Приложение
Сказка об Инфинитиве
В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.
Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь.
– Часы! – услышала она голос.
– Что?
– Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем.
Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в зелёной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца.
– Почему вы живёте здесь один?
– Во-первых , у меня не бывает окончания, хоть многие суффикс ть принимают за окончание. Ещё у меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные!
– Расскажите, пожалуйста, это так интересно!
– Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка:
Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец –
Инфинитив ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 7819

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340