Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Конспект урока русского языка в 6-м классе на тему Имя существительное. Обобщение изученного
Автор(ы): Королёва Татьяна Юрьевна, преподаватель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: обобщить и систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках; содействовать совершенствованию орфографического навыка, развитию связной речи учащихся Оборудование: перфокарты, карточки со словами для орфографической работы, отпечатанные тексты. Ход урока I. Организационный момент II. Сообщение темы, постановка целей - Прочитайте тему урока (на доске). Каковы цели урока? - Запишите число, Классная работа, тему в тетрадь. III. Повторение теоретического материала. Проверка домашнего задания - Дайте определение имени существительного. - Вспомним, как образуются имена существительные. На этот вопрос нам поможет ответить домашнее задание. Вы должны были разобрать по составу слова и определить способ словообразования. Все эти слова - существительные. Сделайте вывод об образовании имён существительных. (Образуются от основ имён существительных, прилагательных, глаголов морфологическим способом: а) суффиксальным - барабанщик, градусник, тишина, воспитатель; б) приставочно-суффиксальным - наушники, взморье, заречье, подоконник; в) приставочным (реже) - сверхприбыль, раскрасавица, недруг, соавтор; г) бессуффиксным - перелёт, выбор, синь, глушь, бег; д) сложением основ - атомоход, мореплаватель, первоклассник, орденоносец.) - Что ещё вы знаете о словообразовании имён существительных? (В существительные переходят прилагательные, теряя при этом свои грамматические признаки (не изменяются по родам, не согласуются с существительными): рабочий, дежурный. Также: стенгазета - начальная часть 1-го слова и второе слово; завхоз - начальные части слов; МОПК - соединяются названия начальных букв, ТЮЗ - начальные звуки - это аббревиатура). IV. Повторение морфемного состава имён существительных - Какие морфемы записаны на доске? -л- -оват- -ец- -ушк- -еньк- -ич- -онок- -очк- -ть- -тель- -ищ- -ин- - На какие две группы можно разделить эти суффиксы? (Словообразующие и формообразующие; имён существительных и других частей речи.) - Выберите суффиксы других частей речи. - Суффикс -еньк- - и для существительных, и для прилагательных: маленький, дороженька. - Определите значения суффиксов (суффиксы субъективной оценки; названия лиц по месту их жительства, по роду занятий) - В тетради в строчку запишите примеры слов с данными суффиксами. - Какие слова записали? V. Орфографическая работа - Прочитайте слова на доске (на карточках). Что у них общего? плеч: родник сокровищ: луч: гореч: безветрие роскош: туч: сила задач: - К словам безветрие, сила, родник подберите синонимы. (убрать карточки со словами, под ними - ключ:, тиш:, мощ: ) - Что теперь общего? (Орфограмма Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных) - Как вы думаете, какое будет задание? - Запишите эти слова в три столбика: по склонениям, ставя, где нужно, мягкий знак. (1 ученик за доской) - Проверьте. Кто не согласен? - Какие существительные относятся к первому склонению? ко второму? к третьему? Когда на конце имён существительных после шипящих пишется Ь? Для чего он служит? (показатель рода) В какой форме стоят существительные I и II склонений? (В форме мн.ч. родительного падежа.) - Существительные I и II склонения поставьте в форму творительного падежа единственного числа. Запишите в строчку. - Назовите слова, в окончаниях которых пишется О. - Какая гласная в окончаниях других слов? (Е) - Объясните написание окончаний. VI. Работа с перфокартами - Итак, мы повторили некоторые правила, с которыми познакомились, изучая имя существительное. Но осталось ещё одно, очень важное и очень сложное. Какое? (И - Е в безударных окончаниях имён существительных в ед.ч.) - Когда в падежных окончаниях имён существительных пишется И? Е? - Проверим ваше умение использовать это правило на практике. - Приготовьте перфокарты, листочки. шёл | к станции | по дороге | по аллее | беседовал | о профессии | об отзыве | о героизме | рассказывал | о берёзе | о лекции | о брошюре | говорил | о Марии | о Наталье | о Маше | сидел | на ели | на постели | на ёлке | говорил | Дарье | Ксении | Даше | писал | в тетради | в тетрадке | в альбоме |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 4587
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|