Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Повторение геометрической и волновой оптики - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Повторение геометрической и волновой оптики


Автор(ы): Якунина Александра Тимофеевна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
О свет! Ты чудо из чудес
И вызываешь интерес.
Еще не раз умы людей
Займешь теорией своей.
Н.Д. Саблина.
Цель:
  • повторить основные понятия темы “Геометрическая и волновая оптика”;
  • развитие практических умений и навыков использования теоретических знаний при решении качественных и экспериментальных задач; развивать навыки коллективной работы;
  • воспитание чувства прекрасного путем использования межпредметной связи: физика + литература.
Оборудование:
  1. 2 плоских зеркала,
  2. 2 листа с нарисованным квадратом,
  3. 2 свечи,
  4. 2 экрана,
  5. 2 стакана с водой,
  6. 2 рассеивающие линзы,
  7. 2 собирающие линзы,
  8. 2 деревянных бруска,
  9. 2 колбы плоскодонные с водой,
  10. 2 колбы плоскодонные со спиртом,
  11. штатив,
  12. шарик на нити,
  13. осветитель,
  14. учебник,
  15. мешочек с бочонками от игры “Лото” с цифрами от 1 до 6.
  16. презентация
  17. мультимедиапроектор + компьютер
Ход урока
Вступительное слово учителя
:
Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой,
В нем источник бесконечный
Наслажденью красотой.
Солнце, небо, звезд сиянье,
Море в блеске голубом,
Всю природу и созданья
Мы лишь в свете познаем.
Свет… Такое короткое и в тоже время такое емкое слово. “В слове свет заключена вся физика”, - говорил С.И. Вавилов. Выдающиеся мыслители и ученые осознавали его фундаментальную роль в природе задолго до выявления его истинной природы. Пифагор, Евклид, Птолемей, Декарт, Ньютон, Гюйгенс, Юнг, Френель. Все они придерживались разных точек зрения, но вместе с тем понимали, что свет значит для человека.
Сегодня мы повторим основные вопросы волновой и геометрической оптики: законы, принципы, формулы, свойства света. Наш урок пройдет в форме игры “Счастливый случай”.
1 гейм “Заморочки из бочки”
Команда вытягивает бочонки с номерами и отвечает на вопросы.
  1. Кульковский (прозвище шута Анны Иоанновны) ухаживал за пригожей и миловидной девицей. Однажды в разговоре сказала она, что хочет знать ту особу, которую он более всего любит. Кульковский долго отговаривался и, наконец, в удовлетворение ее любопытства, обещал прислать портрет той особы. Утром она получила сверток с небольшим зеркалом и, поглядевшись в него, узнала про его любовь к ней. Какое физическое явление использовал Кульковский для объяснения в любви? Сформулируйте закон, которому оно подчиняется.[2]
Сияя гладкой пленкой,
Растягиваясь вширь,
Выходит нежный, тонкий,
Раскрашенный пузырь.
Горит, как хвост павлиний.
Каких цветов в нем нет:
Лиловый, красный, синий,
Зеленый, желтый цвет.
Взлетает шар надутый,
Прозрачнее стекла.
Внутри его как будто
Сверкает зеркала. (С.Я. Маршак)
Какое явление делает мыльный пузырь достойным восхищения? При каком условии, возможно, это явление? В каком порядке располагаются цвета на пленке? Почему?
Заря сквозит оттенком алым,
Подернут блеском небывалым
Покрытый снегом косогор;
Еще леса стоят в дремоте,
Но тем слышнее в каждой ноте
Пернатых радость и задор. (А.Фет)
О каком явлении идет речь в этом стихотворении? (Рассеивание света в атмосфере.)
  1. Что такое силуэт? Каково происхождение этого слова? (Ответ: середина XVIII в. Французский министр финансов Этьен де Силуэт призывал к разумной бережливости и упрекал в чрезмерных тратах на портреты.)
  2. Двойные фонари карет
  3. Веселый изливают свет
    И радуги на снег наводят… (“Евгений Онегин” А.С. Пушкин)
    О каком явлении идет речь в этих строках стихотворения? Где оно применяется? (Дифракция. Дифракция применяется для просветления оптики, определения длины волны света и т.д.)
  4. Однажды сосед увидел, что Мола положил перед ослом вместо травы щепки, и спросил[2]:
- Ай, Мола, разве животное может, есть щепки?
- Я знаю, что не может, - ответил Мола, - но что мне делать? Травы нет, а бедный осел голоден.
- Ты, что же, хочешь обмануть его? – спросил сосед. – Он же не дурак, чтобы вместо травы есть щепки.
- Я не позволю ему поступать так, как он хочет, - возразил Мола. – Сейчас он будет есть.
И Мола надел ослу очки с зеленными стеклами.
Какого цвета покажутся предметы белого, синего, красного цветов через зеленые очки? Почему? (Белые будут зелеными, синие и красные почти черными.)
2 гейм “Темная лошадка” (узнай по описанию)
    1. Великий английский ученый.
    2. Ввел понятие сила.
      Откорректировал закон Кеплера.
      Для изучения одного из явлений ему потребовалось яблоко.
    3. Дал название камню.
    4. Оказывает большое влияние на Мировой океан.
      Собаки и волки к нему не равнодушны.
      Видимая часть называется месяц.
    5. Наблюдается при смотрении в воду.
    Приносит больше пользы, чем вреда.
    Изучено Брюстером.
    Используется в волоконной оптике.
3 гейм “…Опыт, сын ошибок трудных” [3]
1. Как можно собирающую линзу отличить от рассеивающей? Продемонстрируйте.
Оборудование:
  • свеча,
  • экран,
  • рассеивающая и собирающая линзы.
(На ощупь: собирающая линза – тонкая по краям, толстая посередине, рассеивающая – толстая по краям, тонкая посередине. И другой, получить изображение на экране. Собирающая линза дает действительное изображение, а рассеивающая – нет.)
2. Как нужно поставить плоское зеркало на нарисованный квадрат, чтобы получилось изображение треугольника? Четырехугольника? Пятиугольника?
Оборудование:
  • плоское зеркало,
  • лист с нарисованным квадратом. (См. рисунок 1.)

Рис. 1. Варианты расположения зеркала по отношению к нарисованному квадрату.
  1. Объясните потемнение бруска из дерева после его смачивания
Оборудование:
  • стакан с водой,
  • деревянный брусок.

        Рис. 2. Сухой и намоченный бруски.
(Чем больше света отражает предмет, тем светлее он кажется. Интенсивность светового потока при каждом проходе сквозь пленку воды уменьшается, кроме того, часть лучей испытывает полное внутренне отражение.)
  1. В двух закрытых одинаковых плоскодонных колбах находятся спирт и вода. Как, пользуясь только листом бумаги с текстом, определить в какой колбе находится спирт, а в какой – вода?
Оборудование:
  • две колбы (одна с водой, другая со спиртом),
  • книга. (Показатели преломления для воды и спирта разные. Для спирта 1,36, а для воды 1,33. Буквы в колбе с водой будут крупнее.)
  1. Объясните колебание тени неподвижного предмета при прохождении света через воздух над горящей свечой.
Оборудование:
  • штатив,
  • шарик на нити,
  • свеча,
  • экран,
  • осветитель. (Теплые слои воздуха поднимаются вверх, плотность воздуха изменяется, скорость движения луча – тоже, это создает ощущение движения тени неподвижного предмета.)
  1. Стеклянную трубку с одной стороны закройте плотно пальцем, а другим концом опустите с воду. Почем трубка кажется заполненной ртутью? Если убрать палец, то трубка перестанет блестеть. Почему?
4 гейм “Проще простого” (аукцион)
Дать формулировки законов, принципов, написать на доске формулы.
5 гейм “Дальше, дальше…” (да или нет)
Вопросы командам читаются по очереди.
    1. Как была названа Ньютоном радужная полоска? (спектр)
    2. Зависимость показателя преломления света от цвета, т.е. частоты его колебаний, называется… (дисперсия)
    3. Если предмет поглощает почти все падающие на него лучи, он кажется… (черным)
    4. Трава и листья нам кажутся зелеными, потому что…(отражают свет зеленого цвета)
    5. Сложение в пространстве волн, при котором образуется постоянное во времени распределение амплитуд результирующих колебаний, называется… (интерференцией)
    6. Источники волн, имеющих одинаковую частоту и постоянную разность фаз. (когерентные)
    7. Разность расстояний от источника волн до точки в пространстве, куда эти волны пришли, называется… (разность хода)
    8. Явление отклонения распространения волн от прямолинейного, Огибание волнами препятствий. (дифракция)
    9. Кем был поставлен классический опыт по дифракции света? (Т. Юнгом)
    10. Кто сформулировал принцип: волновая поверхность в любой момент времени представляет собой не просто огибающую вторичных волн, а результат их интерференции? (Гюйгенс, Френель)
    11. Кто впервые объяснил прямолинейное распространение света в однородной среде на основе волновой теории? (Френель)
    12. Кем был проделан базовый опыт, подтверждающий наличие дисперсии света? (И. Ньютоном)
    13. Почему не могут интерферировать волны, идущие от двух независимых источников света? (Фазы относятся случайным образом.)
    14. Свет одного цвета называется … (монохроматичным)
    15. Совокупность большого числа очень узких щелей, разделенных непроз...

      ВНИМАНИЕ!
      Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

      Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

      Ваш id: Пароль:

      РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2061

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340