Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Повторение геометрической и волновой оптики
Автор(ы): Якунина Александра Тимофеевна, учитель физики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
О свет! Ты чудо из чудес И вызываешь интерес. Еще не раз умы людей Займешь теорией своей. Н.Д. Саблина. Цель: - повторить основные понятия темы “Геометрическая и волновая оптика”;
- развитие практических умений и навыков использования теоретических знаний при решении качественных и экспериментальных задач; развивать навыки коллективной работы;
- воспитание чувства прекрасного путем использования межпредметной связи: физика + литература.
Оборудование: - 2 плоских зеркала,
- 2 листа с нарисованным квадратом,
- 2 свечи,
- 2 экрана,
- 2 стакана с водой,
- 2 рассеивающие линзы,
- 2 собирающие линзы,
- 2 деревянных бруска,
- 2 колбы плоскодонные с водой,
- 2 колбы плоскодонные со спиртом,
- штатив,
- шарик на нити,
- осветитель,
- учебник,
- мешочек с бочонками от игры “Лото” с цифрами от 1 до 6.
- презентация
- мультимедиапроектор + компьютер
Ход урока Вступительное слово учителя: Чудный дар природы вечной, Дар бесценный и святой, В нем источник бесконечный Наслажденью красотой. Солнце, небо, звезд сиянье, Море в блеске голубом, Всю природу и созданья Мы лишь в свете познаем. Свет… Такое короткое и в тоже время такое емкое слово. “В слове свет заключена вся физика”, - говорил С.И. Вавилов. Выдающиеся мыслители и ученые осознавали его фундаментальную роль в природе задолго до выявления его истинной природы. Пифагор, Евклид, Птолемей, Декарт, Ньютон, Гюйгенс, Юнг, Френель. Все они придерживались разных точек зрения, но вместе с тем понимали, что свет значит для человека. Сегодня мы повторим основные вопросы волновой и геометрической оптики: законы, принципы, формулы, свойства света. Наш урок пройдет в форме игры “Счастливый случай”. 1 гейм “Заморочки из бочки” Команда вытягивает бочонки с номерами и отвечает на вопросы. - Кульковский (прозвище шута Анны Иоанновны) ухаживал за пригожей и миловидной девицей. Однажды в разговоре сказала она, что хочет знать ту особу, которую он более всего любит. Кульковский долго отговаривался и, наконец, в удовлетворение ее любопытства, обещал прислать портрет той особы. Утром она получила сверток с небольшим зеркалом и, поглядевшись в него, узнала про его любовь к ней. Какое физическое явление использовал Кульковский для объяснения в любви? Сформулируйте закон, которому оно подчиняется.[2]
-
Сияя гладкой пленкой, Растягиваясь вширь, Выходит нежный, тонкий, Раскрашенный пузырь. Горит, как хвост павлиний. Каких цветов в нем нет: Лиловый, красный, синий, Зеленый, желтый цвет. Взлетает шар надутый, Прозрачнее стекла. Внутри его как будто Сверкает зеркала. (С.Я. Маршак) Какое явление делает мыльный пузырь достойным восхищения? При каком условии, возможно, это явление? В каком порядке располагаются цвета на пленке? Почему? Заря сквозит оттенком алым, Подернут блеском небывалым Покрытый снегом косогор; Еще леса стоят в дремоте, Но тем слышнее в каждой ноте Пернатых радость и задор. (А.Фет) О каком явлении идет речь в этом стихотворении? (Рассеивание света в атмосфере.) - Что такое силуэт? Каково происхождение этого слова? (Ответ: середина XVIII в. Французский министр финансов Этьен де Силуэт призывал к разумной бережливости и упрекал в чрезмерных тратах на портреты.)
- Двойные фонари карет
Веселый изливают свет И радуги на снег наводят… (“Евгений Онегин” А.С. Пушкин) О каком явлении идет речь в этих строках стихотворения? Где оно применяется? (Дифракция. Дифракция применяется для просветления оптики, определения длины волны света и т.д.) - Однажды сосед увидел, что Мола положил перед ослом вместо травы щепки, и спросил[2]:
- Ай, Мола, разве животное может, есть щепки? - Я знаю, что не может, - ответил Мола, - но что мне делать? Травы нет, а бедный осел голоден. - Ты, что же, хочешь обмануть его? – спросил сосед. – Он же не дурак, чтобы вместо травы есть щепки. - Я не позволю ему поступать так, как он хочет, - возразил Мола. – Сейчас он будет есть. И Мола надел ослу очки с зеленными стеклами. Какого цвета покажутся предметы белого, синего, красного цветов через зеленые очки? Почему? (Белые будут зелеными, синие и красные почти черными.) 2 гейм “Темная лошадка” (узнай по описанию) - Великий английский ученый.
Ввел понятие сила. Откорректировал закон Кеплера. Для изучения одного из явлений ему потребовалось яблоко. - Дал название камню.
Оказывает большое влияние на Мировой океан. Собаки и волки к нему не равнодушны. Видимая часть называется месяц. - Наблюдается при смотрении в воду.
Приносит больше пользы, чем вреда. Изучено Брюстером. Используется в волоконной оптике. 3 гейм “…Опыт, сын ошибок трудных” [3] 1. Как можно собирающую линзу отличить от рассеивающей? Продемонстрируйте. Оборудование: - свеча,
- экран,
- рассеивающая и собирающая линзы.
(На ощупь: собирающая линза – тонкая по краям, толстая посередине, рассеивающая – толстая по краям, тонкая посередине. И другой, получить изображение на экране. Собирающая линза дает действительное изображение, а рассеивающая – нет.) 2. Как нужно поставить плоское зеркало на нарисованный квадрат, чтобы получилось изображение треугольника? Четырехугольника? Пятиугольника? Оборудование: - плоское зеркало,
- лист с нарисованным квадратом. (См. рисунок 1.)
Рис. 1. Варианты расположения зеркала по отношению к нарисованному квадрату. - Объясните потемнение бруска из дерева после его смачивания
Оборудование: - стакан с водой,
- деревянный брусок.
Рис. 2. Сухой и намоченный бруски. (Чем больше света отражает предмет, тем светлее он кажется. Интенсивность светового потока при каждом проходе сквозь пленку воды уменьшается, кроме того, часть лучей испытывает полное внутренне отражение.) - В двух закрытых одинаковых плоскодонных колбах находятся спирт и вода. Как, пользуясь только листом бумаги с текстом, определить в какой колбе находится спирт, а в какой – вода?
Оборудование: - две колбы (одна с водой, другая со спиртом),
- книга. (Показатели преломления для воды и спирта разные. Для спирта 1,36, а для воды 1,33. Буквы в колбе с водой будут крупнее.)
- Объясните колебание тени неподвижного предмета при прохождении света через воздух над горящей свечой.
Оборудование: - штатив,
- шарик на нити,
- свеча,
- экран,
- осветитель. (Теплые слои воздуха поднимаются вверх, плотность воздуха изменяется, скорость движения луча – тоже, это создает ощущение движения тени неподвижного предмета.)
- Стеклянную трубку с одной стороны закройте плотно пальцем, а другим концом опустите с воду. Почем трубка кажется заполненной ртутью? Если убрать палец, то трубка перестанет блестеть. Почему?
4 гейм “Проще простого” (аукцион) Дать формулировки законов, принципов, написать на доске формулы. 5 гейм “Дальше, дальше…” (да или нет) Вопросы командам читаются по очереди. - Как была названа Ньютоном радужная полоска? (спектр)
- Зависимость показателя преломления света от цвета, т.е. частоты его колебаний, называется… (дисперсия)
- Если предмет поглощает почти все падающие на него лучи, он кажется… (черным)
- Трава и листья нам кажутся зелеными, потому что…(отражают свет зеленого цвета)
- Сложение в пространстве волн, при котором образуется постоянное во времени распределение амплитуд результирующих колебаний, называется… (интерференцией)
- Источники волн, имеющих одинаковую частоту и постоянную разность фаз. (когерентные)
- Разность расстояний от источника волн до точки в пространстве, куда эти волны пришли, называется… (разность хода)
- Явление отклонения распространения волн от прямолинейного, Огибание волнами препятствий. (дифракция)
- Кем был поставлен классический опыт по дифракции света? (Т. Юнгом)
- Кто сформулировал принцип: волновая поверхность в любой момент времени представляет собой не просто огибающую вторичных волн, а результат их интерференции? (Гюйгенс, Френель)
- Кто впервые объяснил прямолинейное распространение света в однородной среде на основе волновой теории? (Френель)
- Кем был проделан базовый опыт, подтверждающий наличие дисперсии света? (И. Ньютоном)
- Почему не могут интерферировать волны, идущие от двух независимых источников света? (Фазы относятся случайным образом.)
- Свет одного цвета называется … (монохроматичным)
- Совокупность большого числа очень узких щелей, разделенных непроз...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2061
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|