Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Русская равнина. 8-й класс. Урок географии - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Русская равнина. 8-й класс. Урок географии


Автор(ы): Николайкова Елена Владимировна, зам. директора по УВР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: формирование представлений о взаимосвязи природы и человека на примере Русской равнины.
Задачи:
  1. Познакомить обучающихся с особенностями географического положения и рельефа Русской равнины;
  2. Отрабатывать навыки самостоятельной работы с атласом, учебником, контурной картой;
  3. Развивать умения анализировать карты и делать выводы;
  4. Создать условия для формирования устойчивого интереса к национальной культуре.
Оборудование:
  • физическая и тектоническая карты России, физическая карта Восточно-Европейской (Русской) равнины;
  • атласы, учебники, контурные карты;
  • типовой план изучения природного региона;
  • таблица “Строение платформы”;
  • репродукции картин русских и советских художников;
  • палех, вологодское кружево, поделки из бересты, павлово-посадские платки (для оформления выставки).
Ход урока:
I Вводная часть (активизация интереса)
Сообщение учителем темы и цели урока.
Представление выставки - беседа с обучающимися.
Учитель предлагает рассмотреть репродукции картин, выставку прикладных видов искусства народов России, проживающих на территории Восточно-Европейской (Русской) равнины.
Обучающиеся читают стихотворения М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, С.Есенина, И.Тютчева в сопровождении музыки П.И.Чайковского “Времена года”.
Вопросы обучающимся:
? Какие чувства возникают у вас при рассмотрении картин, прослушивании стихотворений, музыки?

? Дайте характеристику представленным на выставке работам.

? Какими качествами должен обладать народ, сумевший создать такие работы?

? Какой зрительный образ равнины возникает?

Учитель фиксирует высказывания обучающихся, заполняя таблицу:
Таблица 1
Характеристики поделок Черты характера Характеристики условий проживания
ЯркиеКрасивые
Из натуральных материалов
Трудоемкие и др…
НеторопливостьОткрытость
Трудолюбие
Доброта, душевная теплота
Талант
Религиозность и др…
Масштабность (величина территории)Красота
Равнинность ландшафта и др…
II Изучение нового материала
Учитель (подводит итог беседе): прекрасная, разнообразная природа способствовала рождению великого народа, который смог воспроизвести ее в своих творениях, и дала ему силы создать и возродить различные народные ремесла, а затем и разнообразные виды деятельности современной цивилизации. Нам с вами на уроке предстоит с географической точки зрения познакомиться с Русской равниной. Поможет нам в решении данной задачи типовой план изучения природного региона (оформлен на доске):
ПЛАН
  1. Географическое положение
  2. Рельеф
  3. Геологическое строение и полезные ископаемые
  4. Климат
  5. Почвы
  6. Внутренние воды
  7. Растительный и животный мир
  8. Памятники природы
  9. Проблемы хозяйственного использования природных ресурсов региона
Данный план основан на принципе взаимосвязи компонентов природы и позволяет сохранить логику географического исследования.
Организация самостоятельной работы: обучающимся предлагается:
  1. Нанести на контурную карту границы Восточно-Европейской (Русской) равнины и географические объекты, граничащие с ней (см. учебник, стр. 193);
  2. Определить протяженность равнины с севера на юг и с запада на восток, найти в учебники сведения о площади равнины;
  3. Сделать вывод о географическом положении равнины, отвечая на вопросы:
  • Какое место в России и мире Восточно-Европейская (Русская) равнина занимает по площади территории?
  • Определив географическое положение, предположите, каковы климатические условия на территории Русской равнины?
  • С какими природными объектами граничит?
  • Какие природные зоны встречаются на ее территории?
Обсуждение результатов самостоятельной работы:
Обучающиеся
озвучивают полученные выводы:
  1. По площади территории равнина уступает в мире лишь Амазонской низменности, крупнейшая в России;
  2. Находится на северо-востоке Европы, на севере омывается Баренцевым и Белым морями, затем граница совпадает с государственными границами России и Финляндии, на юге омывается Черным, Азовским и Каспийским морями, на востоке расположены Уральские горы;
  3. Равнина расположена в пределах субарктического и умеренного типов климата;
  4. Природные зоны на территории равнины: тундра и лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепь, степь, полупустыни, пустыни.
Учитель: Важной особенностью равнины являются размеры ее территории, которые обусловили разнообразие форм рельефа, климатических условий и природных комплексов. Это явление подтверждается известным вам принципом взаимосвязи природных компонентов на земле. Необходимо отметить, что существует мнение о взаимосвязи природных условий, видов деятельности населения и характера людей. Так характер человека, выросшего в горах, отличается от характера жителя равнин, для которого характерна созерцательность, открытость, задумчивость, степенность. Такая взаимосвязь приводит...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3661

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340