Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Русская равнина. 8-й класс. Урок географии
Автор(ы): Николайкова Елена Владимировна, зам. директора по УВР
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: формирование представлений о взаимосвязи природы и человека на примере Русской равнины. Задачи: - Познакомить обучающихся с особенностями географического положения и рельефа Русской равнины;
- Отрабатывать навыки самостоятельной работы с атласом, учебником, контурной картой;
- Развивать умения анализировать карты и делать выводы;
- Создать условия для формирования устойчивого интереса к национальной культуре.
Оборудование: физическая и тектоническая карты России, физическая карта Восточно-Европейской (Русской) равнины; атласы, учебники, контурные карты; типовой план изучения природного региона; таблица “Строение платформы”; репродукции картин русских и советских художников; палех, вологодское кружево, поделки из бересты, павлово-посадские платки (для оформления выставки). Ход урока: I Вводная часть (активизация интереса) Сообщение учителем темы и цели урока. Представление выставки - беседа с обучающимися. Учитель предлагает рассмотреть репродукции картин, выставку прикладных видов искусства народов России, проживающих на территории Восточно-Европейской (Русской) равнины. Обучающиеся читают стихотворения М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, С.Есенина, И.Тютчева в сопровождении музыки П.И.Чайковского “Времена года”. Вопросы обучающимся: ? | Какие чувства возникают у вас при рассмотрении картин, прослушивании стихотворений, музыки? | ? | Дайте характеристику представленным на выставке работам. | ? | Какими качествами должен обладать народ, сумевший создать такие работы? | ? | Какой зрительный образ равнины возникает? | Учитель фиксирует высказывания обучающихся, заполняя таблицу: Таблица 1 Характеристики поделок | Черты характера | Характеристики условий проживания | ЯркиеКрасивые Из натуральных материалов Трудоемкие и др… | НеторопливостьОткрытость Трудолюбие Доброта, душевная теплота Талант Религиозность и др… | Масштабность (величина территории)Красота Равнинность ландшафта и др… | II Изучение нового материала Учитель (подводит итог беседе): прекрасная, разнообразная природа способствовала рождению великого народа, который смог воспроизвести ее в своих творениях, и дала ему силы создать и возродить различные народные ремесла, а затем и разнообразные виды деятельности современной цивилизации. Нам с вами на уроке предстоит с географической точки зрения познакомиться с Русской равниной. Поможет нам в решении данной задачи типовой план изучения природного региона (оформлен на доске): ПЛАН - Географическое положение
- Рельеф
- Геологическое строение и полезные ископаемые
- Климат
- Почвы
- Внутренние воды
- Растительный и животный мир
- Памятники природы
- Проблемы хозяйственного использования природных ресурсов региона
Данный план основан на принципе взаимосвязи компонентов природы и позволяет сохранить логику географического исследования. Организация самостоятельной работы: обучающимся предлагается: - Нанести на контурную карту границы Восточно-Европейской (Русской) равнины и географические объекты, граничащие с ней (см. учебник, стр. 193);
- Определить протяженность равнины с севера на юг и с запада на восток, найти в учебники сведения о площади равнины;
- Сделать вывод о географическом положении равнины, отвечая на вопросы:
- Какое место в России и мире Восточно-Европейская (Русская) равнина занимает по площади территории?
- Определив географическое положение, предположите, каковы климатические условия на территории Русской равнины?
- С какими природными объектами граничит?
- Какие природные зоны встречаются на ее территории?
Обсуждение результатов самостоятельной работы: Обучающиеся озвучивают полученные выводы: - По площади территории равнина уступает в мире лишь Амазонской низменности, крупнейшая в России;
- Находится на северо-востоке Европы, на севере омывается Баренцевым и Белым морями, затем граница совпадает с государственными границами России и Финляндии, на юге омывается Черным, Азовским и Каспийским морями, на востоке расположены Уральские горы;
- Равнина расположена в пределах субарктического и умеренного типов климата;
- Природные зоны на территории равнины: тундра и лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепь, степь, полупустыни, пустыни.
Учитель: Важной особенностью равнины являются размеры ее территории, которые обусловили разнообразие форм рельефа, климатических условий и природных комплексов. Это явление подтверждается известным вам принципом взаимосвязи природных компонентов на земле. Необходимо отметить, что существует мнение о взаимосвязи природных условий, видов деятельности населения и характера людей. Так характер человека, выросшего в горах, отличается от характера жителя равнин, для которого характерна созерцательность, открытость, задумчивость, степенность. Такая взаимосвязь приводит...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3661
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|