Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок (обществознание + психология + информатика). Тема урока: Мышление – основа познавательного процесса - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Интегрированный урок (обществознание + психология + информатика). Тема урока: Мышление – основа познавательного процесса


Автор(ы): Казберова Евгения Борисовна, педагог-психолог, учитель истории и обществознания; Крупина Татьяна Александровна, учитель информатики и экономики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • на основе знаний об обществе познакомить учащихся с понятием “мышление”;
  • дать представление о различных процессах и операциях мышления;
  • показать роль познавательной деятельности в жизни человека и общества;
  • формирование целостной картины восприятия мира у учащихся;
  • развитие мышления, памяти, внимания, устной и письменной речи учащихся;
  • закрепить навыки работы с информационными технологиями;
  • воспитание культуры общения.
Основные понятия: деятельность, познание, мышление, полушария коры головного мозга, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, аналогия.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютерный класс, экран, презентация по теме урока, песочные часы, печатный материал к практическим работам и опорный конспект урока (для раздачи учащимся перед уроком).
Подготовка к уроку:
  1. Некоторым учащимся дается опережающее тему урока задание – подготовить совместно с учителем информатики презентацию по теме урока, используя знания и навыки работы с информационными технологиями, полученные ранее на уроках обществознания, психологии и информатики;
  2. Учитель (психолог) совместно с учителем информатики рецензирует презентацию и готовит печатный раздаточный материал.
Ход урока:
Организационный момент (1 мин.).
Учитель сообщает тему урока и информирует учащихся о том, чем они сегодня будут заниматься на уроке.

I. Вводное слово учителя (психолога) (1 мин.).

Слайд презентации №1 <рисунок 1>.
Познание
- особый вид человеческой деятельности, направленной на осмысление и выработку адекватного воспроизведения действительности, без которого не возможна ориентация человека в мире и успешное преобразование этого мира.
Познавательная деятельность человека неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей, памятью, убеждениями. Она сопровождается ошибками, иллюзиями, заблуждениями.
Знания не возникают сами по себе – они результат познания, результат познавательной деятельности. Только с помощью мышления человек может в полной мере осуществить познавательную деятельность.
“Я мыслю – значит, я существую!” - эти слова философа Декарта станут сегодня эпиграфом нашего урока.
Как любая деятельность, познания эта целенаправленная активность человека по отношению к окружающему миру, но происходящая в сознании человека. Уже одно это свидетельствует о том, что познание – сложный и противоречивый процесс.

II. Повторение изученного ранее на уроках курса “Обществознание” по теме “Деятельность” (10 мин.).

Слайд презентации №2 <рисунок 2>.
Для начала ответьте на вопросы:
  • Какие основные виды деятельности человека вы знаете?
  • Какова структура деятельности?
  • Кто является субъектом познания?
  • Кто и что является объектом познания?
Учащиеся отвечают на вопросы, вспоминая материал, изученный в курсе “Обществознания” по теме “Деятельность”.
Слайд презентации №3 <рисунок 3>.
Учитель (психолог):
  • Как же человек познает окружающий мир?
  • Какие формы познания вы можете назвать?
Учащиеся отвечают на вопросы, работая со схемой “Формы познания”, вспоминая материал, изученный в курсе “Обществознания” по теме “Деятельность”.
Учитель (психолог): Органы чувств – основа чувственного познания - возникли и развивались в процессе длительной эволюции человека и неразрывно связаны с деятельностью головного мозга. Пять основных чувств были описаны еще древнегреческим философом Аристотелем более 2000 лет назад. Назовите их.
Слайд презентации №4 <рисунок 4>.
Вспомните что такое ощущение, восприятие, представление.
Учащиеся отвечают на вопросы, работая поочередно со схемами “Формы познания” (слайд №3) и “Органы чувств” (слайд №4), вспоминая материал, изученный в курсе “Обществознания” по теме “Деятельность”.

III. Изучение и закрепление нового материала (20 мин.).

Учитель (психолог):
В познании мира человек не может ограничиться лишь чувственным познанием. Он стремится проникнуть в суть вещей. Он может это сделать лишь с помощью процесса мышления, которое является основой рационального познания. Я хочу, чтоб вы сами попробовали сформулировать определение понятия “мышление”. Ответить на вопрос - Что же это за процесс?
Учащиеся высказывают свои мнения, предположения.
Слайд презентации №5 <рисунок 5>.
Работаем со схемой “Виды мышления”.
Пояснение учителя (психолога):
Обладание разумом, умение думать отличают людей от других живых существ. Мышление позволяет человеку приспосабливаться к окружающей среде, ставить цели и достигать их, проникать в сущность вещей и явлений, общаться с другими.
Мышление – это не только наше отражение общих свойств явлений, но и процесс обобщенного и опосредованного, познания действительности. Оно дает нам возможность узнать то, чего мы непосредственно не наблюдаем, что не можем увидеть, потрогать. Оно позволяет предвидеть ход событий и результаты наших собственных действий.
Познавательные процессы, мышление, творческие способности, а также другие проявления психической жизни человека, в том числе поведение, связаны с работой мозга. Человеческий мозг – это, быть может, самая сложная из живых структур во Вселенной. При первом взгляде на головной мозг можно сразу заметить два крупных парных образования – их называют левым и правым полушариями мозга.
Слайд презентации №6 <рисунок 6>.
Накануне урока одному из учащихся дается опережающее задание, подготовить рассказ о симметричности, специализации и доминировании полушарий коры головного мозга. Учащийся опирается в своем рассказе на схему “Функции полушарий коры головного мозга” (слайд №6).
Функции левого и правого полушарии в ряде случаев симметричны: левое отвечает за движения правых конечностей и за чувствительность правой половины тела, а правое – за движение левых конечностей и все виды чувствительности с лева. Однако высшие психические функции соотносятся с правым и левым полушарием по-разному. Поэтому говорят о специализации полушарий.
У человека может доминировать правое или левое полушарии. Выделяют даже отдельные типы людей: художественный тип (правополушарный) и мыслительный тип (левополушарный). Однако такое яркое доминирование одного из полушарий встречается достаточно редко, у большинства людей оба полушария работают синхронно, и специализация проявляется не так явно.
Практическая работа №1.
Слайд презентации №7 <рисунок 7>.
Учащимся предлагается выявить свою принадлежность к “художникам” или к “мыслителям”, проведя несложный экспресс-анализ.
Свою принадлежность “художникам” или “мыслителям” можно выявить по некоторым биологическим признакам:
  • Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.
  • Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, ели вы закрываете правый (П) глаз или левый (Л)? Запишите результат.
  • Станьте в “позу Наполеона”, скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху? Запишите результат.
  • Попробуйте изобразить “бурные” аплодисменты. Какая ладонь сверху? Запишите результат.
Ключ к диагностической работе находится в раздаточном материале “Психологический практикум” задание № 1.
Учитель (психолог): Умение мыслить – значит уметь оперировать знаниями. Человек должен применять знания в нужной ситуации для решения той или иной проблемы, научной или житейской. Поэтому для развития мышления столь же важно научится в процессе получения и накопления знаний производить умственные операции.
Слайд презентации №8 <рисунок 8>.
Учитель (психолог) рассказывает об основных мыслительных операциях, опираясь в своем рассказе на схему “Мыслительные операции” (слайд №8).
Практическая работа №2.
Учащимся предлагаются задания на диагностику и развитие мыслительных операций (раздаточный материал “Психологический ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2222

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340