Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Интегрированный урок (обществознание + психология + информатика). Тема урока: Мышление – основа познавательного процесса
Автор(ы): Казберова Евгения Борисовна, педагог-психолог, учитель истории и обществознания; Крупина Татьяна Александровна, учитель информатики и экономики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: на основе знаний об обществе познакомить учащихся с понятием “мышление”; дать представление о различных процессах и операциях мышления; показать роль познавательной деятельности в жизни человека и общества; формирование целостной картины восприятия мира у учащихся; развитие мышления, памяти, внимания, устной и письменной речи учащихся; закрепить навыки работы с информационными технологиями; воспитание культуры общения. Основные понятия: деятельность, познание, мышление, полушария коры головного мозга, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, аналогия. Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютерный класс, экран, презентация по теме урока, песочные часы, печатный материал к практическим работам и опорный конспект урока (для раздачи учащимся перед уроком). Подготовка к уроку: Некоторым учащимся дается опережающее тему урока задание – подготовить совместно с учителем информатики презентацию по теме урока, используя знания и навыки работы с информационными технологиями, полученные ранее на уроках обществознания, психологии и информатики; Учитель (психолог) совместно с учителем информатики рецензирует презентацию и готовит печатный раздаточный материал. Ход урока: Организационный момент (1 мин.). Учитель сообщает тему урока и информирует учащихся о том, чем они сегодня будут заниматься на уроке. I. Вводное слово учителя (психолога) (1 мин.). Слайд презентации №1 <рисунок 1>. Познание - особый вид человеческой деятельности, направленной на осмысление и выработку адекватного воспроизведения действительности, без которого не возможна ориентация человека в мире и успешное преобразование этого мира. Познавательная деятельность человека неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей, памятью, убеждениями. Она сопровождается ошибками, иллюзиями, заблуждениями. Знания не возникают сами по себе – они результат познания, результат познавательной деятельности. Только с помощью мышления человек может в полной мере осуществить познавательную деятельность. “Я мыслю – значит, я существую!” - эти слова философа Декарта станут сегодня эпиграфом нашего урока. Как любая деятельность, познания эта целенаправленная активность человека по отношению к окружающему миру, но происходящая в сознании человека. Уже одно это свидетельствует о том, что познание – сложный и противоречивый процесс. II. Повторение изученного ранее на уроках курса “Обществознание” по теме “Деятельность” (10 мин.). Слайд презентации №2 <рисунок 2>. Для начала ответьте на вопросы: - Какие основные виды деятельности человека вы знаете?
- Какова структура деятельности?
- Кто является субъектом познания?
- Кто и что является объектом познания?
Учащиеся отвечают на вопросы, вспоминая материал, изученный в курсе “Обществознания” по теме “Деятельность”. Слайд презентации №3 <рисунок 3>. Учитель (психолог): Как же человек познает окружающий мир? Какие формы познания вы можете назвать? Учащиеся отвечают на вопросы, работая со схемой “Формы познания”, вспоминая материал, изученный в курсе “Обществознания” по теме “Деятельность”. Учитель (психолог): Органы чувств – основа чувственного познания - возникли и развивались в процессе длительной эволюции человека и неразрывно связаны с деятельностью головного мозга. Пять основных чувств были описаны еще древнегреческим философом Аристотелем более 2000 лет назад. Назовите их. Слайд презентации №4 <рисунок 4>. Вспомните что такое ощущение, восприятие, представление. Учащиеся отвечают на вопросы, работая поочередно со схемами “Формы познания” (слайд №3) и “Органы чувств” (слайд №4), вспоминая материал, изученный в курсе “Обществознания” по теме “Деятельность”. III. Изучение и закрепление нового материала (20 мин.). Учитель (психолог): В познании мира человек не может ограничиться лишь чувственным познанием. Он стремится проникнуть в суть вещей. Он может это сделать лишь с помощью процесса мышления, которое является основой рационального познания. Я хочу, чтоб вы сами попробовали сформулировать определение понятия “мышление”. Ответить на вопрос - Что же это за процесс? Учащиеся высказывают свои мнения, предположения. Слайд презентации №5 <рисунок 5>. Работаем со схемой “Виды мышления”. Пояснение учителя (психолога): Обладание разумом, умение думать отличают людей от других живых существ. Мышление позволяет человеку приспосабливаться к окружающей среде, ставить цели и достигать их, проникать в сущность вещей и явлений, общаться с другими. Мышление – это не только наше отражение общих свойств явлений, но и процесс обобщенного и опосредованного, познания действительности. Оно дает нам возможность узнать то, чего мы непосредственно не наблюдаем, что не можем увидеть, потрогать. Оно позволяет предвидеть ход событий и результаты наших собственных действий. Познавательные процессы, мышление, творческие способности, а также другие проявления психической жизни человека, в том числе поведение, связаны с работой мозга. Человеческий мозг – это, быть может, самая сложная из живых структур во Вселенной. При первом взгляде на головной мозг можно сразу заметить два крупных парных образования – их называют левым и правым полушариями мозга. Слайд презентации №6 <рисунок 6>. Накануне урока одному из учащихся дается опережающее задание, подготовить рассказ о симметричности, специализации и доминировании полушарий коры головного мозга. Учащийся опирается в своем рассказе на схему “Функции полушарий коры головного мозга” (слайд №6). Функции левого и правого полушарии в ряде случаев симметричны: левое отвечает за движения правых конечностей и за чувствительность правой половины тела, а правое – за движение левых конечностей и все виды чувствительности с лева. Однако высшие психические функции соотносятся с правым и левым полушарием по-разному. Поэтому говорят о специализации полушарий. У человека может доминировать правое или левое полушарии. Выделяют даже отдельные типы людей: художественный тип (правополушарный) и мыслительный тип (левополушарный). Однако такое яркое доминирование одного из полушарий встречается достаточно редко, у большинства людей оба полушария работают синхронно, и специализация проявляется не так явно. Практическая работа №1. Слайд презентации №7 <рисунок 7>. Учащимся предлагается выявить свою принадлежность к “художникам” или к “мыслителям”, проведя несложный экспресс-анализ. Свою принадлежность “художникам” или “мыслителям” можно выявить по некоторым биологическим признакам: - Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.
- Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, ели вы закрываете правый (П) глаз или левый (Л)? Запишите результат.
- Станьте в “позу Наполеона”, скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху? Запишите результат.
- Попробуйте изобразить “бурные” аплодисменты. Какая ладонь сверху? Запишите результат.
Ключ к диагностической работе находится в раздаточном материале “Психологический практикум” задание № 1. Учитель (психолог): Умение мыслить – значит уметь оперировать знаниями. Человек должен применять знания в нужной ситуации для решения той или иной проблемы, научной или житейской. Поэтому для развития мышления столь же важно научится в процессе получения и накопления знаний производить умственные операции. Слайд презентации №8 <рисунок 8>. Учитель (психолог) рассказывает об основных мыслительных операциях, опираясь в своем рассказе на схему “Мыслительные операции” (слайд №8). Практическая работа №2. Учащимся предлагаются задания на диагностику и развитие мыслительных операций (раздаточный материал “Психологический ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2222
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|