Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Интегрированный урок (обществознание + психология) по теме: Социальный статус. Социальная роль
Автор(ы): Нарицына Ольга Алексеевна, педагог-психолог; Голикова Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Программа курса «Обществознание» - 8-9 класс и «Человек и общество» - 10-11 класс, обеспеченная учебниками авторского коллектива под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, призвана помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в окружающем социуме, выработать собственную жизненную позицию, реализовать свои возможности, утвердить себя как личность. Что такое человек? Чем он отличается от других живых существ? Какое место занимает в мире природы? Как строит свои отношения с другими людьми? Как различить добро и зло? В чем заключается подлинная свобода человека? Эти и многие другие вопросы предстоит рассмотреть в курсе обществознания. Курс является интегрированным, так как включает в себя сведения из целого ряда общественных наук, таких как: экономика, философия, социология, социальная психология, политология, этика, право… Курс «Обществознание» - 8-9 класс и «Человек и общество» - 10-11 класс, включает в себя разделы психологии, социологии, социальной психологии и социальной конфликтологии. Одним из направлений работы педагога-психолога в школе является психологическое просвещение учащихся. Таким образом, закономерной стала идея проведения интегрированных уроков педагогом-психологом и педагогом-предметником по обществознанию с целью разнообразить форму и содержание предметных занятий в разделе психологии, социальной психологии, социологии и социальной конфликтологии, а также с целью популяризировать психологические знания, научить ребят использовать психологические знания в повседневной личной и общественной жизни. Программа курса содержит модуль из 17 уроков для обучающихся в 8-11 классах. На Фестиваль мы представляем интегрированные уроки-практикумы по теме «Социальный статус. Социальная роль» для 9 и 11 класса. Это определило цели уроков: - Раскрыть смысл понятия «социальный статус личности» с точки зрения теории социальной стратификации и теории «статусного набора» Роберта Мертона.
- Закрепить понятия «социальный статус», «социальная роль», «социальные гарантии».
- Развивать умение работать в группе, выносить коллективное решение.
Задачи: - Охарактеризовать общение как своеобразную деятельность; сформировать научные знания о структуре и категориях социологии.
- Способствовать формированию умения применить психологические знания в повседневной жизни.
- Способствовать развитию компетентности старшеклассников в сфере общения как проявления их активности.
К предполагаемым результатам изучения данной темы следует отнести: Формирование представления о следующих понятиях: социальный статус, социальная роль, престиж, авторитет. 1) Формирование умений и навыков практического применения психологических знаний (самопознания, выполнения ряда социальных ролей и пр.). 2) Воспитание необходимых для жизни в современном социуме качеств личности. Знать: - указанные термины и понятия;
- приемы социально-психологического взаимодействия;
- особенности группового и личностного общения.
Уметь: - взаимодействовать в социуме;
- диагностировать и анализировать ситуацию;
- быть успешным в любом виде деятельности.
Общеучебные умения и навыки: - диагностика и самодиагностика;
- психологический анализ ситуации;
- рефлексия.
Форма урока: - практикум Тип: - урок коррекции знаний и умений. Методы и приемы: - беседа; - социологический опрос; - ранжирование; - диспут; 9 класс Тема: «Социальные группы. Социальный статус. Социальная роль. Социальные гарантии». Форма: практическое занятие. Методы и приемы: беседа по итогам выполнения заданий в группе. Цель: Закрепить понятия «социальный статус», «социальная роль», «социальные гарантии». Ход занятия: Класс делится на 3 микрогруппы. Задание № 1: Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых: Микрогруппа № 1 – выступаете вы сами; Микрогруппа № 2 – выступают ваши родители; Микрогруппа № 3 – выступают ваши дедушки и бабушки. Задание № 2: Сформулируйте общественные требования к социальной роли: Микрогруппа № 1 – ученика; Микрогруппа № 2 – родителя; Микрогруппа № 3 – пассажира. Задание № 3: Раскройте смысл понятия «социальный статус». Какие компоненты включает в себя понятие «социальный статус»? Какое влияние на социальный статус в современном обществе оказывают: Микрогруппа № 1 – профессия и квалификация; Микрогруппа № 2 – материальное положение; Микрогруппа № 3 – возраст и семейное положение. Задание № 4: Приведите примеры социальных гарантий: Микрогруппа № 1 – детям; Микрогруппа № 2 – неработающим; Микрогруппа № 3 – пенсионерам. Задание № 5: Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации: Микрогруппа № 1 – у первоклассников; Микрогруппа № 2 – у пятиклассников; Микрогруппа № 3 – у детей, впервые поступивших в детский сад. Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию? Итог урока: Как в процессе российских реформ меняется положение человека в экономике и социальной сфере? 11 класс Тема: «Социальный статус личности. Профессиональное самоопределение». Форма: практическое занятие. Методы и приемы: Беседа; Диспут; Социологический опрос; Ранжирование. Цели: Раскрыть смысл понятия «социальный статус личности» с точки зрения теории социальной стратификации и теории «статусного набора» Роберта Мертона. Развивать умение работать в группе, выносить коллекти...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3207
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|