Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок (обществознание + психология) по теме: Социальный статус. Социальная роль - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Интегрированный урок (обществознание + психология) по теме: Социальный статус. Социальная роль


Автор(ы): Нарицына Ольга Алексеевна, педагог-психолог; Голикова Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Программа курса «Обществознание» - 8-9 класс и «Человек и общество» - 10-11 класс, обеспеченная учебниками авторского коллектива под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, призвана помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в окружающем социуме, выработать собственную жизненную позицию, реализовать свои возможности, утвердить себя как личность.
Что такое человек? Чем он отличается от других живых существ? Какое место занимает в мире природы? Как строит свои отношения с другими людьми? Как различить добро и зло? В чем заключается подлинная свобода человека? Эти и многие другие вопросы предстоит рассмотреть в курсе обществознания.
Курс является интегрированным, так как включает в себя сведения из целого ряда общественных наук, таких как: экономика, философия, социология, социальная психология, политология, этика, право…
Курс «Обществознание» - 8-9 класс и «Человек и общество» - 10-11 класс, включает в себя разделы психологии, социологии, социальной психологии и социальной конфликтологии.
Одним из направлений работы педагога-психолога в школе является психологическое просвещение учащихся. Таким образом, закономерной стала идея проведения интегрированных уроков педагогом-психологом и педагогом-предметником по обществознанию с целью разнообразить форму и содержание предметных занятий в разделе психологии, социальной психологии, социологии и социальной конфликтологии, а также с целью популяризировать психологические знания, научить ребят использовать психологические знания в повседневной личной и общественной жизни.
Программа курса содержит модуль из 17 уроков для обучающихся в 8-11 классах.
На Фестиваль мы представляем интегрированные уроки-практикумы по теме «Социальный статус. Социальная роль» для 9 и 11 класса.
Это определило цели уроков:
  1. Раскрыть смысл понятия «социальный статус личности» с точки зрения теории социальной стратификации и теории «статусного набора» Роберта Мертона.
  2. Закрепить понятия «социальный статус», «социальная роль», «социальные гарантии».
  3. Развивать умение работать в группе, выносить коллективное решение.
Задачи:
  1. Охарактеризовать общение как своеобразную деятельность; сформировать научные знания о структуре и категориях социологии.
  2. Способствовать формированию умения применить психологические знания в повседневной жизни.
  3. Способствовать развитию компетентности старшеклассников в сфере общения как проявления их активности.
К предполагаемым результатам изучения данной темы следует отнести:
Формирование представления о следующих понятиях: социальный статус, социальная роль, престиж, авторитет.
1) Формирование умений и навыков практического применения психологических знаний (самопознания, выполнения ряда социальных ролей и пр.).
2) Воспитание необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.
Знать:
  • указанные термины и понятия;
  • приемы социально-психологического взаимодействия;
  • особенности группового и личностного общения.
Уметь:
  • взаимодействовать в социуме;
  • диагностировать и анализировать ситуацию;
  • быть успешным в любом виде деятельности.
Общеучебные умения и навыки:
  • диагностика и самодиагностика;
  • психологический анализ ситуации;
  • рефлексия.
Форма урока:
- практикум
Тип:
- урок коррекции знаний и умений.
Методы и приемы:
- беседа;
- социологический опрос;
- ранжирование;
- диспут;
9 класс
Тема: «Социальные группы. Социальный статус. Социальная роль.
Социальные гарантии».
Форма: практическое занятие.
Методы и приемы: беседа по итогам выполнения заданий в группе.
Цель:
Закрепить понятия «социальный статус», «социальная роль», «социальные гарантии».
Ход занятия:
Класс делится на 3 микрогруппы.
Задание № 1: Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых:
Микрогруппа № 1 – выступаете вы сами;
Микрогруппа № 2 – выступают ваши родители;
Микрогруппа № 3 – выступают ваши дедушки и бабушки.
Задание № 2: Сформулируйте общественные требования к социальной роли:
Микрогруппа № 1 – ученика;
Микрогруппа № 2 – родителя;
Микрогруппа № 3 – пассажира.
Задание № 3: Раскройте смысл понятия «социальный статус». Какие компоненты включает в себя понятие «социальный статус»? Какое влияние на социальный статус в современном обществе оказывают:
Микрогруппа № 1 – профессия и квалификация;
Микрогруппа № 2 – материальное положение;
Микрогруппа № 3 – возраст и семейное положение.
Задание № 4: Приведите примеры социальных гарантий:
Микрогруппа № 1 – детям;
Микрогруппа № 2 – неработающим;
Микрогруппа № 3 – пенсионерам.
Задание № 5: Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации:
Микрогруппа № 1 – у первоклассников;
Микрогруппа № 2 – у пятиклассников;
Микрогруппа № 3 – у детей, впервые поступивших в детский сад.
Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?
Итог урока: Как в процессе российских реформ меняется положение человека в экономике и социальной сфере?
11 класс
Тема: «Социальный статус личности. Профессиональное самоопределение».

Форма:
практическое занятие.
Методы и приемы:
Беседа;
Диспут;
Социологический опрос;
Ранжирование.
Цели:
Раскрыть смысл понятия «социальный статус личности» с точки зрения теории социальной стратификации и теории «статусного набора» Роберта Мертона.
Развивать умение работать в группе, выносить коллекти...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3207

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340