Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок (обществознание + история) для 9–11-х классов по теме Право на жизнь – важнейшее из прав человека - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Интегрированный урок (обществознание + история) для 9–11-х классов по теме Право на жизнь – важнейшее из прав человека


Автор(ы): Иконникова Екатерина Михайловна, учитель истории и обществознания; Воронова Марина Львовна, учитель истории и обществознания


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • учебная – определить значение права на жизнь в истории и в современности;
  • воспитательная – осознать ценность человеческой жизни, воспитать чувство терпимости и толерантности;
  • развивающая – развить умение работать с разными видами исторических источников и нормативно-правовыми актами; формировать и развивать навык ведения дискуссии.
Тип урока: бинарный, проблемно-развивающий.
Оформление урока (средства):
1. Ватман и маркер.
2. Портреты и иллюстрации событий 30-40-х годов XX века и конца XX-начала XXI веков (Приложение № 4).
3. Раздаточный материал (Приложение № 1-2).
4. Конверты с карточками для голосования: черными, белыми и черно-белыми.
5. Компьютер, проектор, экран.
6. Презентации:
  • “Экстремистские организации в современной России”.
  • “Правозащитные организации современной России”.
  • “Жертвы репрессий 30-х – 40-х годов”.
  • “Жертвы нацизма”.
7. Магнитофон.
8. Музыкальное сопровождение:
  • ДДТ, Ю. Шевчук “Не стреляй”.
  • А. Розенбаум “Вальс 1937 года”.
9. Коллажи учащихся 11-х классов на тему: “Права человека”.
10. Рисунки учащихся 9-х классов на тему “Что такое “жизнь”?” (Приложение № 4).
11. Таблички: “Право на жизнь!”, “Право на жизнь?”, “Право на жизнь…” (они являются оглавлениями каждого этапа урока).
12. Полотнища красного и голубого цвета, на которых прикреплены портреты и иллюстрации.
13. Гитара.
14. Эпиграфы к уроку (Приложение № 3)
15.
1) Сохранение жизни и здоровья человека в современной глобальной ситуации – одна из острейших задач, стоящих перед мировой цивилизацией (Когой Е.А. Экология и здоровье человека // Социально-гуманитарные дисциплины. 2000. №3).
2) “Чего нет в документах – нет на свете” (Сенека).
16. Определения понятия “жизнь”.
17. Фрагменты из сочинений учащихся (Приложение № 3):
1) “Что такое жизнь?”.
2) “В каком государстве я хотел (а) бы жить?”
18. Таблички разных цветов по количеству групп: красные, синие, зеленые, желтые.
19. Результаты социологического опроса “Соблюдается ли право на жизнь в нашей стране сейчас?”.
Участники: учащиеся 9-х и 11-х классов; ученики сидят по группам (в каждой группе есть представители и 11-х, и 9-х классов).
План урока:
  1. Право на жизнь!
  2. Право на жизнь?
  3. Право на жизнь…
Ход урока
Право на жизнь.

Воронова М.Л. (далее В.):
Сегодня у нас не совсем обычный урок - встреча двух гуманитарных классов: 11-го и 9-го. Ребятам 11-го класса 16-17 лет и у них свои взгляды на многие проблемы, девятиклассникам – 14-15 лет и они также учатся находить ответы на волнующие их вопросы. И тем интересней увидеть, что думают одиннадцатиклассники и девятиклассники, тем интересней сравнить взгляды тех, кто, через несколько месяцев войдет во взрослую жизнь и тех, кому еще предстоит преодолевать два года нелегкой школьной жизни.
Иконникова Е.М. далее И.): На уроках истории и обществознания мы не раз говорили о существовании различных групп прав человека и гражданина. Прежде, чем объявить тему нашего урока, я хочу задать вопрос – Как вы думаете, какие права принадлежат к естественным правам человека? Т.е. к таким правам, которые считаются неотчуждаемыми, священными, которые вытекают из самой природы человека? Неотчуждаемыми права называют потому, что мы не можем никому их передать.
Вопрос: Как вы думаете, какие права принадлежат к естественным правам человека?
Предполагаемые ответы учащихся (далее - ответ):
  1. право на жизнь;
  2. право на свободу слова и совести;
  3. право на собственность;
  4. право на свободу передвижения;
  5. т.д.
Учитель записывает ответы ребят на ватмане маркером. Прикрепляет его на доске.
Вопрос:
Какое право вы считаете самым важным и почему?
Ответ: Право на жизнь, т.к. с потерей жизни все остальные права утрачивают смысл.
И. Вы правы. Действительно право на жизнь является важнейшим из прав человека. Тема нашего урока так и звучит “Право на жизнь – важнейшее из прав человека” (учитель открывает тему урока). Тема выбрана не случайно, ведь жизнь человека – самая главная ценность, заботится о сохранении которой, должно не только государство, но и все окружающие человека люди, да и сам человек в первую очередь. Жизнь – это (зачитывается определение, которое написано на доске).
В:
Подчеркнем еще раз: право на жизнь – есть естественное, неотъемлемое право каждого человека. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Это право охраняется законом (Эпиграф №1). Мы открываем первую “страничку” нашего урока: “Право на жизнь!” (учитель прикрепляет табличку на доске).
И: Обратите внимание. У вас на столах лежат пакеты с документами (Приложение № 1).
Организуется работа по группам:
“Красные” -
“Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 10 декабря 1946г).
“Синие” - Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.).
“Зеленые” - Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989г.).
“Желтые” - Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950г.).
Вопрос: Сделайте вывод о том, как в данных отрывках отражено право на жизнь.
Ответ: Все документы признают высшей ценностью право на жизнь. На государство возложена обязанность признать, соблюдать и защищать данное право.
2. Право на жизнь?
И:
Но всегда ли так было? И чтобы ответить на это вопрос нам надо обратиться к истории. Этому посвящена вторая “страничка” нашего урока “Право на жизнь?” (учитель прикрепляет табличку на доске).
В: Вспомним историю нашей страны в 30-е – 40-е годы XX века. В стране действовала Конституция 1936 г., “сталинская” Конституция.
Организуется работа с документом: отрывок из Конституции 1936 г . (Приложение № 2. Раздаточный материал. Рабочий лист № 1, документ №1).
Вопрос: Какие права провозглашала Конституция 1936 г.?
Ответ:. В Конституции провозглашались многие права, никогда ранее не звучавшие в документах: право на труд, право на отдых, право на получение образования, право на материальное обеспечение в старости и т.д. Эти принципы заслужено обрели необходимую историческую известность. Но среди таких прав как свобода слова и печати, неприкосновенность личности, жилища, мы не находим права на жизнь.
И: Сенека (?) говорил: “Чего нет в документах, того нет на свете”. Мы можем предположить, что право на жизнь, которого нет в Конституции 1936г. не соблюдалось.
Вопрос: Так ли это?
Ответ: Да. Не соблюдались и многие другие права, которые провозглашала Конституция 1936г. Большинство из этих прав оставались только на бумаге. Поэтому данный документ часто называют “бумажной” Конституцией.
Вопрос: Какой политический режим был установлен в СССР в 30-е годы XX века?
Ответ: Тоталитарный.
Вопрос: Назовите основные черты тоталитарного политического режима.
Ответ:
  1. политическая система опирается на тщательно разработанную идеологию, которой пронизаны все сфера жизни общества;
  2. существует единственная массовая партия (однопартийная система);
  3. уничтожение внутрипартийной оппозиции;
  4. слияние партийного и государственного аппаратов;
  5. культ вождя;
  6. существование массовых общественных организаций, которые способствуют установлению контроля над обществом;
  7. сверхцентрализация управления экономикой, господство государственной собственности;
  8. массовые репрессии и террор как основные средства политики, борьба с “врагами народа” и т.д.
В: Одной из черт тоталитаризма вы назвали борьбу с “врагами народа”. Кто же были эти так называемые “враги”?
Учитель обращает внимание учеников на портрет Тухачевского М.Н. – начальника штаба РККА, автору трудов по вопросам военной теории и военному искусству, маршалу Советского Союза. Организуется работа над отрывком из повести А. Рыбакова “Страх” (Приложение № 2. Раздаточный материал. Рабочий лист № 1, документ № 2).
И: Но репрессии были направлены не только против военных.
Учитель привлекает внимание учащихся к портрету Мейерхольда В.Э. – режиссера и новатора театрального искусства, репрессированного в конце 30-х годов. Организуется работа с отрывком из письма Мейерхольда В.Э. Молотову В.М. (Приложение. Раздаточный материал. Рабочий лист № 2, документ №3).
В: Обратимся к статистике.
Организуется работа с таблицей, в которой приводятся данные о социальном составе и количестве репрессированных по годами к документам (Приложение № 2. Раздаточный материал. Рабочий лист № 1, документы № 4-5).
И: Мы видим, что репрессии были направлены против выходцев из разных социальных групп и категорий населения, а пик их приходится на 1937г. Я думаю, здесь уместно познакомит вас с отрывком из доклада Л.М. Кагановича в институте советского строительства и права: “У нас есть законы. Наши законы определяют функции и круг деятельности отдельных органов государственной власти. Но наши законы определяются революционной целесообразностью в каждый данный момент”.
Вопрос: Как автор объясняет характер советских законов? Были ли они призваны защитить права человека?
Ответ: Законы в СССР, по мнению Л.М. Кагановича, определялись “революционной необходимостью”. Их цель – не защитить права и свободы человека, а отстоять существующую в стране идеологию. Это позволяло государству лишать человека права на жизнь. Репрессии, оправданные законами, создавали атмосферу страха. Страх “скреплял” общество, давал возможность государству беспрепятственно управлять людьми в своих интересах.
Учитель зачитывает отрывок из пьесы А. Афиногенова “Страх”: “80% … живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьянин – насильственной коллективизации, советский работникнепрерывных чисток, партийный работник боится обвинения в уклоне, научный работник боится обвинения в идеализме, работник техники – обвинения во вредительстве. Мы живем в эпоху великого страха”.
В: Анна Ахматова вспоминала: “В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то “опознал” меня. Тогда, стоящая за мной женщина с голубыми губами, очнулась от свойственного всем нам оцепенения и спросила на ухо: “А это вы можете описать?”. Я сказала: “Могу”.
Учитель зачитывает отрывок из стихотворения А. Ахматовой “Reqiem”:
Из вступления

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки.
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
И: Александр Розенбаум написал песню “Вальс 1937 года”, которую посвятил жертвам репрессий 30-х годов в СССР.
Учитель исполняет песню А. Рознебаума “Вальс 1937 года”, песня сопровождается компьютерной презентацией “Жертвы репрессий 30-х – 40-х годов”.
В:
Но наше государство было не единственной страной, которая “лишала” человека права на жизнь. 1 сентября 1939г. разгорелась Мировая война, в которой людей уничтожали просто потому, что у них другой цвет глаз или кожи, они другой национальности, имели другие убеждения. И автор этого уничтожения – фашизм. “Сначала они пришли за евреями. Я молчал – я не был евреем. Затем они пришли за коммунистами. Я молчал – я не был коммунистом. Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал – я не был профсоюзным работником. Затем они пришли за мной. Не осталось никого, кто мог бы помочь мне” (Пастор Мартин Нимеллер, узник нацистских концлагерей).
И: Немецкие солдаты получали памятки, которые “освобождали” их от общечеловеческой морали: “Помни и исполняй:
У тебя нет нервов, сердца, жалости – ты сделан из немецкого железа…
…Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик…
…Мы поставим на колени весь мир… Германец – абсолютный хозяин мира. Ты будешь решать судьбы Англии, России, Америки… Уничтожай все живое, сопротивляющееся на твоем пути. Ни одна мировая сила не уступит перед германским напором. Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир”.
Об этом же пишет Рауль Хильберг: “Вы не имеете права жить среди нас как евреи. Вы не имеете права жить среди нас. Вы не имеете права жить”.
Учащиеся знакомятся с презентацией “Жертвы нацизма”.
И:
1945-1946 гг. – состоялся Нюрнбергский процесс над главными нацистскими преступниками, которым было предъявлено обвинение в преступлениях против мира, организации принудительного труда населения оккупированных территорий, в преступлениях против человечности (массовые убийства и депортации, принудительные переселения гражданского населения и т.д.).
Из заключительной речи главного обвинителя от США Роберта Джексона в Международном трибунале в Нюрнберге 26 июля 1946г.
“…Никогда в течение полустолетия не происходило такого количества кровавых убийств и в таком масштабе, не совершалось таких жестокостей и бесчеловечных пос...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2573

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340