Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Повышение эффективности запоминания информации на уроках географии - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Повышение эффективности запоминания информации на уроках географии


Автор(ы): Петросюк Оксана Петровна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны гарантировать достижение определенного стандарта обучения, являться эффективными по результатам и оптимальными по затратам. Во всех научных системах существует набор терминов, которые служат для передачи информации. Когда человек не знает эти слова как следует, у него возникают трудности с самой наукой. Незнание номенклатуры и большого количества цифр в географии приводит к незнанию самой науки. Ученик получает на уроке огромное количество информации, однако большую её часть забывает. Для повышения эффективности запоминания используются элементы эйдетики и мнемоники – современных направлений в технологиях работы с памятью.
“Эйдос” – в переводе с греческого языка – образ. Эйдетизм – это разновидность образной памяти, связанной с таким феноменом человеческого мозга, как умение видеть предмет даже после его исчезновения из поля восприятия. Эйдетик не вспоминает, а как бы продолжает видеть, чувствовать, ощущать то, чего уже нет. Его сознание сохраняет не только контуры предметов, но и цвета, запахи, вкусовые ощущения. В особенности этот феномен присущ детям и подросткам. Они быстро овладевают методами развития образной памяти, тем более, что все методы обучения в школе очень похожи на увлекательную игру. Русский психолог Л.С. Выгодский говорил, что в детстве мышление, память и воображение неразделимы. И поэтому, развивая одно из звеньев триады, мы развиваем и остальные.
Для проведения урока учителем внимательно перерабатывается содержание учебного материала с целью научного и доступного его изложения. Выстраиваются ассоциации, например, самые высокие горы мира – Гималаи (высшая точка – Эверест, высота 8848 м. над уровнем моря). Чтобы учащиеся быстро запомнили высоту Эвереста предлагается следующая формула запоминания: “Эверест – Вот Возможная Черта Восхождения”. В данном случает буква “В” ассоциируется с цифрой “8”, а буква “Ч” – с цифрой “4”. Другой пример. Самые высокие горы России – Кавказ (Эльбрус – 5642 м.). Учащимся предлагается следующая ассоциация: “5 – лучшая отметка; 6 – сразу после 5; 4 – сразу перед 5; 2 – худшая отметка”. При этом наблюдается почти стопроцентная запоминаемость высоты Эльбруса! Часто учащимся предлагается самим придумать ассоциации по предложенным методикам, а имея опыт и систему такого запоминания, ребята по собственной инициативе строят свои ассоциации и предлагают другим учащимся и учителю свои варианты. Например: тринадцать государств граничат с Россией – “Тринадцать негритят за границею лежат”, или, площадь России 17,1 млн. кв.км. – “Когда мне исполниться чуть больше 17 лет, я закончу школу и смогу объехать всю страну”, или, самые длинные горы мира – Кордильеры – “Самые длинные коридоры в мире”.
Кроме простых ассоциаций, предлагается запоминание с помощью опорных сигналов, знаков или конспектов. Например, в теме “Рельеф Земли” (7 класс) изучение проводится поэтапно. Ознакомление строения земной коры начинается с карты. Ученики узнают, что с помощью различных цветов на карте изображается возраст земной коры. Усвоить названия геологических эр и поэтапность формирования земной коры позволяют “геологические часы”, на которых с помощью стрелок, секторов, условных обозначений и цвета отображается последовательность образования земной коры (рис. 1).

Рисунок 1.
Используя “геологические часы”, столь трудная для понимания тема становится доступной для изучения практически всеми учениками.
Опорный сигнал, обозначающ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1654

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340