Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Провинциальная Россия в повестях Е.И. Замятина «Уездное», «На куличках» - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Провинциальная Россия в повестях Е.И. Замятина «Уездное», «На куличках»


Автор(ы): Скорых Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель:
  • общее знакомство с творчеством писателя;
  • показать боль замятинскую за судьбу Родины.
Оборудование:
  • портрет писателя,
  • выставка книг
Он любил Россию, которая
двигалась вперёд странно,
трудным путём.
А вместе с ней сопротивлялся Замятин
Олег Михайлов
Ход урока I. Слово учителя. Евгений Иванович Замятин – русский писатель, прозаик и драматург, литературный критик. Не принимая шаблонов жизни, открыто выражал своё мнение. Литературное наследие невелико: всего один роман, несколько повестей и пьес, рассказы, статьи, воспоминания. Своему роману «Мы» он придал художественную выразительность. Словом Е. Замятин – мастер русской литературы. II. Сообщение темы урока. III. Страницы жизни. А теперь послушаем диалог биографа и автора, которые поделятся воспоминаниями из жизни Е. Замятина. А: Моё детство прошло среди тамбовских полей, в славной шулерами, цыганами, конскими ярмарками и крепчайшим русским языком Лебедяни. Родился 20 января (1 февраля) 1884г. в г. Лебедяни Тамбовской губернии (ныне Липецкая область) Б: Да, это место навеяло воспоминаниями о музыке, звучавшей в замятинском доме, мать его была прекрасной музыкантшей. С 4-х лет пристрастился к русской классике. Детство – почти без товарищей: товарищи – книги. Гоголь был другом. Гимназию окончил в Воронеже, в 1902г. стал студентом Петербургского политехнического института. А: Помню в классе 7-ом, весной, меня укусила бешеная собака. Взял какой-то лечебник, прочитал, что первый, обычный срок, когда появляются признаки бешенства – две недели. И решил выждать этот срок: сбешусь или нет? – чтобы испытать судьбу и себя. Опыт мой кончился благополучно. Таким образом я воспитал силу воли. Б: Учёба в Петербургском политехническом институте совпала в жизни юноши с участием в революционной деятельности. А: Я был большевиком. В те годы быть большевиком значило идти по дороге испытаний. «Революция была юной, огнеглазой любовницей и я был влюблён в Революцию» Б: В этом проявилась одна из черт замятинской личности – его бунтарство. В комнате, где жил Замятин, одно время находилась типография. В 1905г. его арестовали, весной 1906г освободили и выслали в родную Лебедянь. А: Теперь не большевик. Б: Роман с техникой был хоть и не столь бурным, но зато гораздо продолжительным. В 1908г. Замятина оставили на кафедре кораблестроительной архитектуры, он начал преподавать этот предмет. Но в душе жило одно сильное чувство – любовь к литературе. А: Первым рассказом «Один» был недоволен. Б: Настоящее удовольствие ему принесла крупная вещь – повесть «Уездное» - 1912г. Замысел её возник во время одной из поездок по России. А: На какой-то маленькой станции, недалеко от Москвы, я проснулся, поднял штору. Перед самым окном, как вставленная в раму – медленно проплывала физиономия станционного жандарма, низко нахмуренный лоб, медвежьи глазки, страшные четырехугольные челюсти. Я успел прочитать название станции: Барыбино. Так родился Анфим Барыба и повесть «Уездное» IV. Работа над повестью «Уездное». Учитель: Что вам понравилось в повести «Уездное» и «На куличках». Что делает их неповторимыми? Отправимся и мы в Уездное. Охарактеризовать главного героя. Главный герой – «зверюга», Анфим Барыба, проваливший выпускные экзамены в училище, не вернувшийся домой из-за боязни жёсткого наказания и отправившийся «в люди» Учитель: Замятин рассказывает историю возмужания Барыбы, создаёт ещё один – российский уездный – вариант притчи о блудном сыне. Звучала ли такая тема раньше в литературе? Я так думаю, что тема не новая в литературе. Ещё А.С. Пушкин в «Станционном смотрителе» показывает притчу о блудной дочери. Родной дом покидает дочь бедного смотрителя, в конце повести мы узнаём, что она приезжает в родные места, но слишком поздно – её отца уже нет в живых. Учитель: Каков же Финал повести «Уездное»? Анфим Барыба. Он тоже отправляется «в люди», он тоже вернётся к отцу, но тот с проклятием прогонит блудного сына. Почему? Да потому. что Анфим продал душу ради корысти, а потому ему нет места в родительском доме рядом с добывающим хлеб честным, тяжёлым трудом отцом. (читаем) Учитель: Чтобы убедиться, что маленький человек Замятина – это мелкий человек, не случайно его писатель проводит через множество прегрешений и подлостей. Итак, читаем I главу «Четырёхугольный», обратим внимание на портрет. (Дети читают I главу, при этом комментируя, делая определённые выводы) Учитель: Итак, почему домой не возвратился Барыба? Провалив экзамены в училище, он знал – отец его прогонит, ибо слов на ветер не бросает, разве ремнём ещё хорошенько взбучит. Учитель: Вот мы и познакомились с замятинским героем Анфимкой. Какое впечатление? Поговорим о тех скитаниях, которые пришлось испытать Барыбе. На самом деле, не вернувшись домой, Барыба начал свой путь «в люди» (конец I главы) «Домой Барыба не пошёл…». Началась жизнь с собаками. «Дни, недели, месяцы. Ох, и осточертело же с собаками голодными жить… Иной день сидит Барыба голодный с волчьими, завистливыми глазами, глядит на собак: хрустят костью, весело играют…» Учитель: что же подчёркивает автор в облике своего героя? Постоянно – «звериное» Учитель: Проходят дни. Что подмечает писатель? Барыба зачерствел, зачиврел, почернел (прочитать главу II) Учитель: И задумал он убежать от собачьей жизни. А куда? Да куда же в монастырь, к Евсею. Он вспомнил, как ещё мальчишкой бегал к нему после порки. Бывало, чаем напоит Евсей, с крендельками. Учитель: Но Евсея нет. Куда теперь? «Опять на балкашинский двор…» А тут рядом неботаренский двор, полный всякой пищи (прочитаем главу III) Убойной жареной пахнет. И вот он однажды попал на двор, а там цыплят жарят видимо-невидимо. Как он полюбил их. Случилось так, что Урванка, неботарихин кучер, поймал его, вора, да и потащил к хозяйке. Учитель: И вот новая страница в людях «Барыба в объятиях Чеботарихи». Рассказать. Сделаем вывод: Да, это настоящая тьма, быт коверкая, уродовая человека, делая его омерзительным паразитом жизни. Учитель: Каков же дальнейший путь падения? А вот и следующее описание благополучия Барабы: «Сапоги-бутылки, часы серебряные на шейной цепочке, он рындиком этаким по чеботаевскому двору, распорядки наводит». Вот он, полть от плоти российского «уездного». Продавшись развратной купчихе в летах Чеботарихе, он обидел безответную сиротку, кухарку Полю, затем украл деньги у своего дружка отца Евсея (а ведь когда-то в детстве он не раз являлся к нему после порки отца, а потом потчевал его чаем с крендельками); другого приятеля потного Тимотку , не моргнув глазом отправил по ложному свидетельству на виселицу. Этот путь, по которому идёт Барыба, путь предательства и преступления. На этом пути человек лишается каких бы то ни было человеческих чувств: «Будто бы и не человек шёл, а старая воскресшая курганная баба, нелепая русская каменная баба». Никакого сострадания! Никакого сочувствия! Учитель: Можно ли обвинять только самого Барыбу, можно ли от него ждать чего-то другого («А мне наплевать…») Конечно, нет. А что он сам видел в этой жизни, где отец не раз бивал его. Не случайно Тимотка скажет: У него души-то, совести…ровно у курицы…» Среда, дореформенная провинция отложили свой отпечаток. Оттого тяжело и грустно на душе. Учитель: Я давала домашнее задание: найти высказывания современников, писателей о повестях Замятина. (дети зачитывают высказывания) Доказать, что Замятин иногда выражает симпатию к людям непривлекательным? Вполне согласен с Замятиным, что у него своя симпатия у человеку грязному, пришибленному, даже одичавшему. Например, Урванка, чеботарихнинский кучер, все его боялись… Человека до полусмерти избить – ему первое удовольствие, потому самого очень бивали, в конокрадах бивали. А вот была-таки и любовь Урванки к лошадя...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1661

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340