Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Интеллектуальная игра Гражданская война и интервенция в России (повторительно-обобщающий урок). 9-й класс
Автор(ы): Захарова Оксана Владимировна, учитель истории, зам.директора по ВР
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Повторительно-обобщающий урок, проводимый в форме интеллектуальной игры с моментами театрализации, позволяет обучающимся не только применить знания, умения и навыки, но и быть участниками изучаемых событий. Такая форма урока позволяет активизировать деятельность каждого ученика, повысить интерес к изучаемому предмету, так как в соревновании каждый старается проявить себя максимально, ведь от этого зависит победа команды. Игра учит выбирать, анализировать факты, делать выводы и отстаивать свою точку зрения. ЦЕЛИ: Обучающая: - продолжить усвоение понятий “гражданская война”, “интервенция”;
- повторить причины, особенности, итоги гражданской войны и интервенции в России.
Развивающая: - развивать интеллектуальные умения (определение главного, сравнения, классификации, подведение к выводу и обобщению, формулировка вывода);
- развивать коммуникативные умения: вести диалог, высказывать и отстаивать свою точку зрения по тематическому вопросу, поднятой проблеме.
Воспитательная: - показать всю глубину трагедий российского народа, ввергнутого в братоубийственную войну;
- воспитание патриотизма, толерантности, любви к Родине.
Тип урока: повторительно-обобщающий. Вид урока: интеллектуальная игра с элементами театрализации. Основные понятия: гражданская война, интервенция, “красный террор”, сепаратный мирный договор. Персоналии: А. Колчак, Л.Корнилов, А. Каледин, А. Деникин, Н. Юденич, П. Врангель, П. Краснов, А. Дутов, Н. Махно, М. Фрунзе, М. Тухачевский, Ф. Дзержинский, В. Чапаев. Оборудование: Учебник Н.В. Загладин “История России ХХ в.”, карта “Гражданская война и интервенция в России”, портреты исторических персоналий, в фильм “Гражданская война”, раздаточный материал, атрибуты и элементы костюмов. “Ни на классовой, ни на расовой, ни на партийной ненависти Россию нам не возродить и не построить … Мы должны очистить себя от этих разрушительных сил и погасить, искоренить в себе этот дух грозящих нам гражданских войн”. И. Ильин. Ход урока: 1. Организационный момент. Учитель объясняет форму проходимого урока – проведение интеллектуальной игры между 3 командами. Проводится жеребьевка (обучающиеся вытягивают жетоны красного, белого и зеленого цвета, согласно которым занимают столы того же цвета). Учитель объясняет условия игры, правила поведения обучающихся во время игры. 2. Интеллектуальная игра. Учитель предлагает ученикам переместиться в 20-30 г. г. ХХ века. Демонстрация фрагмента вфильма под словесное сопровождение учителя. Вопрос 1: Что такое “Гражданская война”? Гражданская война – это трагические события в истории народа нашей страны, разделенной на противоборствующие лагеря, окрашенные в красный, белый и зеленый цвет. Задание №1 “Проблемное задание”. Проблема начала Гражданской войны является из наиболее дискуссионных. Одни историки полагают, что Февральская революция не привела к Гражданской войне, а это сделал Октябрь. Большевики решили установить диктатуру пролетариата и вести страну к социализму, тем самым развязав войну. Другие считают, что в развязывании войны были заинтересованы большевики и кадеты, а так же другие политические и социальные силы. Начало войны приходится на сентябрь – октябрь 1917 г. Третьи называют весну 1918 г. началом войны. - Какой точки зрения придерживаетесь Вы? Почему?
- Что, на Ваш взгляд, явилось причиной войны?
Учитель: Гражданская война поделила страну на 3 враждующих лагеря: белые, красные и зеленые. Задание №2 “Люди войны”. (Для команды “красных”) - Используя портреты, определите лидеров красного движения.
- Почему это движение получило такое название?
Дзержинский Ф.Э., Фрунзе М.В., Троцкий Л.Д., К.Е. Ворошилов, С.М. Буденный, В.К. Блюхер, М.Н. Тухачевский, В.И. Чапаев и др. Красная Армия – это Рабоче-Крестьянская Красная Армия (РККА). (Для команды “белых”). - Используя портреты, определите лидеров белого движения.
- Почему это движение получило такое название?
Ядро белого движения составили офицеры царской армии Колчак А.В., Юденич Н.Н., Деникин А.И., Каледин А.М., Корнилов Л.Г. и др. Они выступали оппозиционно против большевиков. (Для команды “зеленых”) - Используя портреты, определите лидеров зеленого движения.
- Почему это движение получило такое название?
Яркой фигурой повстанческой зеленой армии был Нестор Махно (анархист, участвовал в террористических актах, отбывал бессрочную каторгу). Зеленый цвет – цвет воли и свободы, противоположность красному и белому движению. Учитель: Гражданская война проходила на фоне интервенции. Вопрос 2: Что такое интервенция? Какое событие предшествовало интервенции и впоследствии послужило поводом для ее начала? Интервенция – это насильственное вмешательство одного или нескольких государств с целью захвата территории и установления своего господства. Интервенция начинается после подписания Брестского мира 3 марта 1918 г. По Брест – Литовскому сепаратному договору Россия потеряла Польшу, Литву, часть Латвии и Белоруссии. Вопрос 3: Что такое сепаратный мирный договор? Сепаратный договор – это договор, подписанный с раннее враждующим государством без согласия союзников. В данном случае речь идет о Брест – Литовском мире, который подписала Россия с Германией без согласия стран Антанты (Англии и Франции). Вопрос 4: Назовите страны, которые участвовали в организации интервенции против Советской России. В январе 1918 г. Румыния захватила Бесарабию, Германия – Курскую, Воронежскую, Орловскую губернии. Весной 1918 г. в Мурманске, Архангельске, Владивостоке, Средней Азии появляются десанты стран Антанты и Японии, Турция вторгается на территорию Закавказья. Япония и США высадили десант на Дальнем Востоке. Задание №3 “Карта войны”. (Для команды “красных”) 1. Используя карту, показать территорию Западного фронта и дать общую характеристику военных действий. (Для команды “белых”) 1. Используя карту, показать территорию Восточного фронта и дать общую характеристику военных действий. (Для команды “зеленых”) 1. Используя карту, показать территорию Южного фронта и дать общую характеристику военных действий. Задание №4 “Моменты войны”. Театрализация. Учитель: Строительство Красной Армии было весьма трудным. С июня 1918 г. Красная Армия перестала быть чисто добровольческой, в нее начался призыв. С этого момента армия столкнулась с новой серьезной проблемой – массовым дезертирством. Действие команды “красных”. Дед: - Эй, милок, служивый, ты куда путь держишь? Красноармеец: - Дак, домой! Дед: - А как же служба? Красноармеец: - Дак, я, дед, мужик, а он воевать не хочет, как не хотел при царе – батюшке. Негоже уходить далеко от мест родных, бросать на произвол судьбы свою землю и дом. Сейчас все бегут. А если что, зеленые рядом, в Гуляй Поле подамся, навоюемся еще! Дед: - И то верно, служивый, ступай с Богом! Задание для команды “красных”. Какое влияние на Гражданскую войну оказало зеленое движение? Кто его возглавлял, и что оно из себя представляло? Зеленая армия была повстанческим движением. Крупнейшим его проявлением было крестьянское движение на Украине под руководством анархиста Нестора Махно. Крестьяне с готовностью защищали свое поле, деревню, волость. Действие команды “зеленых”. Барин: - Вы, посмотрите-ка, что делается! Фекла: - Что это вы там вычитали, батюшка? Барин: - До чего же мы господа докатились, послушай, Фекла, объявление: “Продается охотничья карета Александра II. Отделана слоновой костью.” Это надо же! Фекла: - Дак ведь, барин, весь императорский дворец, что в Гатчине, разграблен. Задание для команды “зеленых”. О каком явлении, имеющем место в армиях Деникина, Колчака, Юденича идет речь? Кто оказывал существенную помощь Юденичу во время наступления на Петроград? Как и другие белые армии, войска Юденича не отказывали себе в богатой военной добыче. Особенно много ценностей было вывезено из пригородов Петрограда. Войскам Юденича существенную роль оказали англичане, во главе с министром У. Черчиллем. Учитель: Некоторые факты свидетельствуют о зверствах большевиков и белогвардейцев во время Гражданской войны. В мае 1918 г. кулацкий съезд в Новоузенске постановил расстрелять всех большевиков. В Александров-Гае казаки убили всех сдавшихся в плен 96 красноармейцев, раненых засыпали землей в общей яме. Всего белые расстреляли в селе 675 человек. Террор был реакцией со стороны свергнутых классов, ведь они были лишены гражданских и политических прав. Действие команды “белых”. Красноармеец: - Я в ваше распоряжение прибыл, Мартын Иванович! Лацис (член ВЧК): - Присаживайтесь, пожалуйста, товарищ Берестов. Вы знаете, Андрей Степанович, обстановка в районе складывается не из лучших. Страна Советов в опасности, у нас много врагов. Наша задача: при поимке вр...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2666
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|