Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интеллектуальная игра Гражданская война и интервенция в России (повторительно-обобщающий урок). 9-й класс - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Интеллектуальная игра Гражданская война и интервенция в России (повторительно-обобщающий урок). 9-й класс


Автор(ы): Захарова Оксана Владимировна, учитель истории, зам.директора по ВР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Повторительно-обобщающий урок, проводимый в форме интеллектуальной игры с моментами театрализации, позволяет обучающимся не только применить знания, умения и навыки, но и быть участниками изучаемых событий. Такая форма урока позволяет активизировать деятельность каждого ученика, повысить интерес к изучаемому предмету, так как в соревновании каждый старается проявить себя максимально, ведь от этого зависит победа команды. Игра учит выбирать, анализировать факты, делать выводы и отстаивать свою точку зрения.
ЦЕЛИ:
Обучающая:
  • продолжить усвоение понятий “гражданская война”, “интервенция”;
  • повторить причины, особенности, итоги гражданской войны и интервенции в России.
Развивающая:
  • развивать интеллектуальные умения (определение главного, сравнения, классификации, подведение к выводу и обобщению, формулировка вывода);
  • развивать коммуникативные умения: вести диалог, высказывать и отстаивать свою точку зрения по тематическому вопросу, поднятой проблеме.
Воспитательная:
  • показать всю глубину трагедий российского народа, ввергнутого в братоубийственную войну;
  • воспитание патриотизма, толерантности, любви к Родине.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: интеллектуальная игра с элементами театрализации.
Основные понятия: гражданская война, интервенция, “красный террор”, сепаратный мирный договор.
Персоналии: А. Колчак, Л.Корнилов, А. Каледин, А. Деникин, Н. Юденич, П. Врангель, П. Краснов, А. Дутов, Н. Махно, М. Фрунзе, М. Тухачевский, Ф. Дзержинский, В. Чапаев.
Оборудование: Учебник Н.В. Загладин “История России ХХ в.”, карта “Гражданская война и интервенция в России”, портреты исторических персоналий, в фильм “Гражданская война”, раздаточный материал, атрибуты и элементы костюмов.
“Ни на классовой, ни на расовой, ни на партийной ненависти Россию нам не возродить и не построить … Мы должны очистить себя от этих разрушительных сил и погасить, искоренить в себе этот дух грозящих нам гражданских войн”.
И. Ильин.

Ход урока:

1. Организационный момент.
Учитель объясняет форму проходимого урока – проведение интеллектуальной игры между 3 командами.
Проводится жеребьевка (обучающиеся вытягивают жетоны красного, белого и зеленого цвета, согласно которым занимают столы того же цвета).
Учитель объясняет условия игры, правила поведения обучающихся во время игры.
2. Интеллектуальная игра.
Учитель предлагает ученикам переместиться в 20-30 г. г. ХХ века.
Демонстрация фрагмента вфильма под словесное сопровождение учителя.
Вопрос 1: Что такое “Гражданская война”?
Гражданская война
– это трагические события в истории народа нашей страны, разделенной на противоборствующие лагеря, окрашенные в красный, белый и зеленый цвет.
Задание №1 “Проблемное задание”. Проблема начала Гражданской войны является из наиболее дискуссионных.
Одни историки полагают, что Февральская революция не привела к Гражданской войне, а это сделал Октябрь. Большевики решили установить диктатуру пролетариата и вести страну к социализму, тем самым развязав войну.
Другие считают, что в развязывании войны были заинтересованы большевики и кадеты, а так же другие политические и социальные силы. Начало войны приходится на сентябрь – октябрь 1917 г.
Третьи называют весну 1918 г. началом войны.
  1. Какой точки зрения придерживаетесь Вы? Почему?
  2. Что, на Ваш взгляд, явилось причиной войны?
Учитель: Гражданская война поделила страну на 3 враждующих лагеря: белые, красные и зеленые.
Задание №2 “Люди войны”.
(Для команды “красных”)
  1. Используя портреты, определите лидеров красного движения.
  2. Почему это движение получило такое название?
Дзержинский Ф.Э., Фрунзе М.В., Троцкий Л.Д., К.Е. Ворошилов, С.М. Буденный, В.К. Блюхер, М.Н. Тухачевский, В.И. Чапаев и др. Красная Армия – это Рабоче-Крестьянская Красная Армия (РККА).
(Для команды “белых”).
  1. Используя портреты, определите лидеров белого движения.
  2. Почему это движение получило такое название?
Ядро белого движения составили офицеры царской армии Колчак А.В., Юденич Н.Н., Деникин А.И., Каледин А.М., Корнилов Л.Г. и др. Они выступали оппозиционно против большевиков.
(Для команды “зеленых”)
  1. Используя портреты, определите лидеров зеленого движения.
  2. Почему это движение получило такое название?
Яркой фигурой повстанческой зеленой армии был Нестор Махно (анархист, участвовал в террористических актах, отбывал бессрочную каторгу). Зеленый цвет – цвет воли и свободы, противоположность красному и белому движению.
Учитель: Гражданская война проходила на фоне интервенции.
Вопрос 2: Что такое интервенция? Какое событие предшествовало интервенции и впоследствии послужило поводом для ее начала?
Интервенция
– это насильственное вмешательство одного или нескольких государств с целью захвата территории и установления своего господства.
Интервенция начинается после подписания Брестского мира 3 марта 1918 г. По Брест – Литовскому сепаратному договору Россия потеряла Польшу, Литву, часть Латвии и Белоруссии.
Вопрос 3: Что такое сепаратный мирный договор?
Сепаратный договор
– это договор, подписанный с раннее враждующим государством без согласия союзников. В данном случае речь идет о Брест – Литовском мире, который подписала Россия с Германией без согласия стран Антанты (Англии и Франции).
Вопрос 4: Назовите страны, которые участвовали в организации интервенции против Советской России.
В январе 1918 г. Румыния захватила Бесарабию, Германия – Курскую, Воронежскую, Орловскую губернии.
Весной 1918 г. в Мурманске, Архангельске, Владивостоке, Средней Азии появляются десанты стран Антанты и Японии, Турция вторгается на территорию Закавказья. Япония и США высадили десант на Дальнем Востоке.
Задание №3 “Карта войны”.
(Для команды “красных”)
1. Используя карту, показать территорию Западного фронта и дать общую характеристику военных действий.
(Для команды “белых”)
1. Используя карту, показать территорию Восточного фронта и дать общую характеристику военных действий.
(Для команды “зеленых”)
1. Используя карту, показать территорию Южного фронта и дать общую характеристику военных действий.
Задание №4 “Моменты войны”. Театрализация.

Учитель: Строительство Красной Армии было весьма трудным. С июня 1918 г. Красная Армия перестала быть чисто добровольческой, в нее начался призыв. С этого момента армия столкнулась с новой серьезной проблемой – массовым дезертирством.
Действие команды “красных”.
Дед: - Эй, милок, служивый, ты куда путь держишь?
Красноармеец: - Дак, домой!
Дед: - А как же служба?
Красноармеец: - Дак, я, дед, мужик, а он воевать не хочет, как не хотел при царе – батюшке. Негоже уходить далеко от мест родных, бросать на произвол судьбы свою землю и дом. Сейчас все бегут. А если что, зеленые рядом, в Гуляй Поле подамся, навоюемся еще!
Дед: - И то верно, служивый, ступай с Богом!
Задание для команды “красных”. Какое влияние на Гражданскую войну оказало зеленое движение? Кто его возглавлял, и что оно из себя представляло?
Зеленая армия была повстанческим движением. Крупнейшим его проявлением было крестьянское движение на Украине под руководством анархиста Нестора Махно. Крестьяне с готовностью защищали свое поле, деревню, волость.
Действие команды “зеленых”.
Барин: - Вы, посмотрите-ка, что делается!
Фекла: - Что это вы там вычитали, батюшка?
Барин: - До чего же мы господа докатились, послушай, Фекла, объявление: “Продается охотничья карета Александра II. Отделана слоновой костью.” Это надо же!
Фекла: - Дак ведь, барин, весь императорский дворец, что в Гатчине, разграблен.
Задание для команды “зеленых”. О каком явлении, имеющем место в армиях Деникина, Колчака, Юденича идет речь? Кто оказывал существенную помощь Юденичу во время наступления на Петроград?
Как и другие белые армии, войска Юденича не отказывали себе в богатой военной добыче. Особенно много ценностей было вывезено из пригородов Петрограда. Войскам Юденича существенную роль оказали англичане, во главе с министром У. Черчиллем.
Учитель: Некоторые факты свидетельствуют о зверствах большевиков и белогвардейцев во время Гражданской войны. В мае 1918 г. кулацкий съезд в Новоузенске постановил расстрелять всех большевиков. В Александров-Гае казаки убили всех сдавшихся в плен 96 красноармейцев, раненых засыпали землей в общей яме. Всего белые расстреляли в селе 675 человек. Террор был реакцией со стороны свергнутых классов, ведь они были лишены гражданских и политических прав.
Действие команды “белых”.
Красноармеец: - Я в ваше распоряжение прибыл, Мартын Иванович!
Лацис (член ВЧК): - Присаживайтесь, пожалуйста, товарищ Берестов. Вы знаете, Андрей Степанович, обстановка в районе складывается не из лучших. Страна Советов в опасности, у нас много врагов. Наша задача: при поимке вр...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2666

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340