Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Проект-игра Увлекательное путешествие в страну МИФ
Автор(ы): Марасанова Наталья Витальевна, учитель математики; Лазарева Надежда Аркадьевна, учитель математики; Токметова Ирина Вениаминовна, учитель математики; Шарова Марина Вячеславовна, учитель физики; Усынина Алевтина Ивановна, учитель математики; Новосёлова Валентина Владимировна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
«Тем, кто учит математику, Тем, кто учит математике, Тем, кто любит математику, Тем, кто ещё не знает, Что любит математику, Эта игра посвящается!» Цели игры: - углубление знаний учащихся;
- развитие логического мышления;
- расширение кругозора учащихся;
- повышение интереса к предметам математика и физика;
- расширение сотрудничества между школами района.
Ход игры (Компьютерная презентация - приложение 8.) Учитель: Уважаемые гости, учителя и ученики! Сегодня мы продолжаем сотрудничество между школами. Для участия в игре «Увлекательное путешествие в страну МиФ» приглашены учащиеся восьмых классов нашей школы и школы №30. Цель нашей игры: 1) расширение кругозора учащихся; 2) повышение интереса к физико-математического цикла; 3) укрепление дружбы между школами. Поэтому команды будут сборными, т.е. в каждой команде будут ученики обеих школ. Уважаемые игроки, я вам раздам геометрические фигурки - . Ваша задача найти свою половину. (Каждая фигура в трех цветах, разрезана на 2 части произвольным образом. По одной части от всех фигур раздается ученикам 10 школы, вторая – ученикам 30 школы. После того, как половинки найдутся, учащиеся разбиваются на команды по фигурам одного цвета. I команда – зеленый цвет;II команда– желтый цвет; III команда– красный цвет.) Назовите свои команды и выберите капитана. Итак, начинаем игру! (Песня «Математик») Начальник поезда: (оглашает условия игры): Наш «Поезд «М и Ф» состоит из трех вагонов: СВ (вагон повышенной комфортности), плацкартного вагона и багажного отделения. Каждая команда будет двигаться в вагоне определенного типа – всё зависит от качества и скорости выполнения задания, за которые вы будете получать баллы. Чем больше баллов, тем больше шансов ехать в СВ вагоне. Мы будем двигаться по станциям. Задача команды – как можно больше раз проехаться в СВ вагоне. За этим будет следить диспетчер, а помогать ему будут проводники (три человека). Примечание: Если вы не можете решить задачу, обратитесь за помощью в «Кассу». В зависимости от содержания справки определяется «плата»: Проверка правильности решения задачи и указание ошибки – 0,5 балла; Просьба дать вопрос, помогающий найти путь решения задачи – 1 балл; Подсказка пути решения – 2 балла. За билетами обращайтесь в кассу вокзала; кассиры определяют правильность решения задачи и по количеству баллов, заработанных командой, выдаются билеты в соответствующий вагон. Чем больше баллов, тем лучше класс вагона. В кассе сидят 3 человека, они имеют все решения с наводящими вопросами и подсказками. (Приложение 7) Назначение кассиров – помочь учащимся решить задачи самостоятельно и только в крайнем случае дать готовое решение, сообщить ответы. Между станциями, во время движения поезда делаются небольшие исторические сообщения. С болельщиками проводится викторина с занимательными задачами. Игра заканчивается прибытием поезда на конечную остановку, на которой дружно поют песню «Гимн математике» (на мотив песни «Чему учат в школе») Начальник поезда: Сейчас мы находимся на станции «Йошкар-Ола». Чтобы узнать, кто в каком вагоне будет двигаться, баллы будете зарабатывать викториной по Республике Марий Эл. Ответы записывайте на листочке и сдайте проводникам для проверки в кассу. 1. Столица РМЭ. (Приложение 1) 2. Год образования города Йошкар-Олы. 3. Сколько городов в РМЭ. 4. Площадь РМЭ. 5. Численность населения РМЭ. 6.Сколько процентов составляет городское население? 7. Численность населения города Йошкар-Олы. 8.Сколько районов в РМЭ? 9.Главная река. 10. Главное богатство РМЭ. Марийский край родной! На карте мира Ты даже меньше, чем кленовый лист. У нас в сердцах Мой край марийский милый Ты, как цветок прекрасен, юн и чист. А сколько звёзд на небе светят вместе, Ах, сколько звёзд! Я счёт им не веду, Свою звезду найду среди созвездий – Счастливую марийскую звезду! Итак, ваши ответы: 1. Столица РМЭ. (Йошкар-Ола) 2. Год образования города Йошкар-Олы. (1584) 3. Сколько городов в РМЭ? (4: Йошкар-Ола; Волжск, Козьмодемьянск; Звенигово) 4. Площадь РМЭ. (23,2 тыс. кв. км) 5. Численность населения РМЭ. (761,2 тыс. чел.) 6. Сколько процентов составляет городское население? (62%) 7. Численность населения города Йошкар-Олы.(249 тыс. чел.) 8.Сколько районов в РМЭ? (14 районов) 9. Главная река. (Волга) 10. Главное богатство РМЭ. (лес) 1 кассир: По результатам викторины по Республике Марий Эл команды рассаживаются по следующим вагонам: в ВС - …команда, плацкартный…команда, багажный…команда. Начальник поезда: Первая станция «Комбинаторная» (Приложение 2) ЗАДАЧА: У людоеда в подвале томятся 25 пленников. Сколькими способами он может выбрать трех из них себе на завтрак, обед и ужин? Историческая справка О Древнегреческом математике Евклиде почти ничего неизвестно, откуда он был родом, где и у кого учился. Все же у нас нет оснований сомневаться в существовании Евклида, тем более что в этом не сомневались и позднейшие греческие ученые, кое-что рассказывавшие о нем. Александрийский (III в.) сообщает, что он был очень доброжелателен ко всем тем, кто сделал хоть какой-нибудь вклад в математику, корректен, в высшей степени порядочен и совершенно лишен тщеславия. Как-то царь Птолемей I спросил Евклида, нет ли более короткого пути для изучения геометрии, чем штудирование "Начал". На это Евклид смело ответил, что "в геометрии нет царской дороги". Евклид, как и другие великие греческие геометры, занимался астрономией, оптикой и теорией музыки. Гораздо больше мы знаем о математическом творчестве Евклида. Прежде всего Евклид является для нас автором "Начал». Эта удивительная книга пережила более двух тысячелетии, но до сих пор не утратила своего значения не только в истории науки, но и самой математике. Созданная там система евклидовой геометрии и теперь изучается во всех школах мира и лежит в основе почти всей практической деятельности людей. Начальник поезда: Капитаны команд сдали ответы проводникам, и мы сейчас узнаем, в каких вагонах наши команды продолжат путь. Вот решение вашей задачи: На завтрак людоед может предпочесть любого из 25 человек, на обед — любого из 24 оставшихся, а на ужин — кого-то из 23 оставшихся счастливчиков. Всего получаем 25*24*23 = 13800 способов. Слово кассирам. 2 кассир: В СВ вагоне отправляется на следующую станцию команда… В плацкартном…команда, в багажном… команда Начальник поезда: Мы отправляемся на станцию «Вычислительную». (Приложение 3) Ваша задача решить 5 заданий и найти ответы в данной таблице. Каждому ответу соответствует координата точки, которую нужно отметить на координатной плоскости. Историческая справка А вы знаете, что слово «алгебра» произошло от названия сочинения Мухаммеда Аль-Хорезми «Аль-джебр и аль мукамбала», в котором впервые алгебра излагалась как самостоятельный предмет, а термины «абсцисса», ордината» были впервые введены Лейбницем – великим немецким ученым – математиком, физиком, юристом и языковедом. Омар Хайям - (полное имя) Гияс ад-дин Фатх ибн Ибрахим Омар Хайям Нишапури. На богатом историческом материале исследователи доказали заслуги Омара Хайяма как ученого, который сделал ряд важнейших открытий в области астрономии, математики и физики. Омар Хайям вошел в историю всемирной культуры не только как блестящий ученый-энциклопедист, но и как прекрасный поэт, который воспевал свободу, бичевал ханжество и лицемерие, высмеивал суеверия. Его стихи были переведены на все языки мира. Вот одно из стихотворений Хайяма: Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Два важных правила запомни для начала. Ты лучше голодай, чем, что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало. Начальник поезда: Капитаны команд сдали ответы проводникам, а смотрим на экран – какой вы должны были получить ответ. На координатной плоскости должно было получиться слово – Эйлер. Эйлер был всесторонне образованным учёным: знал греческий, латинский, немецкий, французский, русский и другие языки; кроме математики, физики и астрономии, имел глубокие знания в области географии, химии, ботаники, анатомии, медицины и в других отраслях науки и техники. Он очень любил музыку, классиков древней литературы, в частности, знал наизусть "Энеиду" Вергилия. Эйлер был весёлый, скромный и отзывчивый человек, оказывал помощь выходцам из народа и всем обращавшимся к нему молодым учёным. Он отличался редкой трудоспособностью и был не только гениальным математиком, но и замечательным физиком, инженером, астрономом, географом и выдающимся вычислителем. Итак, в какие же вагоны кассиры выдадут билеты. Слово кассирам. 3 кассир: В СВ вагоне отправляется на следующую станцию команда… В плацкартном…команда, в багажном… команда. Начальник поезда: Следующая станция «Физическая». Каждая команда должна ответить на 5 вопросов. Читаются вопросы всем трем командами и в таком же порядке команды отвечают. ВОПРОС 1 1. Прилипнут ли друг к другу мамин и папин паспорта, если папин паспорт смочить водой, а мамин окунуть в подсолнечное масло? 2. Если присесть на корточки и аккуратно вылить стакан молокана пол, что сохранит молоко: форму или объём? 3. Какой физический процесс способствует попаданию кислорода и азота в листья растений? ОТВЕТЫ (можно не читать): 1. Нет, так как вода не смачивает жирные поверхности. Молекулы воды притягиваются друг к другу сильнее, чем к молекулам подсолнечного масла. 2. Сохранит объём. 3. Процесс диффузия. ВОПРОС 2 1. Если проколоть колесо папиной машины, что изменит воздух, томившийся в колесе: форму или объём? 2. Туман летом над лугом – какое это состояние воды? 3. почему не рекомендуется наливать бензин в цистерну доверху? ОТВЕТЫ (можно не читать): 1. Изменит и форму и объём. 2. Состояние жидкое, так как туман - мелкие капельки воды. 3. При нагревании солнечными лучами бензин увеличивается в объёме и может «сорвать» крышку люка. ВОПРОС 3 1. Почему в помещении, в котором часто курят, одежда и вещи пахнут дымом? 2. Если сильно завинченную гайку трудно отвинтить, то рекомендуют её подогреть. Почему легче отвинчивается нагретая гайка? 3. Почему на коробках со стиральным порошком написано: «белое и цветное бельё стирать отдельно»? ОТВЕТЫ (можно не читать): 1. Происходит диффузия между тканью и дымом. 2. Температура увеличивается – промежутки между ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2488
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|