Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Хочу учиться! (программа психологической подготовки детей к школе)
Автор(ы): Саврухина Екатерина Викторовна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую направленность личности ребенка. Учение осознается и переживается младшим школьником как его собственная трудовая обязанность, как его участие в жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет учиться ребенок, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Значит, проблема обучения в школе связана не только с вопросами образования, развития интеллектуальных способностей ребенка, но и формирования его личности, вопросами воспитания. В связи с этим актуально стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. [6] Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, А. А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач. [4] Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данной ситуации – работоспособность будущего первоклассника, умение взаимодействовать и подчиняться правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения. Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в “зону ближайшего развития” (Л. С. Выготский) ребенка. [4] Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, т. к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников. Предлагаемый курс занятий направлен на формирование психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению. Цель курса: формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе. Задачи: формирование учебных мотивов; развитие зрительного анализа; формирование предпосылок логического мышления; развитие способности принимать учебную задачу; развитие произвольности регуляции деятельности; формирование восприимчивости к обучающей помощи; развитие вербальной механической памяти, развитие мелкой моторики, воображения, восприятия. Программа предусматривает формирование и развитие учебно-важных качеств личности дошкольника 5,5 – 7 лет, включает развивающие игры, упражнения, задачи. Данная программа успешно осуществляется мной в течение трех лет. По итогам психологической подготовки к школе ребята научились принимать учебную задачу, воспринимать обучающую помощь, образно и логически мыслить. У детей достаточно хорошо развито произвольное внимание, зрительная и слуховая память, воображение; сформированы мотивы учения. Программа предполагает занятия по 40 минут, в середине занятия предусмотрены два перерыва-разминки на 5 минут. Желательно, чтобы группа не превышала 3 человек. В процессе посещения занятий ребята учатся принимать и понимать учебную задачу; развивают графические и математические навыки, способность к начальным формам обобщения, классификации и образования элементарных понятий, образное мышление, вербальную механическую память; развивают способность произвольной регуляции деятельности в соответствии с заданными нормами. ПРОГРАММА “Хочу учиться!” (психологическая подготовка детей к школе) дошкольники 4 часа в неделю, всего – 64 часа. № п/п | Содержание | Количество часов | 1. | Развитие вниманияПроизвольная регуляция деятельности, произвольное внимание. | 12 | 2. | Развитие памятиВербально-механическая слуховая память, вербально-логическая слуховая память, зрительно-образная память. | 10 | 3. | Развитие мышленияОбразное и логическое мышление, зрительное восприятие пространственно-ориентированных структур, уровень обобщений и классификации. | 15 | 4. | Развитие восприятияВосприимчивость к обучающей помощи (обучаемость) | 10 | 5. | Развитие воображения | 7 | 6. | Развитие мелкой моторики рукКинестетическая чувствительность мелкой мускулатуры рук | 10 | | Всего: | 64 | ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН “Хочу учиться!” (психологическая подготовка детей к школе) дошкольники 4 часа в неделю, всего – 64 часа. №п/п | Содержание | Количество часов | 1. | “Знакомство. Сходства и отличия, память и произвольное внимание” 1. Развитие внимания, восприятия: “Сравни картинки”, “Найди предметы”, “Найди отличия”, “Произвольное внимание”. 2. Развитие памяти: “Гномик”, “Слуховая память”, “Зрительно-образная память”. 3. Развитие мышления, воображения: “Нелепицы”, “Сходства и отличия”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”. | 4 | 2. | “Недостающие фигуры, память и счет”1. Развитие внимания, восприятия: “Стрелки”, “Фигурки”. 2. Развитие памяти: “Память и счет”, “Что лежит на столе”. 3. Развитие мышления, воображения: “Квадраты”, “Недостающие фигуры”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”. | 4 | 3. | “Лишний предмет, фигуры”1. Развитие внимания, восприятия: “Нарисуй фигуры”, “Дорисуй картинку”. 2. Развитие памяти: “Магазин”, “Зрительная и слуховая память”. 3. Развитие мышления, воображения: “Квадраты”, “Лишний предмет”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”. | 4 | 4. | “Коврики, классификация, запомни фразы”1. Развитие внимания, восприятия: “Коврики”, “Развитие объема внимания”. 2. Развитие памяти: “Белочка”, “Запомни фразы”. 3. Развитие мышления, воображения: “Лишняя фигурка”, “Что лишнее?”, “Классификация”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”. | 4 | 5. | “Найди фигуру, память, фрагменты”1. Развитие внимания, восприятия: “Мячики-цветочки”, “Помоги Бабе-Яге”, “Найди фигуру”. 2. Развитие памяти: “Запомни рисунки”, “Механическая память и осмысленное запоминание”. 3. Развитие мышления, воображения: “Дорисуй фрагмент”, “Четвертая фигурка”, “Ёжики”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”. | 4 | 6. | “Каскад слов, домики, классификация”1. Развитие внимания, восприятия: “Дострой фигуры”, “Улов”. 2. Развитие памяти: “Каскад слов”, “Запоминание цифр, букв, слов”. 3. Развитие мышления, воображения: “Домики”, “Соедини фигуры”, “Классификация”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”. | 4 | 7. | “Расставь значки, память, сравнение предметов”1. Развитие внимания, восприятия: “Расставь значки”, “Найди квадрат”. 2. Развитие памяти: “Зрительная память”, “Десять слов”. 3. Развитие мышления, воображения: “Словесно-логическое мышление”, “Сравнение предметов”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”. | 4 | 8. | “Пространственное представление, регуляция деятельности, лишнее слово”1. Развитие вни...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2875
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|