Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Внеклассное мероприятие по музыке. Утреник посвященный творчеству Людвига ван Бетховена - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Внеклассное мероприятие по музыке. Утреник посвященный творчеству Людвига ван Бетховена


Автор(ы): Скляр Марина Геннадьевна, учитель музыки


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель мероприятия
1. Познакомить детей с характерными чертами творчества Л. Бетховена.
2. Уметь определять и анализировать произведение великого композитора.
3. Познакомит детей с некоторыми фактами биографии Л. Бетховена через его творчество.
4. Воспитать в слушателях лучшие качества характера и жизненной позиции на примере жизни и творчества Л. Бетховена.
Оборудование
Музыкальный центр с хорошей акустической системой, рояль (фортепиано). На центральной стене – портрет Л. Бетховена и даты жизни 1770-1827г. На боковой стене выставка. Здесь помещены вырезки из музыкальных журналов, портреты Л. Бетховена разных лет.
Ход утренника
На утренник приглашаются гости с параллельных классов. Программу ведут учащиеся. В качестве вступления к утреннику звучит отрывок из увертюры Л. Бетховена “Эгмонт” (начиная от драматической кульминации и вся кода).
1-й ведущий. В 2010 г. исполняется 240 лет со дня рождения композитора Л. Бетховена. Наш утренник мы посвящаем памяти этого величайшего музыканта и человека. Правда, говорят, надо готовить себя годы, чтобы понять всю глубину больших произведений Л. Бетховена. Сегодня мы только начинаем этот путь.
2-й ведущий. Кто из ребят не знает печальной песенки бездомного мальчика шарманщика? Он бродит со своим другом – прирученным сурком по селам и городам Старая шарманка тоскливо выводит незамысловатый мотив. Кто пожалеет их, кто подаст им грошик на пропитание? Где найдут себе эти бедняки приют в непогоду?
( Песню Л.В. Бетховена “Сурок” поет учащийся под аккомпанемент педагога. Эта песня удобна для детского голоса в тональности фа минор)
3-й ведущий. Композитор всем сердцем сочувствовал бесприютным существам. Ведь и сам он от рождения жил в нищете и знал, что такое голод. Колыбель его стояла на чердаке жалкого домишки. Узкое слуховое окно почти не пропускало воздуха и солнца, низко нависали балки потолка. Мать была больна туберкулезом, и четверо ее детей умерли один за другим. Но маленький Людвиг родился крепышом.
4-й ведущий. Отец его был музыкантом во дворце князя – курфюрста города Бонна. За свой труд он получал ничтожные гроши, да и те частенько пропивал в кабаке. Отец мечтал воспользоваться музыкальным талантом сына, чтобы выкарабкаться из нищеты. В восемь лет Людвиг уже выступал на концертах, но и это не спасало семью от голода.
5-й ведущий. С детства Людвиг полюбил народные напевы. Сохранились мелодии к деревенским танцам, записанные и обработанные 10-летним композитором. Сейчас ребята попляшут под одну из этих мелодий.
(Деревенский танец №2. Аккомпанирует педагог, танцуют 3 пары)
6-й ведущий. Кто любит собак, тот знает, как тяжело терять четвероногого друга. В память о погибшей собаки Л. Бетховена написал грустную музыку – “Элегию на смерть пуделя”. Так нежно любят животных только очень добрые люди.
(“Элегию на смерть пуделя” исполняет учащийся на фортепиано)
7-й ведущий. Подростком Людвиг уже работал придворным органистом. Кроме того его приглашали в богатые семьи давать частные уроки. Для своих маленьких учеников и учениц юный композитор часто сочинял небольшие пьески. Послушайте танец “Контрданс”
(“Контрданс” исполняет педагог на фортепиано, ему подыгрывают дети на гребешках с наложенной папиросной бумагой и на звоночках.)
8-й ведущий. Но не эти изящные танцы и песенки прославили на века Людвига ванн Бетховена. Впервые в мире была создана мужественная, героическая музыка. Она звала к борьбе за счастье всех людей.
( Звучит вступление к “Патетической сонате”, играет педагог)
9-й ведущий. Вы услышали грозное и торжественное вступление к одной из первых сонат Л. Бетховена. Он назвал ее Патетической, то есть волнующей, полной большого чувства. Когда молодой композитор исполнял это произведение на концерте, слушатели были потрясены. Они привыкли к нежной и певучей, ласкающей звук музыке. А эта музыка гремела и призывала к борьбе.
10-й ведущий. Фортепиано звучало как целый оркестр. После могучих аккордов жалобный голос будто спрашивал: “Как быть? Что делать?” Но жалобу обрывали гневные возгласы. Гудели басы, звенела мелодия: “Только мужество и воля помогут преодолеть все невзгоды, принесут радость и победу!”
(Педагог исполняет отрывок, заключающий 1-ю часть Патетической сонаты.)
11-й ведущий. Какие бурные споры разгорелись вокруг этой сонаты! Старых музыкантов возмущало произведение непривычное для их слуха. Они даже запрещали своим ученикам знакомиться с сочинениями Л. Бетховена. Но молодые музыканты тайком добывали их и находили их в новой музыке радость, какую не мог дать ни один композитор.
12-й ведущий. Откуда же явился в музыкальную столицу Австрии этот необыкновенный человек? Почему его музыка была такой бунтарской?
Людвигу было 18 лет, когда пришла весть: Народ Парижа восстал, ворвался в Бастилию – мрачную крепость королей, перебил стражу, выпустил на волю заключенных… Началась Великая французская революция!
Пылали феодальные замки, крестьяне сжигали книги, в которых были записаны их долги и повинности… Крестьянские волнения начали охватывать и немецкие земли… Мог ли Л. Бетховен
не приветствовать революцию всей душой?
13-й ведущий. Недавно в нищете от туберкулеза умерла горячо любимая мать Людвига. А сколько он видел вокруг себя бедняков, которые трудились не покладая рук, чтобы не умереть с голоду! Между тем светлейший князь-курфюрст боннский и другие аристократы жили роскошно и презирали честных тружеников, работавших на них. Любимый учитель музыки Людвига сжимал кулаки от ненависти: “Ненавижу князей больше, чем разбойников! И льстецов, что унижаются перед ними, тоже ненавижу!” Мог ли гордый и самолюбивый юноша не разделять этих чувств?
14-й ведущий. Все передовые люди Германии приветствовали революцию. Людвига вдохновила мысль о борьбе за свободу за счастье людей, за равенство и братство. Он не обучен стрелять из пушек? Не беда! За то в его власти могучее оружие – музыка! “Музыка должна высекать огонь из груди человека!- восклицал композитор.- Она поведет за собой народы!”
15-й ведущий. С такими мыслями молодой Людвиг покинул свой родной город Бонн и переехал в Вену, столицу Австрии. Он хотел повысить свое мастерство, поучиться у великих композиторов. Ведь Вена в те годы была центром европейской музыкальной культуры. Здесь жили лучшие музыканты, сам великий старый Гайдн жил в Вене! В императорских театрах можно было услышать оперы гениального Моцарта. Здесь в садах и парках, на народных гуляньях звучали песни разных народов: немецкие, славянские, венгерские, итальянские… Проникали сюда и песни из республиканской Франции…. Слышите? Звучит “Марсельеза” - гимн французской революции .
(Звучит “Марсельеза”)
16-й ведущий. Интонации этой зажигательной песни позже прозвучат и в симфониях Л. Бетховена.
Между тем вокруг Франции сгущаются тучи. Короли и императоры европейских стран посылают свои войска, чтобы разгромить революционный народ.
Но народ Франции яростно защищает свою свободу, и во главе революционных войск становится талантливый полководец Наполеон Бонапарт. И вот уже французы разбивают прусскую армию, австрийскую армию…
17-й ведущий. Бетховена захватила мысль создать музыку во славу человека – героя и народа-героя. В самом начале музыка должна обрисовать образ смелого человека, готового принять бой.
(Звучит главная тема 1 части Третьей симфонии)
А потом герой погибает в борьбе, но смерть его не будет напрасной. Она приблизит свободу. Слышны воинственные возгласы: “Верьте, боритесь! Счастье не приходит само, его надо завоевывать!”
(Звучит отрывок из финала Третьей симфонии.)
18-й ведущий. Бетховен неделями сидел, запершись, работая над симфонией. Вот наконец огромный труд окончен. Бетховен посвятил его герою. И надписал на заглавном листе: “Бонапарт”. Но вошел молодой друг Бетховена, увидел надпись и удивился: “Бонапарт? Но разве маэстро еще ничего не знает? Наполеон принял титул императора. Он задушил революцию”.
Бетховена охватила ярость. Он задыхался от гнева. Он кричал: “Так значит, и этот не что иное, как обыкновенный человек! Теперь он будет попирать все человеческие права…. станет тираном!” И Бетховен разорвал лист ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1382

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340