Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Конспект урока русского языка по теме Падеж и склонение имен существительных Удивительное рядом
Автор(ы): Куприянова Наталья Леонтьевна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - Отрабатывать умения и навыки в определении падежа склонения имен существительных.
- Отрабатывать и закреплять орфографическую зоркость.
- Закреплять синтаксические знания.
- Совершенствовать речевые умения, развивать образную связную речь.
- Развивать любознательность, наблюдательность учащихся, учить их делать выводы обобщения.
- Расширить представления детей о пользе, которую леса приносят человеку, о необходимости охраны растительного мира нашей Родины.
Ход урока 1. Вступительная беседа. Сегодня на уроке мы продолжаем работу с именами существительными, конечно, закрепляем и повторяем ранее изученный материал. Но у нашего урока есть еще одна цель. Какая? (1 ученик читает): Люди попросту не знают, - Вот попробуй, объясни, - Почему же не линяют От воды в реке лини? Нет, не зря все так назвали - Сам подумай и пойми, Чтобы мы с тобою стали Любопытными людьми. Мне хочется научить вас быть любознательными и наблюдательными людьми. Чтобы вы умели удивляться всему новому и интересному, иногда и уже хорошо знакомому. Девиз нашего урока: “Удивительное рядом.” Сейчас и узнаем о чем удивительном пойдет речь. 2. Словарная работа. (На доске записаны слова в 2 столбика.) лист…я | снежная | пр…хлада | разноцветные | зел…н… | приятная | ша…ка | ли…кая | (Дети читают слова, записывают их в 2 столбика, проверяем орфограммы.) - По какому признаку я записала слова в 2 столбика?
- Прочитайте слова 1 столбика и докажите, что это имена существительные. Какое слово лишнее? (листья - мн. ч.)
- Что общего у оставшихся слов? (ж. р., ед. ч.)
- Раздели эти слова на 2 группы. (1 скл., 2 скл.)
- Прочитайте слова 2 столбика и докажите, что это имена прилагательные.
- Какое слово лишнее? (разноцветные- сложное слово)
- Прочитайте пары слов. Что заметили? Образуйте словосочетания.
- Стрелкой укажите пару.
- Почему к слову листья не подобрали прилагательное липкая?
- А теперь подумайте, где и когда можно встретить разноцветные листья, снежную шапку, приятную прохладу и липкую зелень?
- Сегодня мы будем искать удивительное в русском лесу.
3. Лес так хотел привлечь к себе ваше внимание, что решил сам о себе немного рассказать и прислал вам письмо. (1 ученик зачитывает письмо.) Я ваш зеленый друг. Я помогаю получать высокие урожаи хлеба. Лес- это бумага, книжки с картинками, тетради для учеников, это двери в новых домах, мебель в ваших квартирах. Но лес дает человеку не только все необходимое для жизни: пищу, жилище, одежду. Лес помогает сохранить здоровье. Это - любимое место отдыха детей и взрослых. Прогулки в лес радуют людей, приносят им эстетическое удовольствие. - Как вы понимаете выражение “эстетическое удовольствие”?
- С.И. Ожегов в своем словаре определил эстетику - как красоту.
- Какую красоту можно увидеть в лесу, чтобы получить удовольствие?
4. Практическая работа. Представьте, что вы в русском лесу. К названию какого дерева очень часто добавляют тоже прилагательное? Ответ найдем в стихотворении (на доске записано стихотворение) Деревьев разных не сочтешь - Одно другого краше. Но где ты дерево найдешь Родней березки нашей? (В. Алексеев) - Какой березка является для автора?
- Значит и для нас он родня. А мы с вами русские люди. Березку называют гордостью русских лесов.
- А являются ли родственными слова, которые я подчеркнула?
- Как я изменила слово? (число, падеж)
- Измените по падежам слово березка. Проверка работы.
- Как называется изменение имен существительных по падежам?
Продолжаем свое путешествие по русскому лесу. (Дети записывают под диктовку предложение.) Молоденькие осинки выстроились на лесной поляне. - Поставьте знак ударения. Прочитайте слова с безударными гласными орфографически правильно.
- Найдите слова с приставками и предлогами. Как отличить приставку от предлога?
- Выполните синтаксический разбор предложения, укажите падеж имен существительных.
- Проверяем выполнение работы.
- С новой строки выпишите слово осинка. Продолжи ряд слов.
(Учитель читает текст, а дети выписывают родственные слова.) Как хороша, как красива осина! Особенно хорош осиновый лес в осенние ясные дни. Цветным чистым ковром расстилаются в осиннике опавшие листья. Там и тут видны под деревьями шапки поздних грибов-подосиновиков. (В тетрадях учеников появляется запись: Оси...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2367
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|