Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интерактивное изучение истории - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Интерактивное изучение истории


Автор(ы): Вокуева Ольга Васильевна, учитель истории, обществознания


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Интерактивное обучение один из интереснейших подходов в обучении.
Главная особенности методики интерактивного обучения в том, что процесс его происходит в совместной деятельности. Подлинная готовность детей к совместной деятельности состоит в сосредоточенной, настойчивой и целеустремлённой работе по освоению содержания решения задач на развитие умений и навыков.
Основы обучения заключаются во внешней и внутренней задачах педагога.
Внешняя задача предусматривает постановку общей цели работы с классом или группой, организацию учебного пространства, знакомство с правилами учебного сотрудничества, выработку системы оценок. В группе решаются три основные задачи:
  1. Конкретно-познавательная, которая связана с непосредственной учебной ситуацией,
  2. Коммуникативно-развивающая, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы,
  3. Социально-ориентационная, воспитывающая гражданские качества необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Внутренняя задача педагога заключается в формировании готовности к интерактивному обучению, развитии навыков взаимодействия в учебно-воспитательной системе, в повышенной познавательной активности класса, формировании классного коллектива, воспитании толерантности.
В своей практике использую такие интерактивные формы обучения:
  • создание ситуации выбора
  • проблемно-познавательные, логические задания
  • ролевые игры
  • беседа исторического лица
  • сочинение-рассуждение, письма, сказки, сочинения стихов
  • редактирование параграфов учебника от конкретного исторического лица
  • лото
  • тексты-ловушки, тексты с историческими ошибками
  • соотнеси
  • закончи предложение
  • дискуссия, диспут, спор
  • узнай историческое лицо
  • современные информационные технологии обучения.
1. Создание ситуации выбора.
В 11 классе по истории России по теме: “Большевики берут власть” можно предложить вопрос: “На чьей стороне выступили бы вы, если бы жили в октябре 1917 года? В какую партию вошли, Почему?” (работа может идти в группах: октябристы, трудовики, монархисты..)
2. Проблемно-познавательные, логические задания.
Урок в курсе “Обществознания”, 11 класс – К.Каутский писал, что человеческий дух консервативен и всегда обнаруживает склонность вносить в новое учение свои старые воззрения. Можно ли эту характеристику отнести к трактовкам марксизма его российскими последователями? Аргументируйте свой ответ.
Формула “Что касается всех, должно быть одобрено всеми”. Какие факты из истории отдельных государств, противоречат этой формуле? Чем можно объяснить противоречие?
Познавательные задачи могут способствовать становлению различных мыслительных умений.
- Что бы случилось, если бы?
- Что ты имеешь в виду?
- Если она права, то, как повлиять на…
3. Ролевые игры.
В 9 классе по всеобщей истории по теме: “Страны Азии и Африки в современном мире”, урок обобщения. Класс делится на группы, где присутствуют специалисты по истории Азии, Африки. Они являются летописцами, другие архивариусами и третьи – историческими лицами. Ребята работают в группах, затем идёт обсуждение отобранного материала или выводов, к которым пришли ребята. Оценки выставляются большинством школьников.
В 6 классе по всеобщей истории параграф 27 по теме: “Польша и Чехия во времена расцвета”. Ролевая игра “Я противник или защитник Яна Гуса”. Ребята в группах распределяют роли: судьи, церковнослужители, сторинники Гуса. Приведу выдержки противников. “…Я обвиняю его в том, что унижал наместника Христова, обложил духовенство. Пусть сгинет этот чех!
…Я объявляю его еретиком и хочу, чтобы он отрёкся от своих взглядов.
…Я недоволен том, что он призывал народ отнять у церкви земли. Мне не нравится то, что он говорил, что в Чехии должна быть своя церковь подчинена королю, а не папе.
…Я “за” сожжение еретика, потому, что я хочу жить”.
4. Беседа исторического лица.
В 6 классе по истории России в параграфе 18 по теме “Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва” происходит беседа великого князя Дмитрия Ивановича с современными репортёрами, в основе которой лежит текст. Перед работой с текстом перед учащимися ставится задача – восстановить, добыть информацию, выстроить в схему, дать осмысленные ответы на предложенные вопросы.
5. Сочинение-рассуждение, письма, сказки, сочинение стихов.
Этот вид работы целесообразно использовать при подготовке домашнего задания. Темы: “Если бы я был Петром 1, стал бы прорубать окно в Европу?”, “ Я, Владимир (Красное Солнышко), ввёл христианство на Руси, так как…”. Ребята с интересом пишут сочинения-рассуждения по теме: “Я – свидетель..(событий)”, письма на Родину: “Я солдат, участник русско-польской войны”. На уроках материалы сочинений, писем зачитываются детьми, иногда их анализ выливается в дискуссию. Выбираются оппоненты, они дополняют, развивают мысль, могут и не согласиться с рассуждением, возразить и представить свою точку зрения по проблеме. Бывает, что в ходе дискуссии точка зрения отдельного ученика меняется. Всех благодарю за работу.
Пример. “Здравствуйте, дорогие мои родители!
С земным поклоном к Вам сын Ярослав. Простите, что обстоятельства не позволил долгое время написать письмо. Как много я хочу рассказать.
Вчера было массированное наступление наших войск на Юго-Западном фронте, в Галиции, против Австро-Венгрии. Наступление было названо “Брусиловским прорывом”, по имени командующего нашей армии выдающегося генерала Алексея Алексеевича Брусилова. Никогда не видел я более смелого, мужественного, умного человека, который, несмотря на свой чин, относится ко всем одинаково и всегда поддерживает в трудную минуту. Этот прорыв поставил Австро – Венгрию на грань военной и политической катастрофы. Фронт мы прорвали на протяжении 34 километров, глубина прорыва доходила от 79 до 120 километров.
Командующие говорят, что целью России в первой мировой войне является укрепление позиции на Балканах и обеспечение благоприятного для России режима в черноморских проливах. Может оно так и есть, но ходят слухи, что руководство нашей страны просто хочет захватить польские земли Австрии и Германии.
К сожалению, здесь не всё так хорошо. Многие товарищи мои погибли при битве с врагом. Микитка, соседский сын, получил серьёзное ранение, что еле выжил. Винтовок и боеприпасов на всех не хватает. Мы совершаем специальные вылазки на передовую, собираем оружие убитых товарищей. В общем, на войне, как на войне. Интересно, как у вас дела. Очень скучаю. Часто по ночам вижу родной дом, коня Бурку. Мечтаю поскорей встать за плуг, чтобы обрабатывать поля.
Я всегда мечтал сделать что-нибудь на благо России. Это у меня получилось. Если выживу, будет, что рассказать. Не волнуйтесь за меня, дорогие, я Вас очень люблю. Снова трубят тревогу. Значит опять в бой за победу, за Родину, за царя.
До свидания, ваш Ярослав”.
6. Редактирование параграфов учебника от конкретного исторического лица.
Например, учебник 8 класса по истории России под редакцией А.А.Преображенского, Б.А.Рыбакова (Параграф № 50 “Внутренняя и внешняя политика Павла I”, стр. 279). “Я Павел 1, преемник Екатерины II на российский престол. Недавно посмотрел ваше издание. При просмотре я заметил оплошности в учебнике на счёт моего правления и до глубины души возмущён. Я уважаю вас, но вы должны писать только правду и ничего кроме правды. Вы господа-создатели, возводите напраслину на моё царствование. Вы говорите, что в моей армии по малейшему поводу и без повода наказывали за непослушания, что там били. Да, это я не отрицаю. Дисциплина должна быть строгой, суровой. Ты только дай волю русскому народу, так он на шею и сядет. Человек провинился и должен быть наказан (был членом тайного антиправительственного кружка, употреблял в речи слова “нация”, “патриотизм”, восхищался Французской революцией), а вы подчёркиваете, что отстраняли офицеров или чиновников от должности, посылали в Сибирь ни за что, ни про что. Надо же как то бороться. Дисциплина и прочие особенности военной школы помогали русским побеждать. Вы ещё клевещете, что я сослал А.В.Суворова, который был возмущён наказаниями в армии. Это ложь! Я просто берёг его для последующих войн. Суворовский талант необходим России. Покорнейше вас благодарю, что познакомились с моими мыслями”.
7. Лото.
В 6 классе по истории России в параграфе 18 по теме “Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва”. Берём два альбомных листа, на первом пишутся вопросы; на другом - ответы, на этом же с обратной стороны наклеивается или рисуется картинка для быстроты проверки, и второй лист разрезается, так как ответы надо вложить на вопросы.
Общий вид игровой карточки.
Митропилит Алексий Князь Владимир Андреевич Серпуховский Д.Донской
Михаил Андреевич Бренк Ягайло Ольгерд
Ослябя Пересвет С.Радонежский
Кто правил Москвой в малолетстве князя Дмитрия? Брат Дмитрия Донского Сын Ивана Красного
Д. Донской участвовал в бое в боевых доспехах. Сын Ольгерда Князь Литовский
Монах Троицкого монастыря Участник поединка Воодушевил русских на победу
8. Тексты-ловушки, тексты с историческими ошибками.
Пример, текста-ловушки “Мамай”:
“Хан Мамай был встревожен, давно ожидаемое посольство литовское, почему – то задержалось в Рязани. Опять этот хитрый ноймен Олег ибн Василий плетёт козни. Рязанцам нельзя доверять. Незря Батый назвал Рязань “злям городом”. Наконец янычары сообщили хану: “Прибыли послы”. Переговоры о военном союзе шли успешно, но об этом узнал московских монах Сергий и всё расстроил. За три дня без пищи он дошёл пешком из Москвы в Рязань и немедленно закрыл все храмы в городе. Нойону Олегу пригрозил отлучить от церкви, заставлял публично отречься от дружбы с язычником Мамаем”.
9. Соотнеси.
Соотнеси события и даты

события даты:
1. годы реконструкции юга 1. 1870-1871
2. франко – прусская война 2. 1914
3.демонстрация в Чикаго 3. 1890
4. создание союза “Индустриальные рабочие мира” 4. 1865-1877
5.принятие билля о самоуправлении Ирландии 5. 1886
Соотнеси деятеля с его работой
деятель произведения
1. Д. Байрон 1. “Дробильщик камня”
2. Г.Курбе 2. “Лунная соната”
3. А.Дюма отец 3. “Паломничество Чайльд Гарольда”
4 Л.Бетховен 4. “Граф Монте-Кристо”
Соотнеси деятеля и дату
деятель дата
1. А Невский 1. 1240
2. Г.К.Жуков 2. 1941 - 1945
3. С. Радонежский 3. 1380
Соотнеси деятеля и событие
деятель события
1. И.Грозный 1. Северная во...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2493

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340