Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Проблемы этико-правового компонента пособий Вокруг тебя - Мир… на уроках литературы - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Проблемы этико-правового компонента пособий Вокруг тебя - Мир… на уроках литературы


Автор(ы): Жуковская Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он до времени не превратился в ад.
В.С. Соловьев, русский философ.
Я – учитель,
И каждый день на меня глядят
Равнодушно, пытливо и требовательно
Тридцать пар внимательных глаз.
Знаю, стих мой несовершенен,
Только я хочу рассказать,
Как не просто до них достучаться,
Сложный Мир наш им показать.

Эти пытливые глаза – глаза нового человека третьего тысячелетия…И, наверное, и от меня зависит, в каком мире мы все будем жить: страшном, где каждый день взрывают дома и поезда с мирными жителями, где тысячи беженцев годами не могут найти себе приют, а дети вырастают, не зная, что такое школа и по ночам вздрагивают от взрывов – или мы будем жить в мире, пусть не идеальном, полном проблем и несовершенств, но это будет мир, где уважается человеческое достоинство, где сострадание – деятельное, и где даже на войне должно быть место проявлению гуманности.
Да, каждый ученик – это целый мир, сложный, порой непонятный, но удивительный, и как добиться, чтобы он вырос порядочным, чтобы он уважал не только мнение, но и жизнь других людей, чтобы он ценил человеческое достоинство в себе и в других.
Пособие "Вокруг тебя – Мир..." как раз и помогает открыть моим ученикам этот сложный, многогранный и неоднозначный мир. И начинается изучение этого курса так же, как и в основном курсе литературы – со сказок. Ненавязчиво, используя основной жанровый признак сказки – поучительность, в первом же произведении поднимается сложный философский вопрос – "Что такое счастье?".
Дети волнуются, спорят, высказывают свою точку зрения, обсуждая сказку" Общее счастье", и в результате приходят к выводу, что мы живем в одном общем Доме – на планете Земля. Мы не можем надеяться на общее сказочное Счастье, которое помогло бы создать общую жизнь, общую работу и любовь друг к другу.
Но если мы будем чувствовать свою ответственность за то, что происходит в нашем Доме, будем стремиться строить будущее с учетом интересов и мнений других людей, возможно, нам удастся создать новый Дом- Мир, в котором захочет поселиться Общее Счастье.
Интересно, что в обсуждение проблемы, поставленной на уроке, вовлекаются родители и другие члены семьи. Сфера моего влияния как учителя значительно расширяется, но и ответственность тоже увеличивается. Ведь взрослые люди имеют уже определенный жизненный опыт и их убедить в чем – либо значительно труднее.
Предлагается для изучения сказка А. Платонова "Неизвестный цветок". Казалось бы, сказка о внимательном отношении к окружающему нас миру, о том, что жизнь далеких существ на Земле может протекать совершенно незаметно от нас, но это не значит, что ее нет, что она неинтересна и в ней нет проблем. А далее моя задача как учителя – деликатно перейти от этой проблемы к тому, что любое живое существо на Земле заслуживает уважения, что деятельное сострадание является выражением истинного уважения к другому человеку и к самому себе. Здесь еще ничего не говорится ни о войне, ни о четырех Женевских конвенциях 1949 года, но маленького человека постепенно подводят к мысли о том, что любое живое существо на Земле имеет право на жизнь (будь то цветок или человек). И уже в этой сказке дети учатся деятельному (именно деятельному) состраданию. Но ведь работа Международного Комитета Красного Креста сегодня проявляется не только в помощи пострадавшим в вооруженных конфликтах.
Жизнь людей на Земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.
Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям.... Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда даже у самого сильною человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние.... И поэтому помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как чудо. И прекрасно, что к деятельному состраданию мы готовим детей с детства.
Рассказ А.Куприна "Чудесный доктор" заставляет детей задуматься о том, что чудо деятельного сострадания, помощи без ожидания благодарности должно стать "обыкновенным чудом", естественным для каждого совестливого человека. Довольно редкие примеры таких "чудес" в нашей реальной жизни хотя и оставляют надежду на поддержку со стороны окружающих, тем не менее подсказывают, что "главное – никогда не падать духом", бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кому сейчас хуже, чем вам.
Или такой незамысловатый рассказ Е.Носова "Трудный хлеб".
Казалось бы, какое он имеет отношение к этико-правовому компоненту, лежащему в основе УМК "Вокруг тебя – Мир...", к четырем Женевским конвенциям, к нормам международного гуманитарного права?
Самое прямое. Деликатно и ненавязчиво в рамках этого рассказа мы говорим об уважительном отношении друг к другу и о том, что это лежит в основе правил, по которым должны строиться взаимоотношения между людьми.
А из этого вытекает уважительное отношение к законам, порядкам, правилам, по которым строятся взаимоотношения не только отдельных людей между собой, но и целых государств. И, наверное, моя задача как учителя сегодня – вложить в души детей такое понимание норм МГП, которое позволит им в будущем, занимая какие – либо ведущие посты в государстве, уважать человеческое достоинство и в любой самой сложной ситуации проявлять гуманность.
И вот, наконец, в шестой теме мы говорим с ребятами о войне. Они изучают отрывки из романа Л.Толстого "Война и Мир", подробно с которым будут знакомиться в десятом классе. Однако я думаю, брать это произведение даже в отрывках желательно в сильном классе , там, где дети не только хорошо владеют речью и всем набором изобразительно- выразительных средств языка, но и интеллектуально и нравственно готовы обсуждать проблемы войны и мира, которые испытала Россия в Отечественной войне 1812 года и которую закрутил водоворот военных событий.
Вот передо мной книга для шестого класса. Маленький человек повзрослел на год. Он уже знает, что огромный Мир, который его окружает, нуждается в его заботе. И задуматься об этом помогли литературные произведения. И я вместе со своими учениками понимаю, что каждый из нас – это тоже целый Мир. И вместе с ними открываю себя. В шестом классе зазвучали новые вопросы: почему у людей возникла потребность в соблюдении правил? По каким правилам строятся взаимоотношения между разными индивидуальностями? Почему человеку необходимо соблюдать правила в ситуации силового соперничества? Каковы последствия поступков? От каких условий зависит принятие того или иного решения в конфликтных ситуациях? Какова связь между поведением человека в обычной, повседневной жизни и тем, как он ведет себя в экстремальной ситуации, в том числе и в ситуации вооруженного конфликта? Мы обращали внимание на положение тех, кто в ситуации вооруженного конфликта переставал принимать участие в боевых действиях по той или иной причине: был ранен, попал в плен, оказался потерпевшим кораблекрушение (отрывок из книги В.Гроссмана
"Жизнь и судьба", рассказ К.Воробьева "Немец в валенках", фрагмент книги М.Жюно "Воин без оружия"); знакомились с основными нормами МГП по их защите.
В седьмом классе мы обращаемся к кругу проблем, связанных с теми, кто не участвует в конфликте и тем не менее может стать его жертвой; размышляем над тем, что представляют собой последствия вооруженного конфликта для мирных людей, узнаем, какую защиту представляет МГП гражданскому населению; стараемся понять, почему медицинский персонал тоже относится к тем, кто не участвует в военных-действиях. В рамках школьной программы УМК "Вокруг тебя – Мир..." мы говорим о чувстве мести, которое в конфликтных ситуациях не способствует их разрешению, а, наоборот, затягивает конфликт, ухудшая его последствия. Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый. И герой рассказа Всеволода Гаршина "Сигнал" оказался на высоте.
Несмотря на различие характеров главных героев рассказа, их мироощущения, в решающий момент они поступают так, чтобы предотвратить катастрофу, в результате которой пострадали бы пассажиры.
Вообще, казалось бы, в рамках УМК мы говорим о том же самом, о чем всегда говорим на уроках литературы: о добре и зле, о любви и надежде, об "униженных и оскорбленных", о которых болела душа еще у Достоевского и Гоголя, и вообще о проблемах нравственности, главных для русской классической литературы.
Но в этом УМК акцент смещается, и от проблем нравственных, этических мы переходим к правовым нормам, основанным на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов. А это и есть Международное Гуманитарное Право. Никогда ранее с этой точки зрения мы не рассматривали художественное произведение. Гуманистический компонент – да.
Литературоведческий компонент – да, развивающий – да, вот правовой – ,..? Ведь раньше, изучая вместе с детьми рассказ М. Шолохова "Судьба человека", производя комплексный анализ художественного образа, говоря об особенностях композиции произведения ("рассказ в рассказе"), я делала акцент на исковерканной войной судьбе Андрея Соколова, на нравственных и физических страданиях русского солдата. Очень интересно было посмотреть на этот рассказ под другим углом зрения, увязать гуманистический компонент с правовым. И уже маленький беззащитный Ванюшка становится олицетворением основных норм МГП по защите детей как особо уязвимой части гражданского населения. И мы говорим с детьми о том, что беззащитное, уязвимое существо вызывает жалость. А всегда ли мы делаем хоть ч...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2423

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340