Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа Духовная музыка в структуре учебного предмета Человековедение - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Программа Духовная музыка в структуре учебного предмета Человековедение


Автор(ы): Щербинина Лариса Владимировна, учитель музыки


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Духовность – важнейший аспект в жизни каждого человека. Это то, что дает ощущение полноты жизни, наличие ее цели и смысла, понимания счастья и того, что жизнь есть важная тайна.
Духовность - это наше личное понимание, интимное ощущение своей глубинной природы, осознание того, что позволяет раскрываться тем глубинным потенциалам, которые находятся внутри нас. Мы живем, чтобы познать мир как внешний, так и внутренний, чтобы совершить нечто полезное, чтобы совершенствоваться. Важно постоянно искать истину, жить этим непреклонным поиском, держать в постоянном напряжении интеллектуальные силы, чтобы они не останавливали “Я” в своем развитии, не утратили гибкость, способности к обновлению.
Необходима способность, видеть себя не отдельно, отстраненно от мира, а в нем, в общении, взаимодействии, стремясь к образу идеального “Я”.
По мнению А.Петровского (советского психолога) человек духовен в той мере, в какой он задумывается над вопросами познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни и стремится получить ответы.
Педантропологические науки помогают познать самого себя изнутри, строить свой мир, вскрывать проблемы внутренних конфликтов, искать истинные жизненные ценности, обрести гармонию внутреннего и внешнего мира.
Новые возможности духовного развития в области музыкального образования содержатся в таком огромном пласте музыкальной культуры как духовная музыка.
Духовная музыка – одно из средств, которое способно воздействовать на тот потенциал духовных и творческих способностей, возможностей, которые заключены в эмоциональной сфере человека. Необходимо содержанием такой музыки пробудить ту устремленность к Добру и Свету, которая заложена в каждой душе ребенка и может стать источником нравственности и гармонии личности.
Открытость, искренний интерес детей к религиозному искусству; принятие духовных образов, которые содержат музыкальное и изобразительное искусство; раскрепощенность, свободное самовыражение в исполнении песен с духовным содержанием; чистота, неподдельная искренность детей в своих высказываниях, чувствах – все это дало возможность разработать новый подход к данной программе, который бы глубже раскрыл внутренний мир ребенка, его духовную природу.
Урок музыки обретает возможность стать уроком человековедения. Собственный опыт проведения уроков с ориентацией на духовное развитие, совершенствование внутреннего мира ребенка стал результатом нового подхода к раскрытию содержания и возможностей духовной музыки, новому определению цели программы. Предмет “Духовная музыка” может быть важной составной частью предметов человековедческого цикла в школе, осуществляя свою цель: развитие духовной сферы ребенка, его сознания и подсознания, введение детей в мир духовной культуры (церковной, религиозной) как неотделимой части всей культуры человечества.
В основе реализации цели лежит принцип интеграции: использование звучащей духовной музыки, исполнение собственно церковных распевов, примеры религиозного содержания в изобразительном искусстве, слово из Библии, памятники архитектуры.
Духовная музыка помогает решать такие задачи, как:
Снятие скованности и эмоционального напряжения;
Побуждение к гармоничному общению, основой которого является доброжелательность, искренность;
Развитие способности к творческому воображению, раскрепощению;
Формирование эстетических потребностей;
Созерцание “себя изнутри”, настрой на позитивные чувства, мысли, поступки, желания.
В основе построения программы церковно-календарный круг как метроритм года, месяца, недели.
Решение задач осуществляется следующими принципами: не торопить, не навредить, принцип свободного выбора, своевременности, спонтанного творчества, добровольности, внутреннего убеждения в самораскрытии, принцип обратной связи. Ведущими методами должны быть: чувствование, слышание, видение, вхождение в звуковое пространство, вхождение в жизненное пространство. Использование приемов: наблюдение за своим внутренним “Я” и музыкой, (а не с музыкой), анализ и размышление, изменение своего внутреннего “Я”.
На занятиях применяются такие технологии как: музыкально-психологические тренинги, психопластика образно-чувственного самовыражения, чтение духовных текстов, пересказ притчей, чтение молитв, исполнение молитв и песен с духовным содержанием…
В программе учитывается потребность детей во внешней красоте и привлекательности, дружбе и любви. Необходимо включать в работу мысли и сердца с одинаковой интенсивностью, увеличивать нагрузку на интеллектуальное развитие (развитие сознания), опираться на развитие эмоционально-чувственной сферы (очищать от отрицательных эмоций подсознание), видеть поступки справедливые, учиться сострадать, осуществлять связь в микро- и макромире.
Следуя положениям антропологических наук, можно помочь детям открыть путь к своему совершенствованию на уроках “Духовной музыки”. Духовная музыка эмоционально очищает, помогает освободиться от обид внутри нас, тяжестей в душе, накопленных ранее. Духовные песнопения, слушание духовной музыки, радость совместного духовного осознания, возможность в этом общении поделиться появившимся духовным опытом, – все это представляет своего рода систему духовной поддержки, такую же, как мы имеем в природе. Духовная музыка помогает человеку вслушаться в свое внутреннее “Я” и почувствовать глубокую связь с ритмами вокруг нас, ритмами жизни.
“В самом деле, - писал Учитель Церкви св. Иоанн Златоуст, - какое из искусств сравнится с искусством образования души и просвещения ума?” И далее: “В этом искусстве главным является забота о душе, потому многое в общественной и частной жизни идет у нас не по нашему желанию, что мы не заботимся о духовном, прежде всего, а потом о житейском”. “Необходимо заботиться не о том, чтобы сказать больше, а говорить с пользой духовного обогащения ребенка.” Пробуждение мышления лежит в основе (по мнению св. И.Златоуста) бесед Иисуса Христа. Он, проповедуя притчами, отнюдь не пытался оставить слушателей в неведении. Напротив, он старался “возбудить их к вопросам”. Но важны не только ответы, но и вопросы учителя. В уроке же они не должны быть поверхностными.
Необходимо так же учесть советы Учителя О.М.Айванхова, касающиеся детей, в рамках предмета.
Первый совет: быть внимательными к тому, как мы говорим с детьми. Большое значение здесь имеет речевая интонация самого учителя, дабы не нарушить психологическую атмосферу урока, ту гармонию, которая царит в духовной музыке.
Второй совет: думать о качествах и добродетелях, упрятанных в душе и разуме ребенка, сосредотачиваться ни искорке божьей, которая в нем живет, научить делать его чудеса. Через Христа и его апостолов раскрывать перед детьми эти добродетели, а музыкой доносить до самых глубин души эти “святые истины”.
Третий совет: окружить детей атмосферой гармонии духовных образов.
Четвертый совет: давать детям безупречный пример, показывать ребенку свои недостатки и слабости. Дети же инстинктивно ищут возможность опереться на сильного, доброго, справедливого человека. Ребенок ищет опоры не только физически, но и психически. Примером здесь служит жизнь святых, подвижников, жизнь Иисуса Христа. Музыка же сама сильна духом, а звучание молитвы укрепляет дух.
Такие уроки создают особую психологическую атмосферу безопасности, доверия, стимулируют любознательность, осмысленное учение детей.
Духовная музыка способствует:
Нравственному пониманию своего внутреннего состояния, может быть, понять, почему оно такое, найти причину;
Общению самим с собой;
Ощущению гармонии внутри себя.
Учитель должен опираться на знания в области музыкального искусства, владеть методами педантропологических наук, которые помогут вести предмет “Духовная музыка” в курсе “человековедения”.
Содержание предмета раскрывается в нескольких направлениях:
Знакомство с церковью как памятником архитектуры, иконография;
Собственно музыка, звучащая в церкви во время богослужения, знакомство с песнопениями, литургией, всенощной;
Духовные образы в произведениях композиторов-классиков, духовные стихи;
Содержание церковно-славянских праздников.
Программа имеет два раздела.
Первый раздел – подготовительный, включает задания, которые направлены на:
установление внутренних связей в группе, с учителем;
снятие эмоционального напряжения;
свободное самовыражение в рассказах, сказках, рисунках;
самопознание через музыкальные образы, ритмы; сочинение сказок о своей жизни и о том, что ее окружает.
Духовные образы вводятся в занятия постепенно через знакомство с праздниками: Новый год, Рождество Христово и другие, а так же слушание духовной музыки. Все это подготовит детей к восприятию второго раздела программы.
Второй раздел - темы этого раздела являются опорными в реализации цели программы и должны разрабатываться учителем в соответствии с возрастными особенностями детей. Количество часов на каждую тему может быть определено учителем по его желанию. Расширять и углублять ту или иную тему учитель может в зависимости от восприятия ее детьми, их заинтересованностью.
Например:
Храм – это место собирания духовной и душевной культуры народа: музыки, живописи, архитектуры, литературы.
Храм – это главная святыня земли русской.
Храм – это внешняя и внутренняя красота и гармония.
Колокольный звон – это проникновение в сокровенный мир чувств, мыслей и чаяний наших предков, осознание личностно-значимого смысла колокольного звона для русских людей в различных жизненных ситуациях.
Икона – духовный опыт, стоящий за трудом иконописца, позволяющий воспринять и осмыслить весть, передаваемую через века. Здесь всюду гармония и отсутствие безобразия и беспорядка. В иконе самое главное “приходит оттуда”, через внешние видимые формы выражен внутренний мир человека, некая тайна. Икона сама обращается к молящемуся. Человек же в молитвенном содержании должен раскрыть душу, чтобы принять то, что несет в себе икона – ее гармонию, ее свет.
Жизнь святых подвижников – образ для подражания, имеет большую ценность в воспитании. Личный путь любого человека уникален. Когда мы читаем Жития святых, то видим разные пути нравственного совершенствования. Из жизни святых становится понятным, что чем ближе к Богу, тем неповторимее личность. И напротив, если люди из года в год духовно нищают, то все больше и больше стирается их неповторимость, индивидуальность.
Церковно-православные праздники – это духовное наследие народа, его традиции. Обрядовые формы православного богослужения – это кристаллизация духовного опыта русского народа.. Внешние формы богослужения, церковные песнопения православного прихода в той или иной местности России имеют свой особый колорит. Однако при этом сохраняется общий духовный строй.
Все темы имеют широкое общечеловеческое значение, они значительны и серьезны. Через связь духовного искусства с жизнью осознаются главные этические законы – Любви, Добра, Справедливости, по которым должен жить человек, нравственные ценности наполняют истинным смыслом жизнь человека. Очень важно воспитать в человеке способность видеть красоту окружающего мира, ощущать себя в гармонии с этим миром.
Темы программы могут быть общими для разного возраста детей, но, разрабатывать содержание уроков по этим темам, использовать методы необходимо с учетом психолого-возрастных особенностей развития детей.
Темы программы могут углубляться по содержанию, совершенствоваться, чтобы раскрыть полнее богатство духовного и образно-чувственного мира ребенка, реализовать его душевно-духовные возможности.
На уроках необходимо использовать методы психокоррекции, арттерапии, релаксации, созерцание и другие, направленные на психическое и физическое здоровье детей. Урок для ребенка должен стать частицей его жизни, поэтому учителю надо умело пользоваться голосом, жестами, мимикой, вместе проживать этот урок с детьми. Чтобы педагогический процесс был более личностно-ориентированным, необходимо опираться на знания педантропологических наук и возможности музыкального искусства. Музыка же в данной программе становится одним из средств в реализации цели в духовном развитии ребенка.
Результат – это отношение детей, интерес, который они проявляют к содержанию предмета. Дети ощущают себя на занятиях комфортно, у них появляется желание поделиться своим состоянием, чувствами, высказать свои мысли, то есть существует личная востребованность в таких занятиях.
Учителю дают большую информацию о внутренней жизни детей рисунки, высказывания, составления молитв, которые иногда даже вскрывают серьезные, глубоко скрытые личностные проблемы ребенка.
Практическая значимость программы состоит в том, что она делает педагогический процесс более личностно-ориентированным на уроке, может быть использована в работе с детьми младшего школьного возраста, среднего школьного возраста, с разным уровнем развития детей, включая соответствующие возрасту способы и приемы обучения и воспита...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1262

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340