Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Технология организации исследовательской деятельности учащихся - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Технология организации исследовательской деятельности учащихся


Автор(ы): Тяглова Елена Викторовна, учитель химии, старший преподаватель кафедры физиологии и химии ВГАФК


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Для того чтобы успешно управлять любой деятельностью, необходимо владеть принципами организации данного процесса. Под принципом понимают основное, исходное положение какой-либо теории, основное правило деятельности. Исследовательская деятельность для реализации педагогического потенциала в становлении мировоззренческой позиции должна строиться на принципах: доступности, естественности, осмысленности, самодеятельности, экспериментальности, культуросообразности.
Системообразующим принципом в организации исследовательской деятельности учащихся является принцип самодеятельности учащихся. Ребенок может овладеть ходом исследования только через проживание его, то есть через собственный опыт. Не возникает сомнений, что исследовательская деятельность требует большей самодеятельности, нежели репродуктивная.
Если педагог в своей образовательной программе, по которой он работает, ставит цель — обучить учащегося методам, принципам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность самореализоваться учащемуся через решение задач научного характера в его научной теме — то такая деятельность учащегося будет научно-исследовательской. При этом на выходе мы будем иметь научно-исследовательские работы с безусловной (или, наоборот, спорной) научной ценностью.
Старшекласснику предоставляется право и возможность выбора собственной предметной деятельности в избранной им области, где он сталкивается с необходимостью анализа последствий своей же деятельности. Каждый достигнутый результат порождает рефлексию, имеющую следствием появление новых замыслов и творческих планов, которые, при постоянном общении с педагогами и сверстниками, конкретизируются в дальнейшем. Учебная активность приобретает непрерывный и мотивированный характер. Именно самостоятельная деятельность позволяет выйти учащемуся на функциональную позицию “сотрудник” по отношению к другим членам коллектива (субъект–субъектное взаимодействие), поскольку эта позиция предполагает возможность саморефлексии и наличия собственного отношения по отношению к окружающей действительности: объективного мирооценивания и определения своего места в мире.
Подобный позитивный результат может быть и не достигнут, если у учащегося не возникнет потребности в исследовании. По нашим наблюдениям, это происходит в том случае, если проблема, встающая перед учащимся, будет ему не по силам. В таком случае ребенок прекращает заниматься исследовательской деятельностью. Педагогический опыт организации исследований учащихся показал необходимость использования еще одного принципа деятельности педагога и старшеклассника — принципа доступности.
Занятие исследовательской деятельностью предполагает освоение учащимся материала, выходящего за рамки школьного учебника, в ряде случаев высокого уровня трудности. Понятие “высокий уровень трудности” имеет смысл тогда, когда употребляется по отношению к конкретному ученику, а не только к учебному материалу. Что для одного является трудным, для другого может оказаться легким. Для того чтобы установить и поддерживать уровень трудности материала, нужно дать возможность ученику самому выбрать тему своего исследования.
Самостоятельно выбирая доступное задание, учащиеся исходят из естественности проблемы, из актуальности темы исследования для них самих. Так, следующим принципом организации исследовательской деятельности следует использовать принцип естественности. Проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим, только в этом случае ребенок включится в исследование. Доступной проблема для ребенка будет только тогда, когда он самостоятельно, без посторонней помощи сможет увидеть ее у себя “под ногами”. Наиболее значимой она становится для ребенка в том случае, если препятствует достижению определенных целей. Именно такие естественные проблемы активизируют исследовательскую деятельность учащихся.
Следующим принципом организации исследовательской деятельности является принцип экспериментальности, который существует в педагогике еще с Я. А. Коменского и развитого И. Г. Песталоцци и Ж. Ж. Руссо, как принцип наглядности. В педагогической литературе встречаются различные трактовки термина “наглядность”. Одни относят к средствам лишь то, что воспринимается зрением, исключают из наглядных средств предметы и процессы, а оставляют лишь иллюстративные, наглядные пособия. Другие, наоборот, склонны к расширению содержания этого понятия и распространяют его на представления, образовавшиеся в результате слушания образной речи или чтения художественной литературы. Одни формируются на основе взаимодействия первой и второй сигнальной системы высшей нервной деятельности, другие — результат действия только второй. В исследовательской деятельности учащиеся познают свойства веществ и явления не только зрением, но и с помощью других анализаторов.
Для того чтобы знания, привнесенные исследованием, стали действительно личностными ценностями, они должны осознаваться и осмысливаться ребенком, сама же деятельность должна строиться на принципе осмысленности: как проблемы, цели и задач, так и хода исследования и его результатов. Значимость исследовательской деятельности проявляется в наличие смыслов для членов всего коллектива (или единое поле ценностей).
Осмысливание проблемы, цели, задачи происходит только в том случае, когда формулируются они самостоятельно. В этом случае учащийся может раскрыть причинно-следственные связи между отдельными компонентами исследования, самостоятельно, своими словами сформулировать и объяснить главные теоретические идеи, применить теорию для объяснения частных явлений. Процесс осмысления знаний связан с проведением сложных мыслительных операций, таких, как синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение. Обладая осознанным знанием и умением совершать логические операции, учащиеся способны переносить знания в новые ситуации.
Использование принципа осмысленности требует реализации еще одного — принципа культуросообразности, идущего еще от Ф. А. Дистерверга и развиваемого в нашей стране К. Д. Ушинским, П. Ф. Каптеревым, а позднее Е. В. Бондаревской и др. Важно учитывать ту традицию миропонимания, которая существует в данной социальной общности. Решение этой задачи — это нахождение баланса между соблюдением научной традиции (научение ученика культурной традиции исследования) и новизной, неординарностью и естественностью вопроса. Решение такой задачи создает творческую проблему.
Исследовательская деятельность представляет одну из весьма продуктивных моделей образования — трансляции, помимо чисто предметного содержания, культурных норм и ценностей (в данном случае — научного сообщества) от старшего поколения к младшему. Мировоззренческая позиция участника исследовательского процесса в условиях образовательного учреждения находит воплощение в его социальной роли в нем. Даже если ориентироваться на трансляцию именно традиций науки, основной целью остается создание средового контекста для становления позиции, что подразумевает создание как можно более разнообразных ситуаций социокультурного взаимодействия, в которых учащиеся играют активные роли.
Ведущим принципом исследовательской деятельности мы считаем принцип самодеятельности, поскольку именно самостоятельная деятельность при исследовании является высшим показателем становления мировоззренческой позиции учащихся. Реализацию данного принципа поддерживают принципы доступности, естественности и экспериментальности, осмысленности и культуросообразности. Основу деятельности педагога составляет взаимодействие всех поддерживающих принципов.
Исследовательская деятельность — самостоятельная деятельность учащихся, но учитель может управлять процессом появления и преодоления затруднений прогнозировать их появление. При определении задач и конкретных методических приемов осуществления педагогической поддержки мы исходили из индивидуальных особенностей школьников, осознания ими самими проблем и затруднений в исследовательской деятельности. Для этого необходимо развитие поисковой активности, готовности к принятию самостоятельных решений, овладение общей ориентировочной основой исследовательской деятельности, воспитания деловитости, самостоятельности и ответственности, предприимчивости и целеустремленности.
При этом школьники по-разному реагируют на возникающие затруднения и проблемы. Одни ищут внешние причины: необъективность учителя, непосильность задания, необоснованная требовательность родителей, агрессивность одноклассников и т.д. Такая позиция чревата тем, что ученик может озлобиться, замкнуться, у него может сложиться представление о непреодолимости преград, неизбежности трудностей и, как следствие, неуверенность в себе и пассивность в разрешении возникающих проблем.
Другие учащиеся ищут причины затруднений в себе, в своих знаниях, чертах характера, манере поведения. В этом случае, как показывает наша опытно-экспериментальная работа, у учащихся проявляется стремление самому справится с проблемами или обратиться за поддержкой к сверстникам, взрослым.
Поддержка школьников в учебной деятельности заключается в изучении индивидуального стиля исследовательской деятельности, выявление затруднений и их причин, а отсюда — адресная помощь в преодолении конкретного затруднения, в развитии психологических или характерологических особенностей ученика (внимания, памяти, пространственного воображения, абстрактного мышления, старательности, стремления доводить начатое до конца, развитие навыков самоконтроля и т.п.).
Анализируя типичные затруднения учащихся, остановимся на вызывающих их причинах и обратимся к возможным способам педагогической поддержки в их преодолении.
Интеллектуальные затруднения обусловлены недостаточной целостностью научной картины мира в сознании, а также недостаточной осмысленностью мировосприятия. Они проявляются в том, что учащийся не в состоянии отобразить предмет или явление в совокупности его свойств, путем целостного восприятия, а следовательно, начать или продолжить исследование.
Для преодоления интеллектуальных затруднений старшеклассников в процессе исследовательской деятельности эффективным оказался метод консультаций. Отрицательный результат возникает тогда, когда ребятам предлагается использовать знания всех химических свойств веществ, поскольку при интеллектуальных затруднениях они не склонны их проанализировать в совокупности. Необходимо было дать актуальный на данный момент совет: взять на рассмотрение только специфические свойства веществ. Это помогало им самостоятельно осмыслить причины своих затруднений и осуществить дальнейшую работу.
Экспериментальные затруднения также возникали в процессе исследовательской деятельности у у...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2035

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340