Главная / Методические материалы / Преподавание музыки
Духовное краеведение на уроках музыки как способ воспитания духовно-нравственной культуры обучающихся
Автор(ы): Мазурова Татьяна Михайловна, учитель музыки, ИЗО
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Современная музыкальная жизнь многозвучна и противоречива. Нас, и учителей и обучающихся, окружает “безбрежное музыкальное пространство” с узорчатым переплетением образов серьезного и развлекательного искусства разных эпох, стран, композиторских школ и направлений. Мы приобрели “всеядность” в поглощении любых новаций, в том числе и музыкальных, но, к сожалению, не так часто задумываемся о сохранении своих духовных традиций. Раскрыть высокий смысл музыкального искусства, несущий в себе неисчерпаемость нравственности, добра и патриотизма, - основное направление Программы по музыке В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак [1]. Цель данной статьи состоит в актуализации духовного начала в краеведческом материале на уроках музыки, в бережном, осознанном изучении основ православной культуры через музыкальное искусство. Изучение тем: “Рождество Твое, Христе Боже наш…”, “Колокольные звоны на Руси”, “Музыка в храме” в третьем классе, на мой взгляд, целесообразно сопровождать вопросом: “Какой центр духовной культуры на Левобережье города Омска вы знаете?” - Христо-Рождественский кафедральный собор, - отвечают мои ученики, не зависимо оттого, ходят они с родителями на службу в собор или нет. А вот почему собор так величают, не каждый может ответить. Изучая тему “Рождество Твое, Христе Боже наш…” обучающиеся узнают о празднике Рождества Христова, читают стихотворение “Рождественское” [2; 47], рассматривают репродукции “Поклонение младенцу Иисусу” [2; 46], “Мария с младенцем” [2; 49], предложенные авторами Программы. - Сын Божий Иисус Христос родился в пещере, в которую во время ненастья пастухи загоняли скот. В ту ночь на небе зажглась необыкновенно большая и яркая звезда, возвещающая рождение Спасителя. Мария, мать Иисуса, спеленала младенца и бережно уложила его в ясли. Первыми о рождении Иисуса узнали пастухи, пасшие скот невдалеке. Внезапно небо озарилось ярким сиянием, и явился ангел: “Я возвещаю вам великую радость: ныне родился Спаситель, который есть Христос Господь”. В тот же момент на небе появилось множество ангелов. Они запели песнь, прославляющую Бога. Услышав благую весть, пастухи поспешили к пещере, чтобы поклониться чудо-младенцу. [2; 48] На уроке мы слушаем духовную музыку А. Лядова “Рождество Твое, Христе Боже наш”, и размышляем над вопросом: “Почему эту музыку отличает спокойный, мирный, небесно-возвышенный характер?” “Праздник Рождества Христова отмечают люди во всем мире. В это время повсюду на земле зажигаются рождественские елки, и все ждут исполнения своих желаний”. [2; 46] “В старину на Руси был обычай – заранее готовиться к празднованию Рождества” - читаем мы далее в учебнике по музыке. - Как вы думаете, - обращаюсь я к своим ученикам, - в чем состояла особенность приготовления к рождественскому празднику на Руси, найдите ответы в учебнике. [2; 50] - Заранее готовились к празднованию Рождества. - Рождества Христова - помогаю я учащимся. - Накануне Рождества Христова молодые девушки и парни ходили по домам и пели обрядовые песни – колядки. В них желали хозяевам счастья и здоровья. Хозяева щедро угощали колядовщиков пирогами, колбасами, сладостями. Читаем колядки, предложенные авторами Программы, сначала нараспев, а затем сочиняем свои мелодии, простые, незатейливые, представляя себя в роли колядовщиков: Пришла коляда Накануне Рождества, Дайте коровку, Масляну головку. Наделил бы вас Господь И житьем, и бытием, И богатством. И создай вам, Господи, Еще лучше того! Тетенька добренька, Дай кулички сдобненькой. Коляда, моляда, Накануне Рождества, Подавай, не ломай, Все по целой подавай. Если крошечку уронишь, То и Бога не замолишь. [2; 51] - Хозяева в доме наводили чистоту, - продолжаем рассматривать с детьми особенности приготовления к празднику Рождества Христова на Руси. - Дети рисовали рождественские рисунки и развешивали их в доме. - Ходили сами в гости и принимали гостей, всем желали здоровья и счастья. Все гости были желанными. - В день самого Рождества Христова наряжали праздничную елку. На верхушке елки укрепляли звезду – в память о Рождественской звезде. - А мы тоже дома наряжаем елку и на ее верхушке тоже устанавливаем звезду. Так это есть звезда Рождества Христова!!! - Рождество – это праздник доброты и милосердия. - И для нашей семьи – это добрый праздник. Мы все собираемся вместе! Дети, в семьях которых воспитывается осмысленное, духовное отношение к празднику Рождества Христова, отмечают, что “в день самого Рождества Христова не только наряжают праздничную елку и на верхушке укрепляют звезду – в память о Рождественской звезде, но и читают молитвы всей семьей, ходят в церковь всей семьей, ставят свечки перед иконами. Просят о помощи”. Так постепенно ответы на вопрос: “Как встречали праздник Рождества Христова на Руси?” “перешагнули” в день сегодняшний. Дети рассказывают о праздновании Рождества Христова в своей семье. Они уже поняли, почему собор около нашей школы величают Христо-Рождественский! В рабочей тетради по музыке каждый рисует свою рождественскую открытку, в которой “оживает” и история праздника Рождества Христова, и духовное музыкальное впечатление, и, конечно же, родной Христо - Рождественский кафедральный собор. Следующая тема на уроке музыки в 3 классе - “Колокольные звоны на Руси” [2; 52]. - В звучании колоколов отражена душа русского народа, вся его жизнь. Колокольный звон сопровождал человека от рождения до смерти – во времена великих праздников и событий, в моменты радости и горя. Дети узнают о том, что колокола бывают разные по размерам, отличаются мелодичным звучанием. - В случае тревоги было принято бить в набатный колокол. Частые звуки набата служили сигналом к сбору людей. В дни радостных событий можно слышать праздничный трезвон всех колоколов. Устанавливают колокола на башнях церквей. Это место называется колокольней или звонницей. В учебнике по Музыке для 3 класса /по программе В. В. Алеева, Т. И. Науме...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1409
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|