Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Духовная эстетика на уроке музыки в 5-м классе как поиск духовного начала в самом себе - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Духовная эстетика на уроке музыки в 5-м классе как поиск духовного начала в самом себе


Автор(ы): Мазурова Татьяна Михайловна, учитель музыки, ИЗО


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Имей дух и умей его взрастить!”
С.Соловейчик /“Педагогика для всех”, С. 362/
Нравственность музыкального звучания общества с ее возможностями воздействия на человека были отмечены еще в далекие времена. Так, в эпоху Древней Греции музыке отводилась роль учителя, воспитывающего душу; считалось, что с помощью музыки, написанной в дорическом ладу, можно воспитать в человеке мудрость и мужество. [3; 11]
В Византийской христианской эстетике уделялось особое внимание изучению вопросов о месте и роли искусства в философском осмыслении мира, воспитательном значении художественного творчества, которое мыслилось шире, чем просто очищение и облагораживание души, нежели в древнегреческом понимании роль искусства. [9; 33]
И в настоящее время актуальными остаются вопросы исследования эстетического восприятия музыки, выявления ее воспитывающего, по словам византийского богослова и епископа Кесарийского, Василия Великого, “преобразующего воздействия на человека”. [4; 400]
Симон Соловейчик, писатель и педагог, в своем труде “Педагогика для всех”, рассказывая о том, как зарождаются и укрепляются в ребенке нравственные и духовные начала в новых условиях жизни, в главе “Воспитание духа” пишет: “Дух живет в каждом из нас, и мы отвечаем за его состояние в том сообществе людей, на которое распространяется наше духовное влияние. Именно в духовности заложены основы воспитания”. [7; 362]
Изучение предмета “Музыка” в общеобразовательной школе по Программе В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, основанного на отечественных традициях в области музыкально-эстетического развития и духовно-нравствнного воспитания, направлено на осмысление таких вопросов, как “Что такое красота в музыке, зачем она нужна человеку, верна ли музыка и ныне своему высокому призванию “духовно питать сердца”. [1]
Цель духовно-эстетического воспитания на уроке музыки заложена в расширении познания обучающимися в области духовной культуры, формировании их мира высоких чувств, утверждении творческого отношения к жизни.
Содержание темы пятого класса “Музыка и другие виды искусства раскрывается в двух разделах: “Музыка и литература”, “Музыка и изобразительное искусство”.[1]
Изучение темы “Хоровая музыка” предваряется словами Иоанна Златоуста “Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет ее, как согласная мелодия и управляемое ритмом божественное пение”. [5; 79]
На уроке обучающиеся, прослушав русскую народную песню “Есть на Волге утес?”, размышляют: “Как возникла хоровая музыка? Какие главные особенности можно выделить в характере народной хоровой песни и как они себя проявляют?” К сожалению, современные дети крайне мало самостоятельно читают в области искусства и музыки, в частности. Учебник по Музыке для пятого класса, в случае возникновения трудностей в построении развернутых, эстетически выстроенных ответов, “приходит нам на помощь”. Авторы Учебника предлагают рассмотреть и иллюстрацию “Хоровой коллектив”, и обогатить свой словарный запас музыковедческими терминами. Вслушиваясь в звучание русской народной песни “Есть на Волге утес”, отмечаем, что “в ней широкая, раздольная мелодия отражает широту и величие русской реки Волги, ее красоту”. [5; 80]
Мне нравится Учебник по Музыке для пятого класса, созданный под руководством В.В. Алеева и Т.И. Науменко, красочно оформленный продуманными иллюстрациями, научно и доступно, музыкально и увлекательно написанный, поэтому на наших уроках содержание его страниц активно звучит. Следует отметить, что воспитание красотой, воздействуя на эмоциональную сферу, неизбежно затрагивает и область мыслей, понятий, убеждений.
В третьем классе во время звучания темы “Рождество Твое Христе Боже наш…”, “Колокольные звоны”, “Музыка в храме”, духовной музыки в исполнении хора омского Христо-Рождественского кафедрального собора на уроках музыки уже состоялось первое знакомство учащихся с духовными традициями народа. [2; 46]
В пятом классе мы погружаемся в духовно - музыкальный материал, направленный на усвоение содержания духовной жизни и эстетического идеала.
От эпиграфа урока, слов Иоанна Златоуста, переходим к слушанию хорового произведения “Отче наш” П.И. Чайковского.
- В этой музыке и “совместная молитва”,…и “отзвуки небесной гармонии”,….и “искренность и чистота чувств”…
- …“она озарена светом высокой веры”,…“устремлена ввысь, - звучат ответы детей и нашего “верного помощника – Учебника”. [5]
На уроке мы узнаем, что “в храме во время служб звучат молитвы на церковнославянском языке, одна из главных – “Отче наш”. Открываем для себя, почему она называется “Господнею”, изучаем и устроение самой молитвы, ее деление на призывание, семь прошений или семь просьб, славословие. Озвучиваем молитву “Отче наш” на церковнославянском и на современном русском языках, читая ее всем классом по Учебнику. Как учитель, очень осторожно предлагаю своим ученикам данный материал, но дети уверенно читают и духовный текст, и молитву на церковнославянском языке, понятно, что они ее читают не впервые. На странице Учебника авторами предложена и иллюстрация внутреннего вида православного храма, также знакомого моим ученикам по внутреннему устроению не только омских, но и Московских, и Санкт-Петербургских соборов, которые они посещали.
Прослушав еще раз хоровое произведение на текст молитвы “Отче наш” П.И. Чайковского, духовную музыку в исполнении хора омского Христо-Рождественского кафедрального собора, отмечаем: “при внешней сдержанности и сосредоточенности эта музыка полна глубокого чувства”, “это искренняя молитва, чистая и возвышенная”, а также вспоминаем, что “является и главным в православном пении”. [5]
Во все времена духовная музыка стремилась быть живой и родной человеку. Ее содержание – истина и красота, наполняющие человеческие сердца. Поэтому церковная музыка оказала огромное влияние и на творчество русских композиторов – М.П. Мусоргского, Н.А. Римского- Корсакова, П.И. Чайковского.
Обратившись к Учебнику, дети прочитали содержание древнего сказания о чудесном спасении града Китежа от нашествия врагов. Слушая отрывок из оперы Н.А. Римского – Корсакова “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”, рассматривали и иллюстрацию И. Билибина “Преображенный Китеж”. Домашнее задание определяется вопросом № 5 Учебника “Музыка”: “Какими музыкальными средствами создается образ невидимого града в опере Н. Римского-Корсакова “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Ф...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1739

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340