Главная / Методические материалы / Преподавание музыки
Жанр элегии в творчестве М.И. Глинки (на примере романса Не искушай меня без нужды)
Автор(ы): Кузьмина Оксана Викторовна, преподаватель теории и истории музыки
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ЦЕЛЬ УРОКА: развитие музыкального мышления в неразрывной связи с аналитической работой на примере романсов М.И. Глинки. ЗАДАЧИ УРОКА: - Учебный аспект:
- развитие навыков слухового восприятия информации и работы по нотам;
- развитие навыков “перевода” внутренних представлений музыкальных образов на язык слов, расширение активного словарного запаса;
- укрепление связей с ранее пройденным материалом.
- Познавательный аспект:
- познакомиться с историческим значением творчества М.И.Глинки;
- закрепить словарные понятия: жанр, романс, жанровые разновидности романсов, элегия;
- Развивающий аспект:
- развитие способностей к сравнению, анализу, обобщению, к восприятию музыкальной речи;
- развитие мыслительной деятельности, способности логически излагать;
- способствовать возникновению интереса к музыке русского композитора;
- Воспитательный аспект:
- воспитывать положительное отношение к классической музыке;
- воспитывать познавательные потребности и интересы, приобретать основы музыкально-исторических знаний;
- привить вкус к музыкально-аналитической деятельности.
“В музыке, особенно вокальной, ресурсы выразительности бесконечны…” М.И. Глинка “Каждое сочинение Глинки из числа вокальных – это страница или строчка из его жизни, частица его восторгов, радостей или печалей”. В.В. Стасов. Основная часть урока Вопросы и некоторые тезисы для работы с учащимися | Материал для преподавателя | - Вспомните, что такое жанр?
- Какие бывают жанры по способу исполнения?
- Что такое вокальная музыка?
- Виды вокальных произведений?
- Какие бывают жанры по литературно-поэтическим признакам, указывающим на содержание?
- Что такое романс? Где он возник?
- Какие бывают жанровые разновидности романсов? Вспомните их на основе пройденных романсов Ф. Шуберта и М.И.Глинки.
Педагог играет романсы, которые дети должны определить. | - Жанр (в переводе с франц. – род, вид) - многозначное понятие, характеризующее роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, условием исполнения и восприятия.
- Жанры по способу исполнения: вокальные и инструментальные.
- Вокальная музыка - музыка, предназначенная для пения.
- Вокальные произведения делятся на
- Сольные (песня, романс, ария)
- Ансамблевые (дуэт, трио)
- Хоровые (хор, кантата, оратория)
- Жанры по литературно-поэтическим признакам:
- драматический – основан на раскрытии конфликтности действия;
- комический – основан на смешной интриге, добродушно или едко высмеивающей;
- эпический – основан на повествовании о событиях прошлого;
- лирический – основан на раскрытии чувств и переживаний героев.
- Романс - камерное вокальное произведение для голоса с инструментом. Термин “романс” возник в Испании. В 19 в. романс становится одним из ведущих жанров, отражая характерную для эпохи романтизма черту - воспроизведение внутреннего мира человека во всех психологических тонкостях.
- Некоторые жанровые разновидности романсов в творчестве Шуберта и Глинки
- Элегия - Глинка “Я помню чудное мгновенье”
- “Русская песня” М.И.Глинка “Жаворонок”, “Ах ты, душечка”, Алябьев “Соловей”
- Жанровая сценка (картинка) - Шуберт “Форель”, Глинка “Попутная песня”
- Народно-жанровый (в народном духе) - Шуберт “В путь”
- Серенада – Шуберт “Серенада”
- “Испанский романс” - Глинка “Я здесь, Инезилья”
- “Восточный романс” - Глинка “Не пой, красавица, при мне”
- “Итальянский романс” - Глинка “Венецианская ночь”
| Михаил Иванович Глинка (1804-1857).Что вам известно о значении его творчества в русской музыке? Глинка также является основоположником русской вокальной школы. Какие известны вокальные жанры Глинки? На чьи тексты он писал романсы? Известно ли вам, что Глинка был замечательным певцом-исполнителем, хотя пел только в кругу друзей? Значительное место в вокальном наследии Глинки занимает разновидность лирического романса – элегия. Ранние романсы (“Бедный певец”, “Разочарование”) пронизаны настроениями русской элегической поэзии 20-х гг. Вспомните, что такое элегия? | Михаил Иванович Глинка русский композитор-классик 19 века. “Светлый гений”, “Солнце русской музыки”. Глинка совершил гигантский сдвиг в развитии русской музыки: дал новый поворот всему её развитию. С его творчества начинается классический период русского музыкального искусства.Музыка Глинки производит на нас то же впечатление, что и стихи Пушкина. Она пленяет необыкновенной красотой и поэтичностью, восхищает величием мысли и мудрой ясностью выражения. Близок Глинка Пушкину и светлым, гармоничным восприятием мира. Своей музыкой он говорит о том, как красив человек, сколько возвышенного в лучших порывах его души — в героизме, преданности отчизне, самоотверженности, дружбе, любви. Вокальные жанры М.И. Глинки Для голоса с фортепиано Глинка написал около 80 романсов, песен, арий, в т.ч. цикл романсов “Прощание с Петербургом”, романсы на слова А.Пушкина, М.Лермонтова, В.Жуковского, А. Мицкевича, Е.Баратынского, Н.Кукольника и др. Глинка сам обладал хорошим голосом, обучал молодых певцов искусству пения, постигал тайны мастеров bel canto в Италии. Элегия - вокальная или инструментальная музыкальная пьеса задумчивого, печального характера. | Среди элегий Глинки выделяется романс “Не искушай меня без нужды”, в нём сконцентрированы главные стилистические признаки жанра элегии.Послушайте романс по нотам. Определите его форму, характер музыки. Подготавливает ли вступление интонации, которые главенствуют в музыке романса? Тип мелодии? Основные интонации, которые мы слышим? Какой характер музыки они создают? Обратите внимание на детализированность фразировки. Посмотрим в нотах каков тональный и гармонический план. Тип фактуры? Сколько разделов в строфе? Как 1-й раздел строфы соотносится со вступлением? Основная тональность? Назовите эпитеты, подчёркивающие настроение и характер музыки. Какую роль играет фортепианное сопровождение? (Проиграть басовую линию). Меняется ли настроение, экспрессия во 2-й строфе? Каковы особенности мелодии, гармонии, фактуры? Если сравнить характер музыки 1-го и 2-го разделов, то что можно отметить? (подробный анализ нотного текста). Как можно трактовать окончание строфы? Что можно сказать о фортепианном заключении? На примере этого романса мы можем обобщить черты жанра элегии. | Романс “Не искушай меня без нужды” М.И. Глинки - одна из жемчужин камерной вокальной классики. Элегия “Не искушай меня без нужды”, написанная на слова Евгения Баратынского (1835 г.), относится к ранним романсам Глинки. Она проникнута настроениями русской сентиментальной поэзии I половины XIX века – лирики раздумья и созерцания, которой композитор увлекался в молодые годы. Форма да...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3807
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|