Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Жанр элегии в творчестве М.И. Глинки (на примере романса Не искушай меня без нужды) - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Жанр элегии в творчестве М.И. Глинки (на примере романса Не искушай меня без нужды)


Автор(ы): Кузьмина Оксана Викторовна, преподаватель теории и истории музыки


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ЦЕЛЬ УРОКА: развитие музыкального мышления в неразрывной связи с аналитической работой на примере романсов М.И. Глинки.
ЗАДАЧИ УРОКА:
  1. Учебный аспект:
  • развитие навыков слухового восприятия информации и работы по нотам;
  • развитие навыков “перевода” внутренних представлений музыкальных образов на язык слов, расширение активного словарного запаса;
  • укрепление связей с ранее пройденным материалом.
  1. Познавательный аспект:
  • познакомиться с историческим значением творчества М.И.Глинки;
  • закрепить словарные понятия: жанр, романс, жанровые разновидности романсов, элегия;
  1. Развивающий аспект:
  • развитие способностей к сравнению, анализу, обобщению, к восприятию музыкальной речи;
  • развитие мыслительной деятельности, способности логически излагать;
  • способствовать возникновению интереса к музыке русского композитора;
  1. Воспитательный аспект:
  • воспитывать положительное отношение к классической музыке;
  • воспитывать познавательные потребности и интересы, приобретать основы музыкально-исторических знаний;
  • привить вкус к музыкально-аналитической деятельности.
“В музыке, особенно вокальной, ресурсы выразительности бесконечны…” М.И. Глинка
“Каждое сочинение Глинки из числа вокальных – это страница или строчка из его жизни, частица его восторгов, радостей или печалей”. В.В. Стасов.
Основная часть урока
Вопросы и некоторые тезисы для работы с учащимися Материал для преподавателя
  1. Вспомните, что такое жанр?
  2. Какие бывают жанры по способу исполнения?
  3. Что такое вокальная музыка?
  4. Виды вокальных произведений?
  5. Какие бывают жанры по литературно-поэтическим признакам, указывающим на содержание?
  6. Что такое романс? Где он возник?
  7. Какие бывают жанровые разновидности романсов? Вспомните их на основе пройденных романсов Ф. Шуберта и М.И.Глинки.
Педагог играет романсы, которые дети должны определить.
  1. Жанр (в переводе с франц. – род, вид) - многозначное понятие, характеризующее роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, условием исполнения и восприятия.
  2. Жанры по способу исполнения: вокальные и инструментальные.
  3. Вокальная музыка - музыка, предназначенная для пения.
  4. Вокальные произведения делятся на
  • Сольные (песня, романс, ария)
  • Ансамблевые (дуэт, трио)
  • Хоровые (хор, кантата, оратория)
  1. Жанры по литературно-поэтическим признакам:
  • драматический – основан на раскрытии конфликтности действия;
  • комический – основан на смешной интриге, добродушно или едко высмеивающей;
  • эпический – основан на повествовании о событиях прошлого;
  • лирический – основан на раскрытии чувств и переживаний героев.
  1. Романс - камерное вокальное произведение для голоса с инструментом. Термин “романс” возник в Испании. В 19 в. романс становится одним из ведущих жанров, отражая характерную для эпохи романтизма черту - воспроизведение внутреннего мира человека во всех психологических тонкостях.
  2. Некоторые жанровые разновидности романсов в творчестве Шуберта и Глинки
  • Элегия - Глинка “Я помню чудное мгновенье”
  • “Русская песня” М.И.Глинка “Жаворонок”, “Ах ты, душечка”, Алябьев “Соловей”
  • Жанровая сценка (картинка) - Шуберт “Форель”, Глинка “Попутная песня”
  • Народно-жанровый (в народном духе) - Шуберт “В путь”
  • Серенада – Шуберт “Серенада”
  • “Испанский романс” - Глинка “Я здесь, Инезилья”
  • “Восточный романс” - Глинка “Не пой, красавица, при мне”
  • “Итальянский романс” - Глинка “Венецианская ночь”
Михаил Иванович Глинка (1804-1857).Что вам известно о значении его творчества в русской музыке?
Глинка также является основоположником русской вокальной школы. Какие известны вокальные жанры Глинки? На чьи тексты он писал романсы?
Известно ли вам, что Глинка был замечательным певцом-исполнителем, хотя пел только в кругу друзей?
Значительное место в вокальном наследии Глинки занимает разновидность лирического романса – элегия.
Ранние романсы (“Бедный певец”, “Разочарование”) пронизаны настроениями русской элегической поэзии 20-х гг. Вспомните, что такое элегия?
Михаил Иванович Глинка русский композитор-классик 19 века. “Светлый гений”, “Солнце русской музыки”. Глинка совершил гигантский сдвиг в развитии русской музыки: дал новый поворот всему её развитию. С его творчества начинается классический период русского музыкального искусства.Музыка Глинки производит на нас то же впечатление, что и стихи Пушкина. Она пленяет необыкновенной красотой и поэтичностью, восхищает величием мысли и мудрой ясностью выражения. Близок Глинка Пушкину и светлым, гармоничным восприятием мира. Своей музыкой он говорит о том, как красив человек, сколько возвышенного в лучших порывах его души — в героизме, преданности отчизне, самоотверженности, дружбе, любви.
Вокальные жанры М.И. Глинки
Для голоса с фортепиано Глинка написал около 80 романсов, песен, арий, в т.ч. цикл романсов “Прощание с Петербургом”, романсы на слова А.Пушкина, М.Лермонтова, В.Жуковского, А. Мицкевича, Е.Баратынского, Н.Кукольника и др.
Глинка сам обладал хорошим голосом, обучал молодых певцов искусству пения, постигал тайны мастеров bel canto в Италии.
Элегия - вокальная или инструментальная музыкальная пьеса задумчивого, печального характера.
Среди элегий Глинки выделяется романс “Не искушай меня без нужды”, в нём сконцентрированы главные стилистические признаки жанра элегии.Послушайте романс по нотам. Определите его форму, характер музыки.
Подготавливает ли вступление интонации, которые главенствуют в музыке романса?
Тип мелодии? Основные интонации, которые мы слышим? Какой характер музыки они создают?
Обратите внимание на детализированность фразировки. Посмотрим в нотах каков тональный и гармонический план. Тип фактуры?
Сколько разделов в строфе?
Как 1-й раздел строфы соотносится со вступлением? Основная тональность?
Назовите эпитеты, подчёркивающие настроение и характер музыки.
Какую роль играет фортепианное сопровождение? (Проиграть басовую линию).
Меняется ли настроение, экспрессия во 2-й строфе? Каковы особенности мелодии, гармонии, фактуры? Если сравнить характер музыки 1-го и 2-го разделов, то что можно отметить? (подробный анализ нотного текста).
Как можно трактовать окончание строфы?
Что можно сказать о фортепианном заключении?
На примере этого романса мы можем обобщить черты жанра элегии.
Романс “Не искушай меня без нужды” М.И. Глинки - одна из жемчужин камерной вокальной классики. Элегия “Не искушай меня без нужды”, написанная на слова Евгения Баратынского (1835 г.), относится к ранним романсам Глинки. Она проникнута настроениями русской сентиментальной поэзии I половины XIX века – лирики раздумья и созерцания, которой композитор увлекался в молодые годы.
Форма да...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3807

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340