Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Духовно-нравственное развитие личности школьников на уроках музыки - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Духовно-нравственное развитие личности школьников на уроках музыки


Автор(ы): Федулова Лариса Николаевна, учитель музыки


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством духовно – нравственного воспитания. “Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка… Развивая чуткость ребенка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления”.
Духовное возрождение России…Сегодня об этом много говорят. И главная задача учителя музыки состоит в том, чтобы в изучении отечественного музыкального искусства раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность.
Работая с УМК “Музыка” для учащихся 1 – 4 классов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, считаю, что именно с такого начала своеобразного духовно – нравственного стержня уроков музыки происходит дальнейшее раскрытие наиболее важных для формирования ребенка “вечных тем” - тем добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества.
Духовно – нравственное развитие включает четыре раздела тем: “Россия – Родина моя”, “День, полный событий”, “О России петь, что стремиться в храм”, “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” Я согласна с авторами программы в том, что именно возвращение к родным истокам, “погружение” в мир родных интонаций, тем, образов создает необходимую почву для более глубокого понимания учащимися шедевров мирового искусства, по образному выражению художника Б.М.Неменского, “от родного порога”.
“День, полный событий” - так называется следующий раздел. Задача – раскрыть перед учащимися связь музыки с жизнью, помочь им глубже и тоньше почувствовать и познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы, воспринимать музыку как интонационно – образную речь, обращенную к сердцу, уму и душе человека.
“О России петь – что стремиться в храм” - этот раздел назван поэтической строкой Игоря Северянина из его стихотворения “Запевка”. Он абсолютно новый в содержании программы и посвящен постепенному и очень бережному введению учащихся в художественные образы духовной музыки.
“Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” - раздел, в котором русский фольклор тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями, рассматривается в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека. (Приложение 1).
Люди издавна считали, что музыка обладает великой чудодейственной силой. Среди вечных тем музыкального искусства есть одна, которую даже трудно назвать “темой”, так велико и так всеобъемлюще ее значение в музыке различных эпох. Она связана с той частью человеческого существа, которая во все века стремилась к свету и истине, к высшему, нетленному, одухотворяющему все лучшее, что есть в мире: красоту природы, великое искусство, добрые дела.
Еще на рубеже 16 – 17 столетий появились произведения, написанные на религиозные тексты или сюжеты, но не предназначенные для обязательного исполнения в церкви. Такие сочинения называют духовными, так как слово “духовный” имеет более широкое значение, чем “церковный”.
Хорошо, что сейчас возрос интерес к духовной музыке, потому что она учит состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство красоты, гармонии. Слушая “Утреннюю молитву” и “В церкви” П.Чайковского из “Детского альбома”, дети воспринимают интонационно – образный строй русской духовной музыки, размышляют о чувствах, которые навевает музыка.
В 1 классе после прослушивания фрагмента из 1 – ой части концертной симфонии для арфы с оркестром В.Кикты при кажущемся спокойствии детей идет огромная внутренняя работа, которая проявляется в стремлении пожалеть стареньких, помочь больным и немощным. Это драгоценное свойство души сострадания, сопереживания очень важно сохранить, не растерять.
Еще раз обратимся к “Сикстинской Мадонне” Рафаэля и “Аве, Марии” Шуберта в 6 классе. Рассматривая картины Рафаэля, Васнецова, иконы Богоматери Владимирской, Донской, Тихвинской отмечаем, что нигде, ни в одной из них мы не найдем пересечения взглядов Марии и младенца. Их взгляды обращены к нам. Это одна из важнейших тайн иконы. Она всегда обращена к молящемуся, всегда включает предстоящего человека в свое пространство, и в этом внутреннем пространстве входит с ним в общение. Их взгляды обращены к нам. И мы должны либо войти в их духовное пространство, либо так и остаться сторонним наблюдателем.
При слушании “Вокализа” Рахманинова говорю, что этот вокализ часто называют музыкой покаяния, и поэтому его можно связать с музыкой духовной. Покаяние необходимо и возможно и для нас с вами. Хотя бы через музыку, через искусство нужно научиться заглянуть в свою душу и подумать: а чем же она наполнена? Также даю задание найти стихи, созвучные настроению “Вокализа”. Даю приблизительный перечень поэтов: Бунин, Тютчев, Лермонтов, Пушкин, Есенин. Читаем стихи, а я читаю Лермонтова “Молитву”. После чтения стихов может прозвучать “Свете тихий” Киевского распева, где потом поясняю, что это молитва вечерней службы. В ней Господь именуется тихим светом, ибо пришел на землю не в полной божественной славе, а тихим светом этой славы, как истина, которая приходит тихо, как тихо и спокойно смотрят на нас лики святых с икон. Здесь тоже уместен показ икон (репродукций). “Истина приходит тихо! А нам нужно стараться не пропустить ее, и раскрывать ей свою душу”. Хочу еще раз подчеркнуть, что когда звучит такая музыка, говорит само искусство, и любое лишнее слово или вопрос выпадают из “контекста” духовной направленности, поэтому все звучит, совсем не поучая, без лишних слов, без разборов.
Говоря о Рождестве, отмечаю, что каждая семья и каждый человек отмечает Рождество по – своему. Для одних это торжественный религиозный праздник, для других – возможность приятно провести время в компании близких им людей. Для многих приближение Рождества означает, что пришло время покупать подарки, еду, напитки, и кто осмелится сказать, что это противоречит сути праздника? Однако, прежде всего Рождество – это праздник души, и мы чувствуем это при виде мерцающих в темноте свечей и звучащей музыке – рождественской музыке, которая несет с собой радость и веселье. Она обладает способностью создавать праздничное настроение: звенят ли церковные колокола в деревне или звучит трогательная пьеса, раскрывающая рождественскую историю. Здесь можно послушать “Дин – Дон! Высоко, высоко в небе…” на слова Джорджа Вудворда и мелодию французского народного танца 16 века и “Тихую ночь” Франца Грубера на слова Джозефа Мора, викария церкви Святого Николаса, а образ мира и спокойствия передал в красках художник Аткинсон Гримшоу (показываю репродукцию картины. Приложение 1).
Одно из самых трогательных событий в истории рождественской музыки произошло в ночь накануне Рождества в 1914 году, во время Первой Мировой войны. Немецкие солдаты перестали стрелять из своих пушек и начали петь рождественские песни, британские войска вышли из траншей, и обе армии отправились на нейтральную территорию, где они всю ночь напролет пели рождественские гимны, забыв о военных действиях.
В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Вспомним песню “Вечерний звон”, которую слушаем в 5 классе, “Вечерний звон” И.Левитана…Дети сами приходят к мысли, что колокольный звон на Руси был чем – то...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1689

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340