Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Звуки вальса тихонько коснулись души… – вечер отдыха для старшеклассников - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Звуки вальса тихонько коснулись души… – вечер отдыха для старшеклассников


Автор(ы): Маренина Татьяна Александровна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • расширение знаний ребят об истории вальса, о композиторах, писавших в этом жанре;
  • развитие и совершенствование навыков выразительного чтения и эмоционального исполнения музыкальных произведений;
  • формирование нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний у учащихся;
  • воспитание способности чувствовать и видеть прекрасное в искусстве.
Оборудование: Пианино, проигрыватель, пластинки, музыкальный центр, CD-диски, аудиокассеты, телевизор, видеомагнитофон, видеокассета с фрагментом фильма С. Бондарчука “Война и мир”.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звуки вальса тихонько коснулись души,
В глубину всех сердец незаметно проникли.
Пригласить свою даму на танец спеши,
Пусть сердца закружат в зачарованном ритме.

Звучит запись любого вальса. На фоне музыки говорят ведущие:
– Вальс! Есть ли танец удивительней? Танец, обаянию которого уже два века покоряется весь мир. Он царствует и сегодня. Может быть, его реже танцуют – вальс требует большой площади, размаха, но звучит он постоянно.
Вальс всюду: в музыке “серьёзной” и “лёгкой”, в опере и оперетте, в симфонии, инструментальном произведении, в балете и в песне.
Плавные танцы с верчением, похожие на вальс, существовали очень давно и у разных народов. Кстати, само слово “вальс” произошло от немецкого “веллер”, “вальцен” – крутить, раскатывать.
У французов таким танцем была вольта, у поляков – куявяк, у немцев – медленный длесер, у австрийцев – лендлер.
Чаще всего предком вальса называют лендлер, потому что именно от него произошёл знаменитый венский вальс. Конечно, “предки” значительно отличались от своего “потомка”. Они не обладали ни его лёгкой стремительностью, ни плавным скользящим шагом. Их танцевали грубее, с подскоками, а партнёрш поднимали высоко над землёй и кружили в воздухе.
Развитие вальса особенно интенсивно происходило в Вене. Расцвет венского вальса связан с творчеством Иоганна Штрауса-отца, а позднее его сыновей: Йозефа и, в особенности, Иоганна, прозванного “королём вальса”. Наиболее известны из его 477 вальсов такие, как “Прекрасный голубой Дунай”, “Сказки венского леса”, “Венские голоса”.
Вальсы Иоганна Штрауса-отца звучали в австрийской столице повсюду. А вальсы Иоганна Штрауса-сына покорили не только Европу, но и весь мир. Поэтичные, изящные, с обаятельными, свободно льющимися мелодиями, они пленяли слух. Вальсы звучали в опереттах И. Штрауса “Летучая мышь”, “Цыганский барон”.
Оперетта – это появившийся в XIX веке во Франции новый театральный жанр, где первым из танцев наравне с канканом прописку получил именно вальс. Он звучал в известных всему миру опереттах “Сильва”, “Баядерка”, “Принцесса цирка”, автором которых был знаменитый венский композитор Имре Кальман.
Звучит фантазия А. Беляева на тему И. Кальмана.
– Начиная с “Приглашения к танцу” Вебера, вальс попал в сферу симфонической музыки. Великолепным образом такого симфонического вальса стал “Вальс-фантазия” М. Глинки. Зазвучали в концертах фортепьянные вальсы – “Мефистовальс” Ф. Листа, “Сентиментальный вальс” П. И. Чайковского.
Наверно, я б не вспомнила о вас,
Но у Чайковского в то утро воскресенья
В усадьбе под “Сентиментальный вальс”
Застенчиво кружился снег весенний.
Внимая вальсу, в стороне от всех,
Я думала, бредя пустой аллеей:
Он с вами схож, весенний этот снег,
Что тронуть ветви нежностью не смеет.
И снова стынь откуда-то взялась,
И грусть, что время вёсен пролетело…
Ах, этот вальс, сентиментальный вальс,
Задумчивый, весь от снежинок белый.
И. Волобуев
В исполнении ученицы музыкальной школы звучит “Сентиментальный вальс” П. И. Чайковского.
– Многочисленные великолепные вальсы Шопена – то блестящие бравурные, то нежные и мечтательные, звучали в концертах. Польский композитор писал их совсем не для танцев. Это очаровательные концертные пьесы.
На фоне звучания Вальса №7 Шопена ведущий читает стихотворение Л. Озерова:
Ещё звучит в моих ушах
Седьмого вальса лёгкий шаг.
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.
Ещё звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве.
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве.
– Этот знаменитый Седьмой вальс – нежный, светлый, полный грусти – считается вальсом Марии Водзиньской, невесты Шопена. Её родители воспрепятствовали их браку.
Выдающиеся образцы вальсов создали композиторы разных стран: Шуберт, Шуман, Брамс, Равель, Легар, Глинка, Чайковский, Глазунов и др.
Ф. Шуберт импровизировал свои вальсы во время танцев. Традиции Шуберта продолжил Роберт Шуман (“Бабочки”, “Карнавал” для фортепиано) и Иоганес Брамс (16 вальсов для фортепьяно в 4 и 2 руки, “Вальсы любви” и “Новые вальсы любви” для вокального квартета, а также для фортепиано в четыре руки).
Вальсы Ф. Шопена и Ф. Листа приближаются к поэмным жанрам романтической музыки, сочетая в себе поэтическую выразительность с элегантностью, блеском, виртуозностью.
Вальсы звучат в симфониях Берлиоза – “Фантастическая симфония”, П.И.Чайковского – “Пятая симфония”.
Вальсы звучат в операх Ш.Гуно – “Фауст”, П.И.Чайковского – “Евгений Онегин”, Д.Верди – “Травиата”, Д.Пуччини – “Богема”.
Вальс покорил и Россию. Здесь стали популярными вальсы-песни в обработке В. В. Андреева для оркестра народных инструментов.
Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный.
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал.
Андреев строг, как модный Штраус,
В мотивы вальса ввёл напев,
Старинный песенный, без пауз,
Пленяющий столичных дев.
И. Бунин
Звучит фантазия Крамаря “Ещё раз о вальсе” на темы вальсов В. Андреева.
– Множество русских романсов написано в ритме вальса… Вальс-романс – это особый салонный жанр, танец влюблённых, прелюдия чувств и ожидание страсти.
В исполнении солистки звучит романс “Ночь светла” (Сл. М. Языкова, муз. А. Шишкина):
Ночь светла, над рекой
Тихо светит луна.
И блестит серебром
Голубая вода.
Тёмный лес там в тиши
Изумрудных ветвей.
Звонких песен своих
Не поёт соловей.
Милый друг, нежный друг,
Я как прежде любя,
В эту ночь при луне
Вспоминаю тебя.
В эту ночь при луне,
На чужой стороне,
Милый друг, нежный друг,
Помни ты обо мне.
Под луной расцвели
Голубые цветы.
Этот цвет голубой
Дарит сердцу мечты.
К тебе грёзой лечу.
Твоё имя шепчу.
При луне, в тишине
Я с цветами грущу.
– Пётр Ильич Чайковский написал много вальсов. Вальсы есть в 5-й и 6-й симфониях, в опере “Евгений Онегин”, в балетах “Спящая красавица” и “Щелкунчик”, вальс есть в “Серенаде для струнного оркестра”. Известен “Сентиментальный вальс”; в фортепианном цикле “Времена года” в ритме вальса написаны “Апрель. Подснежник” и “Декабрь. Святки”. Наконец, романс “Средь шумного бала” на слова А. Толстого – тоже вальс!
Словно лёгкие капельки или снежинки
Начинают волшебно владеть тишиной…
Не спеша
Нарастает мелодия Глинки –
И яснеет бездонная высь надо мной.
Оттесняется зло,
Забывается косность,
И в сердцах воцаряется скрипки печаль.
Увлекая, весь мир согревает Чайковский,
И, как луч, доброта простирается вдаль.
(У. Кумисбаев)
– Опера “Евгений Онегин”… Бал в доме Лариных. Празднуют именины Татьяны. Судачат маменьки, вспоминают недавнюю охоту отцы семейств…
Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались.
…………………………….
И в залу высыпали все.
И бал блестит во всей красе.
……………………………….
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой…
(А. С. Пушкин. “Евгений Онегин”)
Звучит вальс П.И.Чайковского из оперы “Евгений Онегин”, пары кружатся в вальсе.
– С. С. Прокофьев “Война и мир”… Бал у великосветского вельможи. Юная девушка в розовом платье… С бьющимся сердцем она ждёт: неужели никто не пригласит её на танец? “Вальс, вальс!”, - слышится голос распорядителя. Не сразу, будто издалека возникает нежная мелодия. Звучит первый счастливый вальс Наташи Ростовой.
Видеозаставка “Первый бал Наташи Ростовой” из к/ф “Война и мир”.
– Всем известны “Пушкинские вальсы” Прокофьева и драматический вальс Хачатуряна к драме Лермонтова “Маскарад”. Прекрасен вальс из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина “Метель” Георгия Свиридова.
Звучит запись или живое исполнение вальса Г.Свиридова.
– “Когда говорят пушки, музы молчат” – это изречение известно с давних пор. Но мы также знаем слова В. Маяковского: “И песня, и стих – это бомба и знамя”. Песни военных лет разнообразны: походные марши и величественные гимны, баллады и сатирические частушки. Но есть особая тема – лирическ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2222

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340