Главная / Методические материалы / Преподавание музыки
Знакомство с музыкой
Автор(ы): Арутюнян Ольга Сергеевна, учитель музыки
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: Знакомство с волшебным миром музыки. Задачи: - Заинтересовать ребят, увлечь музыкой.
- Дать основные понятия о нотах, нотоносцы, скрипичном ключе, композиторе, исполнителе, слушателе.
- Воспитывать уважение к труду людей, чья профессия связана с музыкой.
Оборудование: Музыкальный центр, CD диск с записью К. Сен-Санс «Лебедь», Кондаков «Вальс», компьютер, мультимедиа установка. Действующие лица: - Скрипичный ключ
- Фея Мелодия
- Катя
- Ваня
Тема: «Знакомство с музыкой» [Слайд №1] Ход урока 1. Организационный момент. Учитель: Здравствуйте ребята. Меня зовут Ольга Сергеевна. Я буду вести у вас уроки музыки. А так как музыка это урок не совсем обычный, то и знакомство с этим чудесным предметом тоже будет необычным. В классе за фортепиано сидит Ваня. Ваня: Сколько можно учить эти дурацкие ноты! В школе – уроки, в музыкальной - уроки! Вся жизнь проходит мимо. А по телевизору, наверное, мультики или кино про пиратов. Катя: Но ты же сам просил маму отдать тебя в музыкальную школу, чтобы научиться играть на фортепиано. Ваня: Хотел, но кто ж знал, что все так получится. Вот, Наташка с седьмого «А» так играет – заслушаешься. Надоело! Не хочу! Не буду! Чтоб она пропала эта музыка. С силой стучит по клавишам и рвет ноты. Гаснет свет и звучит музыка, напоминающая хаос. Катя: Ваня, что ты наделал! Ты же обидел фею музыки – Мелодию! И теперь вместо музыки будет звучать вот это. ( Указывает на шум). Ваня: Что же теперь делать? Зашевелилось зеркало и оттуда появляется фея музыки. Катя: Ах! Кто вы? И что здесь делаете? Фея: Я – фея музыки Мелодия и, честно говоря, я возмущена до самого предела поведением Вани. Теперь в моем саду не растут фразы, такты и нотки не могут поднять своей головы от горя. Да что там говорить, даже птицы не хотят прилетать в нашу страну теперь, потому что там звучит не музыка, а не понятно что. Ведь Ваня порвал ноты, обидел звуки, а без них музыки не существует. И хотя звуки бывают двух видов, хотя, что об этом сейчас рассказывать? Все равно Ване это не интересно! Катя: Милая фея, прости его, пожалуйста. Он, он не хотел. Ну, если не для него, то для ребят расскажите! Фея: А они хотят знать? Катя и дети: Да, хотим!!! Фея: Ну, тогда слушайте внимательно. Все звуки делятся на две группы: 1. Шумовые звуки 2. Музыкальные звуки. С шумовыми звуками мы с вами встречаемся ежедневно. Кто может подсказать мне, что это за звуки? Дети: Приводят примеры шумовых звуков (шелест листьев, шум моря, звук машины и т.д.). Фея: А музыкальные звуки издают музыкальные инструменты. Ребята, а какие музыкальные инструменты знаете вы? Дети: Скрипка, гитара, балалайка, пианино, труба и т.д. Фея: Ой, какие умные дети! Итак, давайте хором повторим, какие две группы звуков бывают? Дети: Шумовые, музыкальные. Фея: Да. Молодцы! А теперь давайте поиграем. Идет игра «Шумовые и музыкальные звуки» [Михайлова «Развитие музыкальных способностей»]. (Приложение №2) Ваня: Вот, оказывается, как интересно бывает с музыкой. А я и не знал. Фея: Да! И обидел мои драгоценные нотки. Ваня: Но я ведь порвал ноты только из своих нудных упражнений! Фея: Ваня, Ваня, ты же ходишь в музыкальную школу, а до сих пор не знаешь, что нот всего семь! И только благодаря различным сочетаниям и комбинациям создаются разнообразные мелодии. Ребята, а вы знаете, как называются люди, которые сочиняют музыку? Такие люди называются композиторами. Давайте вместе повторим это слово. Дети: К о м п о з и т о р. Фея: Как вы считаете, чтобы стать композитором, нужно учиться? Дети: Да! Надо долго учиться. Фея: Чтобы стать композитором, надо очень много учиться и сильно любить музыку. Например, Вольфганг Амадей Моцарт [слайд №2] начал сочинять свою блестящую музыку с пяти лет. Знаменитый Бетховен [слайд №3] сочинял музыку даже тогда, когда его слух был уже совсем слабым. Иоганн Себастьян Бах [слайд №4] работал по двенадцать часов в день, чтобы создать свои непревзойдённые шедевры. А русский композитор Александр Порфирьевич Бородин [слайд №5] был ученым-химиком и у него было очень мало свободного времени для сочинения музыки. Но высокая требовательность к собственному композиторскому творчеству, заставляла Бородина работать над каждым своим произведением очень долго. Оперу «Князь Игорь» [слайд №6] он писал восемнадцать лет. Фея: Молодцы ребята! Друзья, скажите, если композиторы сочинят свою неповторимую музыку, то она уже будет звучать в сердцах людей, или для этого еще что-то нужно? Дети: Нужно, чтобы ее кто-то сыграл! Фея: Ну, конечно же, обязательно нужно чтобы эту музыку кто-то исполнил. И такие люди называются исполнители. Давайте вместе повторим. Дети и Фея: И с п о л н и т е л и. Фея: А как вы считаете на исполнителей надо учиться? Дети: Да, тоже надо долго учиться. Фея: Молодцы! Среди известных исполнителей, такие яркие музыканты как Николо Паганини [слайд №7]. С одиннадцати лет он начал концертировать, исполняя на скрипке виртуозные произведения. Музыкант так мастерски владел скрипкой, что недоброжелатели были уверены: без помощи темных сил Паганини так бы не играл. Хотя, на самом деле он имел такой успех только благодаря своему таланту и трудолюбию. Федор Иванович Шаляпин – русский певец [слайд №8]. Одновременно пел в Большом и Мариинском театрах. Выступал в театре «Ла Скала ». Фёдор Иванович имел необыкновенный голос и когда он пел, заворожённая публика не могла оторвать от него своих глаз. Ференц Лист [слайд №9]. Его талант виртуоза-пианиста проявился с девяти лет, и хотя Лист жил в девятнадцатом веке, до сих пор его исполнение музыкальных произведений является эталоном. Но и это еще не все. Ведь мы музыку должны еще… (указывает на ухо). Дети: Услышать! Фея: Совершенно верно! Как вы считаете на слушателей надо учиться? Дети: Надо! Не надо! Фея: Хоть у вас и сложилось противоречивое мнение об этом, но я вам помогу. Чтобы слушать музыку тоже нужно учиться. Но в отличие от композитора и исполнителя обучение проходит гораздо быстрее. Мы знаем, что все культурные люди посещают всевозможные спектакли. Оперные, балетные, театральные. И здесь без умения слушать и слышать, никак не обойтись. Посещение Большого театра [слайд №10], Мариинского [слайд №11, №12], театра Ла Скала [слайд №13, №14], Венской оперы [слайд №15], Карнеги-холла [слайд №16] и французского театра Мулен Руж [слайд №17] намного усиливает впечатления от встречи с музыкальным искусством. Ваня: И что, диплом можно получить? Фея: Конечно. Катя: Ой, миленькая фея, позволь нам поучиться в такой школе, если у нас будет диплом слушателей, то нотки, с которыми Ваня так нехорошо поступил, наверное, будут к нам добрее. Фея: А вы, ребята, хотите получить диплом слушателей музыки? Дети: Да! Хотим! Фея: Тогда вам всем надо выучить правила слушания музыки. (Приложение №3). Фея выдаёт детям «дипломы ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1738
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|