Главная / Методические материалы / Преподавание музыки
Значение голосовых упражнений в развитии ребенка младшего школьного возраста (Из опыта работы)
Автор(ы): Гатауллина Гузелия Габдулхаковна, учитель музыки
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
План - Введение. Краткие сведения о голосовом аппарате. Особенности его функционирования у детей в пении.
- Значение голосовых упражнений в развитии ребенка младшего школьного возраста. Практические упражнения.
- Выводы.
. Развитие детского голоса – это качественные и количественные изменения состояния голосового аппарата и основных характеристик его звучания, а так же развитие специфически вокальных способностей. Сюда входят: - анатомо-морфологическое развитие голоса образующей системы на фоне роста всего организма ребенка;
- функциональное совершенствование центральных отделов мозга, управляющих певческим процессом и всей системой обратной связи “голос-слух”;
- накопление вокальных навыков (организация певческого дыхания, формирование естественности в звукообразовании и правильной артикуляции);
- совершенствования качеств звучания голоса (тембр, звуковысотного и динамического диапазонов, вокального интонирования, подвижности, четкости дикции), которое рассматривается как результат роста голосового аппарата, с одной стороны, и певческой деятельности – с другой;
- установление взаимосвязи между слуховым восприятием звукового образа, вокально-слуховым представлением и воспроизведение голосом.
Основными частями голосового аппарата человека являются: дыхательный аппарат – легкие с дыхательными путями и дыхательными мышцами. Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания – выдох, во время которого происходит фонация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического, не регулируемого сознанием переходит в произвольно управляемый, волевой, гортань с голосовыми складками, где зарождается звук, и артикуляционный аппарат – совокупность резонаторов. Все части голосового аппарата находятся в непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости. Деятельность голосового аппарата в целом подчинена регулирующему влиянию коры головного мозга. Гортань – центральный звукообразующий орган. Она выполняет три основные функции: дыхательную, защитную и голосовую. Все они сопряжены с движениями голосовых складок – основной мышцы гортани. Наряду с языком гортань является наиболее богато иннервированным органом и имеет тесную нейрофизиологическую связь с центральной нервной системой. С точки зрения физиологии пения считается целесообразным, если в процессе фонации гортань находится в стоянии относительного покоя. Уровень ее расположения при пении у каждого певца свой и определяется типом голоса. Размер гортани зависит от пола, возраста и индивидуальных особенностей человека: – от 3 до 14 лет, то есть до периода мутации, развитие гортани происходит медленно, постепенно. В период мутации рост ее становится более интенсивным. Гортанные хрящи и мышцы быстро увеличиваются в размере, особенно у мальчиков, гортань которых в мутационный период увеличивается на ?, а у девочек – на ?. – к 12-13 годам длина голосовых складок у мальчиков равна 13-14 мм; в период мутации длина их увеличивается на 6-8 мм. У девочек в переходном возрасте голосовые складки растут значительно медленнее. Голоса мальчиков и девочек до момента полового созревания на слух почти не различаются. Только в момент, когда под влиянием желез внутренней секреции начинается процесс решительной перестройки организма, наступает и резкое различие в вокальной функции – мутация голоса. В период мутации у мальчиков гортань вырастает в 1,5 раза, выпячиваясь вперед, голосовые складки вытягиваются в длину и достигают 2-2,5 см; голос при этом сразу понижается по октаву; грудной регистр становится тембрально богаче. О развитии детского голоса с акустической точки зрения можно судить по качественным изменениям основных характеристик его звучания. Однако не всякое способствует развитию детского голоса. Неправильный режим голосообразования, как и нарушение гигиенических норм в пении, приводит нередко к заболеваниям и порче голосов. II. Голос – важное средство общения человека с окружающим миром. Именно голосом ребенок при рождении сигнализирует о своей жизнеспособности, и чем сильнее и громче его крик, тем спокойнее могут быть мать и врачи за жизнь и здоровье новорожденного. С первых дней жизни малыш свободно выражает голосом свои эмоции, требуя пищи, смены белья или сообщая о плохом самочувствии. В это время голос ребенка развивается свободно и равномерно. Постепенно, еще не понимая смысла слов, ребенок начинает подстраивать свой лепет к тому, что слышит от матери, чутко реагируя на интонацию и ритм звучащего слова. Овладение ребенка речью сначала связано с интересом к звуковой ее стороне, поэтому на первом году жизни реализация себя в звуках обычно начинается с опыта звукоподражания (“му-му” “гав-гав” и т.д.). Это первые шаги воплощения в образ, это вызванные звуком эмоции, к которым добавляется и имитационно-двигательная активность. В этот период большую пользу для развития голоса и речи приносит использование фольклора: колыбельные, пестушки, потешки, пальчиковые игры, считалки, ритм которых ребенок усваивает на подсознательном уровне. Проходит то время, когда ребенок сообщал о своих потребностях только голосом, и развитие речи теперь помогает ему сказать о себе словами, а сила голоса помогает сбросить излишек энергии и снять эмоциональное напряжение. А мы, взрослые, родители и педагоги, постепенно начинаем ограничивать проявление эмоций ребенка через голос, не в меру часть, призывая к тишине (“Не кричи!”, “Ты мешаешь!”), забывая о том, что нарушаем этим равномерность детского развития и тормозим формирование речи. Наверное, это происходит потому, что мы, взрослые, не задумываемся о том, что энергопотенциал ребенка, столь необходимый для здоровья и нормального развития, восстанавливается и накапливается только после того, как энергия будет потрачена. Речедвигательный дефицит, возникающий из-за наших запретов громко говорить, кричать, бегать, прыгать, из-за нашего настойчивого стремления сформировать у детей навыки “хорошего поведения”, является одной из основных причин задержки развития голоса и речи у детей. Что же предпринять, чтобы коррекция и развитие речевого и певческого голоса стали более эффективны, с чего начать и как сделать так, чтобы первые шаги ребенка в освоении искусства пения были радостными, увлекательными, понятными и легкими? Практическое знакомство с системой музыкального воспитания К. Орфа привело к мысли начать развитие певческого голоса у детей с речевого этапа. Ведь с помощью речи, поскольку ребенок уже достаточно владеет ею, ему намного легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: регистры голоса (низкий, средний, высокий); динамику, т.е. громкость изменения голоса; темпы (от медленного до быстрого). На речевом этапе надо работать и над формированием таких певческих навыков, как дыхание, дикция, навык головного высокого звучания, легкость и полетность голоса и даже многоголосия. Ведь прежде чем высоко и выразительно запеть, ребенок должен научиться высоко и выразительно говорить. Именно поэтому речевой этап, как подготовительный, предшествует певческому этапу развития голоса. В содержании работы на речевом этапе можно включать голосовые развивающие игры, речевые зарядки, речевые игры и упражнения, ритмо-и мелодекламацию. Несколько примеров из практического материала: Кто как поет В этом упражнении даются представления о регистрах. Средний регистр прочитывается обычным легким голосом. Цыпленка нужно изобразить высоким тонким голосом, а тигренка и бычка – низким, грудным. Хочешь научиться пенью? Ты, дружок, имей терпенье. Вместе с нами голоси: “До, ре, ми, фа, соль, ля, си”. Станешь краше и сильнее, Здоровее, веселее! В мире звуки хороши К ним прислушаться спеши В музыке лишь три регистра – Есть высокий, средний, низкий. Мой природный голосок – Он не низок, не высок. Я им песенки пою Или просто говорю. У цыпленка голос тонок, Послушай, как пищит цыпленок: “Пи-пи-пи”. И тигренок не молчит – Низким голосом рычит: “Рррр!” А бычок мычит упрямо, Просит молока у мамы, Терпеливо маму ждет, Толстым голосом поем: “Мууууу!” Высоко щебечут птицы, Светит солнце высоко. Будем песни петь учиться Быстро, весело, легко. Песенка про смех Все игрушки любят смех – “Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха” Это хахоньки для всех – “Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха” Им смешинка в рот попала – “Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха” И в животике застряла – “Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха” Мишки весело хохочут – “Го-го-го-го-го-го-го” Толстым голосом грохочут – “Го-го-го-го-го-го-го” А мартышки верещат – “Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха” Тонким голосом пищать – “Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!” Поезд Поезд подает сигнал – дети тянут “ту-у-у-у” Он стоять уже устал. дети произносят “чух-чух” с Набирает поезд ход, ускорением (замедлением) темпа Свою песенку поет. произносят на выдохе “пш-ш-ш”. Вежливые слова Чтобы вежливыми быть, Нужно “здравствуй” говорить Всем кого б ни встретил – Это знают дети. Скажешь “Здравствуй!2 и в ответ Прозвучит: “Привет! Привет!” Здравствуйте, ладошки! Здравствуйте, сапожки! Здравствуйте, лягушки! Здравствуйте, кукушки! Здравствуй, звонкий каблучок! И малышка светлячок! Здравствуй, поросенок! И маленький теленок! Здравствуй, шустрый ветерок! Звонкий детский голосок! Здравствуй, сонная ворона! Поезд длинный у перрона! Добрый день ручным часам! Громким детским голосам! | дети хлопают в ладоши (хлоп, хлоп) топают (топ, топ) квакают (ква, ква) кукуют (ку-ку, ку-ку) цокают языком (цок, цок, цок) на выдохе произносят: “С” хрюкают (хрю, хрю) мычат (му-му) дуют “звенят” голосами (а-а-а) дети издают шумовой звук без фиксированной звуковысотности (вибрант гортани) тянут “ту-у-у” тикают “тик-так” громко кричат. | Применяемый разговорно-игровой метод дает детям почувствовать возможность своего голоса, поиграть им, одновременно выплескивая лишнюю энергию и снимая эмоциональное напряжение; этот метод делает развитие голоса и решение коррекционных задач веселым и интересным для детей занятием. Игры с голосом (в том числе доречевые звуки – смех, плач, гудение, крик, вой, писк, которые заменяли нашим предкам слова в раннем детстве человечества) помогают ребенку вернуться в доречевой период голосовой активности и по возможности устранить неравномерности развития голоса. Звукоподражания, фонематические загадки, пальчиковые игры, координационно-подвижные игры эффективно развивают мимику, артикуляционную моторику, речевой слух. Координационно-подвижные игры – жанр детского фольклора. Использование в логоритмике игровых моделей, соединяющих речь и движение, главное значение в них имеет ритм. Ритмизированная речь здесь является органической частью развития музыкального слуха детей. Ценность координационно-подвижных игр заключается в том, что они: - Являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий;
- Дают возможность детям “играть” своим телом, как первым инструментом, передающим творческую активность;
- Развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование;
- Учат ребенка ощущать свое тело и управлять им;
- Координационно-ритмическая игра с пением “Здравствуйте”
Игра обычно проводится в начале занятия и способствует концентрации внимания детей. 1. Ручки, ручки, просыпайтесь, Здравствуйте! Ласковые ручки наши, Здравствуйте! Пальчики сердитые, Здравствуйте! И ладошки, наши крошки, Здравствуйте!3. Разбудите ножки. Нож...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1825
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|