Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Конспект урока русского языка. 4-й класс. Тема: Способы выражения значения рода у имен существительных
Автор(ы): Кириченко Олимпиада Ивановна, зам. директора, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: сформулировать общие способы выражения значения рода у имен существительных. Задачи урока: - осознать, что окончание не всегда выражает значение рода и.с.;
- исследовать основные морфемы слова и сделать вывод, что и суффиксы могут выражать значение рода и.с.;
- зафиксировать в табличной форме основные, распространенные суффиксы-выразители значения рода и.с.;
- конкретизировать способы выражения значения рода при решении практической задачи определения рода.
Тип урока: урок конкретизации способа определения рода имени существительного и решения частных задач по применению способа. Этапы урока 1. Создание учебной ситуации. а) рефлексия изученного – какую тему мы изучаем? – что умеем делать сами и можем научить других? б) работа над ошибками: – Хорошо знаете, как определять род имени существительного. Проверьте ошибки учеников. (На доске: овощи– ср.р.; восемь– ж.р.; вчера – ср.р.) – Чего не знают ученики нашего класса, которые так определили род И.С. – Как научить других определять род имени существительного? (зафиксировать способ определения рода с помощью местоименных слов он, мой; она, моя; оно, моё) в) “Создание ситуации успеха” – Теперь все умеете определять род имени существительного без ошибок? – Выполните задание: определите род у имен существительных (1 ряд– выписать слова мужского рода; 2 ряд– женского, 3 ряд– среднего): – гнев, ярость, бешенство – дорога, путь, направление – тишь, штиль, затишье (Работа над пониманием смысла слов в синонимических рядах) – Что объединяет слова и в чем их различие? – Как определяли род? – Какая морфема выражает значение рода у имен существительных в ваших словах? (Зафиксировать на доске окончания имен существительных). 2. Постановка учебной задачи урока. – Умеете определять значение рода и делаете это хорошо. Сыграем в игру “Угадай род имени существительного”. (На доске слово закрыто. Открываю только окончание.) – Определите слово какого рода я задумала: у слова окончание –а. (Дети называют слова ж.р. единственного числа (страна), м.р. (папа), ср.р. в косвенном падеже (нет богатства). – Почему вы точно не смогли определить род задуманного слова? (недостаточно данных о слове). Вывод: определить по окончанию род не всегда возможно, так как окончания бывают синонимичны или омонимичны.) – Я открою другую часть слова: у слова окончание –а и суффикс –их. Теперь сможете определить род имени существительного? (Дети приводят примеры и убеждаются в том, что все слова называют имена существительные только женского рода.). Дети ставят задачу, определить есть ли другие суффиксы, которые выражают значение рода. 3. Анализ условий решения задачи. Задача: определение основных суффиксов– выразителей значения рода имени существительного. – Чего не достает для решения задачи определения суффиксов– выразителей значения рода? (нужен текст или слова-имена существительные) (Детям выданы карточки: “Гусь– …, индюк– …, волк – волчица , слон – …. , ученик– …, … – учительница, красноярец– … , цыган– …”) (В паре доопределяют задачу (найти родовую пару предложенному слову), выделяют суффиксы, определяют род имени существительного и заполняют таблицу) Суффиксы мужского рода | Суффиксы женского рода | | | Работа в паре > фронтальная работа с классом > заполнение таблицы на доске. Вывод этапа урока: род имени существительного можно определ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1786
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|