Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока русского языка. 4-й класс. Тема: Способы выражения значения рода у имен существительных - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Конспект урока русского языка. 4-й класс. Тема: Способы выражения значения рода у имен существительных


Автор(ы): Кириченко Олимпиада Ивановна, зам. директора, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: сформулировать общие способы выражения значения рода у имен существительных.
Задачи урока:
  • осознать, что окончание не всегда выражает значение рода и.с.;
  • исследовать основные морфемы слова и сделать вывод, что и суффиксы могут выражать значение рода и.с.;
  • зафиксировать в табличной форме основные, распространенные суффиксы-выразители значения рода и.с.;
  • конкретизировать способы выражения значения рода при решении практической задачи определения рода.
Тип урока: урок конкретизации способа определения рода имени существительного и решения частных задач по применению способа.

Этапы урока

1. Создание учебной ситуации.

а) рефлексия изученного
какую тему мы изучаем?
– что умеем делать сами и можем научить других?
б) работа над ошибками:
– Хорошо знаете, как определять род имени существительного. Проверьте ошибки учеников. (На доске: овощи– ср.р.; восемь– ж.р.; вчера – ср.р.)
– Чего не знают ученики нашего класса, которые так определили род И.С.
– Как научить других определять род имени существительного? (зафиксировать способ определения рода с помощью местоименных слов он, мой; она, моя; оно, моё)
в) “Создание ситуации успеха”
– Теперь все умеете определять род имени существительного без ошибок?
– Выполните задание: определите род у имен существительных (1 ряд– выписать слова мужского рода; 2 ряд– женского, 3 ряд– среднего):
гнев, ярость, бешенство
– дорога, путь, направление
– тишь, штиль, затишье
(Работа над пониманием смысла слов в синонимических рядах)
– Что объединяет слова и в чем их различие?
– Как определяли род?
– Какая морфема выражает значение рода у имен существительных в ваших словах? (Зафиксировать на доске окончания имен существительных).

2. Постановка учебной задачи урока.

– Умеете определять значение рода и делаете это хорошо. Сыграем в игру “Угадай род имени существительного”. (На доске слово закрыто. Открываю только окончание.)
Определите слово какого рода я задумала: у слова окончание –а. (Дети называют слова ж.р. единственного числа (страна), м.р. (папа), ср.р. в косвенном падеже (нет богатства).
– Почему вы точно не смогли определить род задуманного слова? (недостаточно данных о слове).
Вывод: определить по окончанию род не всегда возможно, так как окончания бывают синонимичны или омонимичны.)
– Я открою другую часть слова: у слова окончание –а и суффикс –их. Теперь сможете определить род имени существительного?
(Дети приводят примеры и убеждаются в том, что все слова называют имена существительные только женского рода.).
Дети ставят задачу, определить есть ли другие суффиксы, которые выражают значение рода.

3. Анализ условий решения задачи.

Задача: определение основных суффиксов– выразителей значения рода имени существительного.
– Чего не достает для решения задачи определения суффиксов– выразителей значения рода? (нужен текст или слова-имена существительные)
(Детям выданы карточки: “Гусь– …, индюк– …, волк – волчица , слон – …. , ученик– …, … – учительница, красноярец– … , цыган– …”)
(В паре доопределяют задачу (найти родовую пару предложенному слову), выделяют суффиксы, определяют род имени существительного и заполняют таблицу)
Суффиксы мужского рода Суффиксы женского рода
Работа в паре > фронтальная работа с классом > заполнение таблицы на доске.
Вывод этапа урока: род имени существительного можно определ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1786

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340