Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Тайны пещеры алхимика Али-Бабы
Автор(ы): Пашкевич Светлана Витальевна, преподаватель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Сцена №1: “Начало” Эклектичная “смесь” различных осуществляемых одновременно видов деятельности по группам учащихся (Приложение 1). Группа “Ученики” с учителем разыгрывают сцену №2: “Прерванный урок”. У. – Ребята, сегодня мы будем ставить настоящие алхимические опыты. Что вы знаете об алхимиках? Чем занимались алхимики? (ответы) Итак, начинаем опыт! Опыт №1, Fe + CuSO4 Ребята, опишите наблюдения! Подумайте, что произошло с металлами? Можно ли назвать этот опыт превращением железа в медь? Давайте проанализируем! (Стук в дверь, входит ученик.) Ученик: Шахерезада Витальевна, вас к директору, срочно! У. – Ребята, поразмышляйте над моим вопросом, я сейчас вернусь! Химик-аналитик: Чего тут думать! Железо – серое? Химик- наблюдатель: Серое! Химик-аналитик: А медь – красная? Химик- наблюдатель: Красная! Химик-аналитик: Медь тяжелее железа? Химик- наблюдатель: Тяжелее! Химик-аналитик: Если серый гвоздь покраснел и стал тяжелее, значит … Вместе с химиком-наблюдателем: Железо превратилось в медь! Химик-скептик: Ничего подобного! На самом деле медь вытеснила железо из гвоздя и осела на его поверхности! Соскреби красный слой и увидишь под ним серое железо! Химик-всезнайка: Эх вы, горе-химики, это железо вытеснило ионы меди из медного купороса, потому что оно более активный металл, посмотрите на ряд активности, а вот и уравнение реакции! (Дописывает уравнение на доске.) Ни во что ваше железо не превратилось, просто перешло в раствор! Химик-романтик: Здорово! Так можно ржавых железяк насобирать, в медь превратить и на цветной лом сдать! Химик-скептик: Ага, знаешь, сколько медного купороса истратится! Неэкономично! Химик-романтик: Да, не помешал бы философский камень! Химик-скептик: А я думаю: враньё - всё это! Не было никакого философского камня! И быть не могло! Химик-романтик: Вот бы попасть в то время и узнать, как было всё на самом деле! Шахерезада: (переодетая учительница возвращается) А, давайте пофантазируем! (Включает музыку, сами ребята готовят игровую комнату – 5 минут.) Шахерезада: А теперь нужны герои нашей фантазии! (Называет действующих лиц и исполнителей.) (Приложение 1) Итак, место действия есть, все герои в сборе! Пери Вещего Слова, тебе слово! Пери Вещего Слова: Рамус, фамус, ликус, сульфурус! Как осядет пыль веков и проглянет знанья свет! Ты найдёшь, пытливый отрок, на любой вопрос ответ! Фамус, рамус, аброкадабрус! (Гаснет свет, уход в прошлое, химик-скептик (1) и химик-романтик (2) оказываются в лаборатории алхимика.) Сцена №3: “В лаборатории алхимика Али-Бабы”. 1 – Вот так чудеса! Где мы? Пахнет серой! 2 – Мне кажется, в пещере алхимика. Взгляни - какая-то рукопись! (Читает): “Когда киммерийские тени покроют реторту своим тёмным покрывалом, ты найдёшь внутри неё спящего Дракона, пожирающего свой хвост…” Слушай! Да это же древний рецепт получения философского камня! 1 – Хиромантия какая-то! 2 – А что, давай попробуем! 1 – Сейчас двадцать первый век! Люди компьютерными технологиями увлекаются, космос осваивают, гены конструируют! А ты … тени, дракон …бред!!! 2 – Давай попробуем! Вдруг именно нам повезёт! Вот и кувшин подходящий! Только в пыли весь! (Стирает пыль с кувшина, открывает пробку.) опыт №2, H2O2+ MnO2 (Гром, голос, появление Джинна.) Джинн Ха-ха-ха! Я – Дух Великого Джабира! В страшном гневе пред вами стою! Пришёл из далёкой пустыни Магриба! Кто смел потревожить тайну мою??? 2 – (увлечённо) Если вы – Дух великого алхимика, скажите, можно ли получить по этому рецепту философский камень, превращающий серу и ртуть в золото … 1 – (ехидно перебивает) Оживляющий умерших и дарующий вечную молодость? Джинн – (со вздохом) Тысячи лет я ищу его! Истинный рецепт утерян безвозвратно! Но … (оживясь) Хм-мм! Я знаю, кто нам поможет! (хлопает в ладоши три раза, химики и Джинн прячутся, появление танцовщиц, песня “Про алхимика Али” и танец живота, меняется сцена, выходит калиф в сопровождении магистра, алхимика и жены) Сцена №4: “ Али-Баба во дворце калифа” 1 – (с удивлением) Что за “Фабрика звёзд”? 2 – Кто это? Джинн Тсс! Тихо! Мы во дворце калифа, на троне … Правитель Багдада, достойный калиф, Любимец народа – Горбун аль Рашид!!! (Калиф кланяется, представляясь, и садится на трон.) Ханума Калифа я любимая жена, Капризная красотка - Ханума! Магистр – Магистр Химических Наук, Аморфиус Молекулярный! Алхимик А я – калифа добрый друг, Али-Баба – алхимик, я! Калиф – Дошло до нас, о, мудрейший, что ты умеешь творить чудеса … особенно, с драгоценными камнями и металлами! Алхимик – Истинно так, мой повелитель, изволь испытать меня! (Кланяется калифу) Ханума– (капризно) А можно проверить натуральность бирюзы в этом перстне? (Шепчет, наклонясь к алхимику.) Мне его Магистр подарил … Алхимик – Нет ничего проще, о, индикатор моего сердца! Позволь колечко, о, жемчужная устрица моих глаз! Нужно опустить перстень в оливковое масло: настоящая бирюза тут же испортится, помутнеет, а фальшивой хоть бы что! Опыт №3 “Подмена колец при погружении в воду: бирюзы на малахит”. Ханума – (огорчённо) О, мой перстень! Алхимик – Не огорчайтесь, ретортоликая, примите в дар! (Дарит букет Хануме.) Опыт №4 “Превращение белых цветов в алые” NH4OH + фенолфталеин Калиф – О, вы действительно знаток своего дела! (Ревниво, обращаясь к Хануме.) Как, моя пери, Магистр дарит вам перстни??? (Та легкомысленно жеманничает.) Магистр – (Стараясь отвлечь калифа.) Скажи-ка, умелец ты наш, как в таком случае узнать, не фальшивый ли жемчуг на этой драгоценной шкатулке? (Подаёт ему “жемчужину”.) Алхимик – Это узнать легко, о, пресветлый Магистр! Достаточно лишь окунуть её в крепкий уксус, на фальшивую жемчужину он не действует, а настоящая растворяется в нём бесследно! (Бросает “жемчужину” в кислоту.) О, настоящая! Опыт №5 “Растворение мела в кислоте” Калиф – (в гневе) Благодарю тебя за столь “мудрые” советы и … клянусь Аллахом и его пророком Магометом, или ты немедленно покинешь дворец, или я велю тебя самого окунуть в уксус!!! (Алхимик быстро уходит, кланяясь.) Это говорю я – правитель Багдада, защитник всех правоверных школяров Горбун аль Рашид! Ханума – Ты поступил правильно, мой повелитель, выгнав этого лгуна и шарлатана! Магистр – Алхимия примером служит тому, как плутни с дурью дружат. Калиф - Кто честно и безбедно жили всё состояние вложили в дурацкие реторты, тигли, Все вместе - А проку так и не достигли! (Смеются и уходят.) (Меняется сцена, пещера алхимика, выходит алхимик Али.) Сцена №5: “Али-Баба и его ученики”. Али – Я – не лжец! Докажу всем насмешникам без промедленья! Мне не нужно богатство для вознагражденья! Труд, упорство и вера – моё вдохновенье! (Алхимик ставит опыт.) Опыт №6 “Змея”: H2O2 + МЫЛО + KI Пери Вещего Слова: Звёзды на небе не знают покоя, звездопад предсказаний: то одно, то другое! Семь планет в плавном танце сойдутся, и древних пророчеств уста разомкнутся! С тайн мирозданья снимаю забвенье! О, Пери Познанья, явись на мгновенье! (Танец Пери Познанья.) (В конце танца появляются Духи учеников Али, замыкая круг.) Все вместе – Приветствуем тебя, Учитель! (Поклон.) Али: Привет и вам! Я рад безмерно! (Али начинает обход учеников, с каждым небольшой диалог.) Али: Вей По-Ианг! Читал твою я “Книгу перемен”! Ученик 1: Для Вас, Учитель, я нашёл пилюли для бессмертья! (Кланяются друг другу.) Али: А ты – Гебер, конечно же! Ученик 2: Джабир ибн Хайян, Учитель! “Семь металлов создал свет – по числу семи планет! Дал нам космос на добро медь, железо, серебро, Злато, олово, свинец, сера - им родной отец, И спешите все узнать: всем им ртуть – родная мать!” Али: Да-да! “Ящик мудрости” - твоя самая известная книга! (Кланяются друг другу.) Али: Ар Рази, друг! Ученик 3: Можно попросту - Разес! Я в “Книге тайн” классификацию веществ привёл: на минеральные растительные, животные и всевозможные их производные! (Кланяются друг другу.) Али: Ибн-Сина, ты со мною снова! Ученик 4: Авиценна теперь зовут меня, учитель! Моя “Книга исцелений” - для ятрохимии основа – Доступна всем! Только лечитесь! (Кланяются друг другу.) Али: Альберт, которого Великим нарекли!… Ученик 5: Всё потому, что “Правила” мои и до сих пор для химиков полезны! Эксперимента все этапы описал и метод химии аналитической создал! (Кланяются друг другу.) Али: Ты кто, монах, как ты попал сюда? Ученик 6: Я - Роджер Бэкон! Враг и жертва инквизиции! Религий догмы ненавистны мне! Я веру в философский камень выстрадал! А мой “Трактат о философии” … Али: Он хорошо известен мне! (Кланяются друг другу.) Али: А ты вне всякого сомненья Парацельс! Ученик 7: Учитель! Вы меня узнали? Открыл я соли – огнестойкую часть вещества! И ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1819
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|