Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Тайны пещеры алхимика Али-Бабы - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Тайны пещеры алхимика Али-Бабы


Автор(ы): Пашкевич Светлана Витальевна, преподаватель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Сцена №1: “Начало”

Эклектичная “смесь” различных осуществляемых одновременно видов деятельности по группам учащихся (Приложение 1).

Группа “Ученики” с учителем разыгрывают сцену №2: “Прерванный урок”.

У. – Ребята, сегодня мы будем ставить настоящие алхимические опыты. Что вы знаете об алхимиках? Чем занимались алхимики? (ответы) Итак, начинаем опыт!

Опыт №1, Fe + CuSO4

Ребята, опишите наблюдения! Подумайте, что произошло с металлами? Можно ли назвать этот опыт превращением железа в медь? Давайте проанализируем!
(Стук в дверь, входит ученик.)
Ученик: Шахерезада Витальевна, вас к директору, срочно!
У. – Ребята, поразмышляйте над моим вопросом, я сейчас вернусь!
Химик-аналитик: Чего тут думать! Железо – серое?
Химик- наблюдатель: Серое!
Химик-аналитик: А медь – красная?
Химик- наблюдатель: Красная!
Химик-аналитик: Медь тяжелее железа?
Химик- наблюдатель: Тяжелее!
Химик-аналитик: Если серый гвоздь покраснел и стал тяжелее, значит …
Вместе с химиком-наблюдателем: Железо превратилось в медь!
Химик-скептик: Ничего подобного! На самом деле медь вытеснила железо из гвоздя и осела на его поверхности! Соскреби красный слой и увидишь под ним серое железо!
Химик-всезнайка: Эх вы, горе-химики, это железо вытеснило ионы меди из медного купороса, потому что оно более активный металл, посмотрите на ряд активности, а вот и уравнение реакции! (Дописывает уравнение на доске.) Ни во что ваше железо не превратилось, просто перешло в раствор!
Химик-романтик: Здорово! Так можно ржавых железяк насобирать, в медь превратить и на цветной лом сдать!
Химик-скептик: Ага, знаешь, сколько медного купороса истратится! Неэкономично!
Химик-романтик: Да, не помешал бы философский камень!
Химик-скептик: А я думаю: враньё - всё это! Не было никакого философского камня!
И быть не могло!
Химик-романтик: Вот бы попасть в то время и узнать, как было всё на самом деле!
Шахерезада: (переодетая учительница возвращается) А, давайте пофантазируем! (Включает музыку, сами ребята готовят игровую комнату – 5 минут.)
Шахерезада: А теперь нужны герои нашей фантазии! (Называет действующих лиц и исполнителей.) (Приложение 1) Итак, место действия есть, все герои в сборе!
Пери Вещего Слова, тебе слово!
Пери Вещего Слова:
Рамус, фамус, ликус, сульфурус!
Как осядет пыль веков и проглянет знанья свет!
Ты найдёшь, пытливый отрок, на любой вопрос ответ!
Фамус, рамус, аброкадабрус!
(Гаснет свет, уход в прошлое, химик-скептик (1) и химик-романтик (2) оказываются в лаборатории алхимика.)

Сцена №3: “В лаборатории алхимика Али-Бабы”.

1 – Вот так чудеса! Где мы? Пахнет серой!
2 – Мне кажется, в пещере алхимика. Взгляни - какая-то рукопись! (Читает):
“Когда киммерийские тени покроют реторту своим тёмным покрывалом, ты найдёшь внутри неё спящего Дракона, пожирающего свой хвост…”
Слушай! Да это же древний рецепт получения философского камня!
1 – Хиромантия какая-то!
2 – А что, давай попробуем!
1 – Сейчас двадцать первый век! Люди компьютерными технологиями увлекаются, космос осваивают, гены конструируют! А ты … тени, дракон …бред!!!
2 – Давай попробуем! Вдруг именно нам повезёт! Вот и кувшин подходящий! Только в пыли весь! (Стирает пыль с кувшина, открывает пробку.)

опыт №2, H2O2+ MnO2

(Гром, голос, появление Джинна.)
Джинн
Ха-ха-ха! Я – Дух Великого Джабира!
В страшном гневе пред вами стою!
Пришёл из далёкой пустыни Магриба!
Кто смел потревожить тайну мою???
2 – (увлечённо) Если вы – Дух великого алхимика, скажите, можно ли получить по этому рецепту философский камень, превращающий серу и ртуть в золото …
1 – (ехидно перебивает) Оживляющий умерших и дарующий вечную молодость?
Джинн – (со вздохом) Тысячи лет я ищу его! Истинный рецепт утерян безвозвратно!
Но … (оживясь) Хм-мм! Я знаю, кто нам поможет! (хлопает в ладоши три раза, химики и Джинн прячутся, появление танцовщиц, песня “Про алхимика Али” и танец живота, меняется сцена, выходит калиф в сопровождении магистра, алхимика и жены)

Сцена №4: “ Али-Баба во дворце калифа”

1 – (с удивлением) Что за “Фабрика звёзд”?
2 – Кто это?
Джинн
Тсс! Тихо! Мы во дворце калифа, на троне …
Правитель Багдада, достойный калиф,
Любимец народа – Горбун аль Рашид!!!
(Калиф кланяется, представляясь, и садится на трон.)
Ханума
Калифа я любимая жена,
Капризная красотка - Ханума!
Магистр – Магистр Химических Наук,
Аморфиус Молекулярный!
Алхимик
А я – калифа добрый друг,
Али-Баба – алхимик, я!
Калиф – Дошло до нас, о, мудрейший, что ты умеешь творить чудеса … особенно, с драгоценными камнями и металлами!
Алхимик – Истинно так, мой повелитель, изволь испытать меня! (Кланяется калифу)
Ханума– (капризно) А можно проверить натуральность бирюзы в этом перстне?
(Шепчет, наклонясь к алхимику.) Мне его Магистр подарил …
Алхимик – Нет ничего проще, о, индикатор моего сердца! Позволь колечко, о, жемчужная устрица моих глаз! Нужно опустить перстень в оливковое масло: настоящая бирюза тут же испортится, помутнеет, а фальшивой хоть бы что!

Опыт №3 “Подмена колец при погружении в воду: бирюзы на малахит”.

Ханума – (огорчённо) О, мой перстень!
Алхимик – Не огорчайтесь, ретортоликая, примите в дар! (Дарит букет Хануме.)

Опыт №4 “Превращение белых цветов в алые” NH4OH + фенолфталеин

Калиф – О, вы действительно знаток своего дела! (Ревниво, обращаясь к Хануме.) Как, моя пери, Магистр дарит вам перстни??? (Та легкомысленно жеманничает.)
Магистр – (Стараясь отвлечь калифа.) Скажи-ка, умелец ты наш, как в таком случае узнать, не фальшивый ли жемчуг на этой драгоценной шкатулке?
(Подаёт ему “жемчужину”.)
Алхимик – Это узнать легко, о, пресветлый Магистр! Достаточно лишь окунуть её в крепкий уксус, на фальшивую жемчужину он не действует, а настоящая растворяется в нём бесследно! (Бросает “жемчужину” в кислоту.) О, настоящая!

Опыт №5 “Растворение мела в кислоте”

Калиф – (в гневе) Благодарю тебя за столь “мудрые” советы и … клянусь Аллахом и его пророком Магометом, или ты немедленно покинешь дворец, или я велю тебя самого окунуть в уксус!!! (Алхимик быстро уходит, кланяясь.) Это говорю я – правитель Багдада, защитник всех правоверных школяров Горбун аль Рашид!
Ханума – Ты поступил правильно, мой повелитель, выгнав этого лгуна и шарлатана!
Магистр – Алхимия примером служит тому, как плутни с дурью дружат.
Калиф - Кто честно и безбедно жили всё состояние вложили в дурацкие реторты, тигли,
Все вместе - А проку так и не достигли! (Смеются и уходят.)
(Меняется сцена, пещера алхимика, выходит алхимик Али.)

Сцена №5: “Али-Баба и его ученики”.

Али – Я – не лжец! Докажу всем насмешникам без промедленья! Мне не нужно богатство для вознагражденья! Труд, упорство и вера – моё вдохновенье!
(Алхимик ставит опыт.)

Опыт №6 “Змея”: H2O2 + МЫЛО + KI

Пери Вещего Слова:
Звёзды на небе не знают покоя, звездопад предсказаний: то одно, то другое!
Семь планет в плавном танце сойдутся, и древних пророчеств уста разомкнутся!
С тайн мирозданья снимаю забвенье! О, Пери Познанья, явись на мгновенье!
(Танец Пери Познанья.)
(В конце танца появляются Духи учеников Али, замыкая круг.)
Все вместе – Приветствуем тебя, Учитель! (Поклон.)
Али: Привет и вам! Я рад безмерно!
(Али начинает обход учеников, с каждым небольшой диалог.)
Али: Вей По-Ианг! Читал твою я “Книгу перемен”!
Ученик 1: Для Вас, Учитель, я нашёл пилюли для бессмертья! (Кланяются друг другу.)
Али: А ты – Гебер, конечно же!
Ученик 2: Джабир ибн Хайян, Учитель!
“Семь металлов создал свет – по числу семи планет!
Дал нам космос на добро медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец, сера - им родной отец,
И спешите все узнать: всем им ртуть – родная мать!”
Али: Да-да! “Ящик мудрости” - твоя самая известная книга! (Кланяются друг другу.)
Али: Ар Рази, друг!
Ученик 3: Можно попросту - Разес! Я в “Книге тайн” классификацию веществ привёл: на минеральные растительные, животные и всевозможные их производные! (Кланяются друг другу.)
Али: Ибн-Сина, ты со мною снова!
Ученик 4:
Авиценна теперь зовут меня, учитель!
Моя “Книга исцелений” - для ятрохимии основа –
Доступна всем! Только лечитесь! (Кланяются друг другу.)
Али: Альберт, которого Великим нарекли!…
Ученик 5: Всё потому, что “Правила” мои и до сих пор для химиков полезны! Эксперимента все этапы описал и метод химии аналитической создал!
(Кланяются друг другу.)
Али: Ты кто, монах, как ты попал сюда?
Ученик 6: Я - Роджер Бэкон! Враг и жертва инквизиции! Религий догмы ненавистны мне! Я веру в философский камень выстрадал! А мой “Трактат о философии” …
Али: Он хорошо известен мне! (Кланяются друг другу.)
Али: А ты вне всякого сомненья Парацельс!
Ученик 7: Учитель! Вы меня узнали? Открыл я соли – огнестойкую часть вещества! И ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1819

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340