Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Знакомство пятиклассников с оперой Н.А.Римского-Корсакова Садко - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Знакомство пятиклассников с оперой Н.А.Римского-Корсакова Садко


Автор(ы): Савельева Альбина Альбертовна, учитель музыки


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Вниманию читателей предлагается урок музыки в 5 классе общеобразовательной школы. Занятия ведутся по программе “Музыка” под редакцией Д.Б. Кабалевского. Объяснение материала строится по дедуктивному принципу. Мысль учащихся совершает движение от общего к частному. Сначала вспоминаются элементы оперного спектакля вообще, части любой когда-либо написанной или еще не написанной оперы. Затем те же элементы рассматриваются на конкретном примере оперы Н.А. Римского-Корсакова “Садко”. Это позволяет, с одной стороны, обратить более целенаправленное внимание учащихся на новый для них музыкальный материал, а с другой стороны, закрепить и углубить теоретические знания элементов оперного спектакля. Ниже приводится полный конспект урока с примечаниями.
Тема четверти: “ЧТО СТАЛО БЫ С МУЗЫКОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ЛИТЕРАТУРЫ”
Тема урока: СКАЗОЧНЫЙ МИР МУЗЫКИ Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА
Задачи урока:
Образовательные:
  • Повторение признаков оперного жанра и элементов оперного спектакля.
  • Знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова “Садко”.
  • Укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства.
Воспитательные:
  • Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики.
Развивающие:
  • Формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей оперного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты оперных спектаклей.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
  • повторение пройденного методом устного опроса;
  • рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки);
  • работа учащихся с наглядными пособиями (книга почетных посетителей, оперные программки);
  • анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;
  • хоровое исполнение песен (“Пора начать урок”, муз. Е. Попляновой, “Колыбельная Волховы” из оперы “Садко”);
  • вокальные упражнения (исполнение интонации вступления к опере);
  • пение с пластическим интонированием.
ПРИМЕЧАНИЯ ХОД УРОКА
(У. – говорит учитель, Д., Д.1., Д.2., Д.3. и т.п. – говорят дети.)
Песня задает настроение на бодрую работу. Начало урока. Исполнение песни Е. Попляновой “Пора начать урок”.
Введение в работу повторения пройденного. У. Представьте, мы стоим с вами перед огромным зданием со сверкающими буквами “МУЗЫКА”. Множество дверей распахнуто настежь под разными вывесками: “Симфоническая музыка”, “Народная музыка”, “Эстрадная музыка”. У каждого входа народ толпится, – где больше, где меньше. Куда кого тянет. А мы с вами сейчас войдем в здание музыки через двери под вывеской “ОПЕРА”. Что это за название? Может быть, его следует читать по первым буквам как аббревиатуру? Например, так: “О” – отдел,
“П” – по,
“Е” – естественному,
“Р” – распространению,
“А” – аплодисментов.
Правильно?
Д. Нет!
Повторение понятия “ОПЕРА” У. А что же такое опера?Д. Опера – это музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра.
У. Совершенно верно.
Решение воспитательной задачи.Предъявление детям аргументов, подтверждающих ценность и значимость оперного искусства. Смотрите-ка, вот книга почетных посетителей. Какая она толстая! Раскроем ее и прочтем. - Эта книга начата в славном городе Флоренции в 1600 году музыкантами и поэтами. Пусть досточтимые потомки с благосклонностью отзовутся на наше деяние, предпринятое с целью слить в неразрывном союзе музыку и литературу по благородному примеру древних греков.
У. Как вы думаете, в знак чего была сделана первая запись в этой книге?
Д. Может быть, состоялся первый оперный спектакль?
У. Конечно, именно в этом году родилась опера. А не посмотреть ли хотя бы 2-3 записи в книге почетных посетителей. Интересно, что говорили об опере в разные времена.
Д.1. “Что может сравниться с удовольствием быть в опере? Только удовольствие быть с друзьями”. Мушкетер Арамис.
У. Да-да, тот самый мушкетер Арамис, друг Д,Артаньяна. Об этом нам рассказал писатель Дюма в романе “Три мушкетера”. Опера попала во Францию как раз в XVII-м веке во времена мушкетеров.
Д.2. “Пора нам в оперу скорей!” – А.С.Пушкин.
У. Это строчка из романа в стихах Пушкина “Евгений Онегин”. Она говорит о любви к опере в России в начале XIX века.
Д.3. “Наслаждались оперой. Тренирует ум и воспитывает сердце”. Шерлок Холмс и доктор Ватсон.
У. Знаменитые сыщики ХХ века, герои рассказов Конан Дойла, оказывается, тоже преклонялись перед оперой. Жаль, нет времени всю книгу перелистать. Пора и нам самим вспомнить самое важное об этом виде музыкального искусства. С чего начнем?
Решение образовательной задачи 1. Повторение изученных ранее признаков оперного жанра и элементов оперного спектакля. Отдел оперного либретто. Что это такое?Д. (дают определение оперного либретто).
У. Отдел вокального соло. Какие виды сольных номеров в опере вы знаете?
Д. Ария, ариозо, ариетта, песня, каватина.
У. Правильно! Для чего нужны сольные номера в опере? Что слушатель может из них узнать?
Д. Сольные номера раскрывают характер действующих лиц.
У. Идем дальше. Отдел оперного ансамбля. Как переводится на русский язык слово “ансамбль”?
Д. Вместе.
У. Для чего в опере нужны ансамбли?
Д. Когда герои собираются вместе по несколько человек, их разговор передается в форме ансамбля.
У. Следующий отдел – оперный речитатив. Что такое речитатив?
Д. “Говорю нараспев”.
У. Чем отличается речитатив от арии?
Д. Нет больших, красивых мелодий. Герои бросают короткие фразы – реплики.
У. Отдел оперного хора. Для чего в опере нужен хор?
Д. Чтобы изобразить войско, толпу народа, рабочих, крестьян, иных массовых участников спектакля.
У. Еще более удивительно, зачем в опере нужен балет? Ведь танцовщики не поют.
Д. Танцы украшают оперное действие.
У. И совсем мне не понятно, какое отношение эти вещи на моем столе имеют к опере? (На столе учителя дети видят кисти, краски, сюртук, парик, грим, фонарик и даже огнетушитель.) Из какого оперного отдела все эти вещи?
Д. Это отдел оперной постановки.
У. Кто принимает участие в постановке оперного спектакля?
Д. Режиссер, художник, костюмер, осветитель и даже пожарный.
У. У меня в руках волшебная палочка. Из какого отела пришла эта гостья?
Д. Оперный оркестр.
У. Кому принадлежит эта вещь?
Д. Дирижеру.
У. Зачем оперному спектаклю нужен дирижер с дирижерской палочкой?
Д. Дирижер управляет всеми музыкантами-исполнителями: и оркестром, и певцами, и хором.
У. Зачем нужен в опере оркестр?
Д. Он аккомпанирует пению и рисует музыкой разные картины.
У. Есть у оперного оркестра и своя особая задача. В начале спектакля он исполняет увертюру, которая помогает слушателям настроиться на нужную эмоциональную “волну”.
У. А теперь нам нужно назвать главное лицо в оперном деле, без которого не будет оперы. Это композитор. Он сочиняет музыку, а музыка в опере всему начало. Недаром имя композитора ставится первым рядом с названием оперы.
У. Когда зрители приходят в оперный театр они прежде всего спешат купить театральную программку. Я тоже сегодня вам раздам такие театральные программки. (См. Приложения 1, Приложение 2) Посмотрите на них. С какой оперой мы с вами будем сегодня знакомиться?
Представление нового материала. Д. С оперой “Садко”.У. Откройте программки. Теперь узнаем самое главное – имя композитора, сочинившего эту оперу.
Д. Николай Андреевич Римский-Корсаков.
У. Посмотрите на доску. Как звучит тема нашего сегодняшнего урока?
Объявление темы урока, установление связи ее с темой четверти. Объявление ученикам задач урока и содержания предстоящей работы. Д. “СКАЗОЧНЫЙ МИР МУЗЫКИ Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА”.У. Запишите ее в тетрадь.
У. Подскажите мне, как звучит тема всей четверти? О чем мы с вами говорим на каждом уроке?
Д. “ЧТО СТАЛО БЫ С МУЗЫКОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ЛИТЕРАТУРЫ”.
У. То есть, мы сегодня должны установить, как литература повлияла на творчество композитора Н.А. Римского-Корсакова, и почему его музыку называют сказочной.
Краткие сведения о композиторе Обратим внимание на программку. Что еще сказано в ней о композиторе?Д. Читают: “Для меня мир народных преданий, сказок, былин, мир сказок А.С. Пушкина до конца жизни останется неисчерпаемым источником вдохновения”.
У. Как мы понимаем это высказывание?
Д. (обсуждение высказывания).
У. Что еще в программе сказано о композиторе Римском-Корсакове?
Д. - Н.А. Римский-Корсаков сочинил 15 опер. Из них девять созданы на сказочные сюжеты. Друзья называли его композитором-“сказочником”.
Решение образовательной задачи 2. Знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова “Садко”.
Слушание и анализ музыкального материала оперы.
Фрагмент 1.
У. Одной из любимейших опер Римского-Корсакова была опера-былина “Садко”. Много общего у композитора с его любимым героем. Оба они родом из Новгородской земли, музыканты и мореплаватели. Римский-Корсаков окончил морской корпус в Петербурге и совершил кругосветное путешествие. В своих произведениях композитор с любовью и огромным мастерством рисовал море. Вступление к опере “Садко” композитор назвал “Океан – море синее”. Как в...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2884

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340