Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Программа Талант читателя
Автор(ы): Одинцова Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы; Суханова Елена Владимировна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель программы – становление (развитие) таланта читателя, способного вступать в диалог с художником – автором и осуществлять интерпретации литературного произведения. Задачи: - Способствовать формированию общих представлений об истории книги, показать отличительные черты книг в сравнении с другими источниками информации.
- Создавать условия для формирования читательского кругозора и приобретения опыта самостоятельной читательской деятельности через развитие художественно-творческих и познавательных способностей.
- Развивать интерес к литературному творчеству на основе восприятия прочитанного.
- Выявить основные этапы формирования у школьников позиции Читателя.
- Воспитывать у детей эмоционально-эстетическую отзывчивость, духовно-нравственные ценности, развивать у них коммуникативно-речевые умения.
Основное содержание программы 1-й класс “Радостное чтение” Цель: создание положительного образа библиотеки как хранилища мудрости; формирование потребности в осознанном слушании и чтении литературного произведения. Формы проведения занятий: беседы, комментированное чтение, рисуночные тесты, иллюстрирование. Приложение 1. 2-й класс “Библиокосмическое путешествие” Цель: расширение кругозора учащихся, приобретение навыков поиска необходимой информации через активизацию читательской деятельности; усиление роли книги, библиотеки. Формы проведения занятий: беседы, составление творческих проектов, литературные игры, творческие конкурсы, библиографические игры . Приложение 2. 3-й класс “Планета “Художественная литература”” Цель: расширение кругозора через знакомство с лучшими произведениями русской и зарубежной литературы, создание нового, оригинального мира образов и чувств в ответ на прочитанное. Формы проведения занятий: исторические, фольклорные, литературные часы, творческие занятия. Приложение 3. 4-й класс “Читатели – мечтатели, мыслители, творцы” Цель: активизация читательской деятельности; усиление роли книги, библиотеки, интеллектуально – творческого чтения; развитие творческих способностей, эмоциональной отзывчивости; культуры мысли и чувства. Формы проведения занятий: исторические, фольклорные, литературные часы, творческие занятия. Приложение 4. 5–9-е классы Цель: Пробудить у ребенка-читателя эмоциональный резонанс на прочитанное, стимулировать образное видение, расширить сферу наблюдения за персонажами, проникать в мотивы их поведения, в их мысли, чувства, искать созвучие собственной душе и тем самым содействовать самоузнаванию, нравственному саморазвитию личности. Форма проведения: литературное путешествие. 5-й класс “ Литературное путешествие” Формирование читателя, которому предложен богатейший мир литературы, пути, приемы и способы общения с ним. Направленное внимание к сюжету произведения. Приложение 5. 6-й класс “Герои -подростки на страницах любимых книг” Воплощение человека на страницах произведений. Образы героев – подростков. Приложение 6. 7-й класс “Мастерская чтения” Знание родов литературы и богатства их жанров. Изучение взаимосвязей сюжет – герой, герой – жанр, сюжет – жанр. Приложение 7. 8-й класс “Время в судьбах искусств и человека” Исторический герой и историческое событие на страницах художественной литературы. Приложение 8. 9-й класс “Русской классики страницы…” Роль литературы в духовной жизни общества. Отражение жизни на страницах русской классики. Приложение 9. Ход литературного путешествия: Путешествие организовано по одному маршруту. Каждая остановка маршрута – это проверка того или иного качества восприятия по критериям, соответствующим природе чтения художественной литературы. Варианты маршрута: - Залив созерцания (проверка образного мышления ребенка).
Как представляет ребенок тот или иной эпизод? Какие картины предстают перед его глазами? Какие звуки? Какие запахи? Что и кто бы нарисовал, если бы он был художником? - Бухта радости и светлой печали (проверка эмоционального резонанса читателя).
Какой момент в книге показался наиболее светлым и радостным? Что вызвало улыбку или смех? Какой момент заставил загрустить? - Мыс проникновения (проверка способности читателя проникать во внутренний мир персонажа и авторский подтекст).
Объясните, почему персонаж действовал так, а не иначе, почему у него возникли такие мысли и чувства, а не другие? Что скрыто за словами персонажа? Каким вам видится автор произведения? Как он относится к своим персонажам? Разделяете ли вы его отношение? - Айсберг (проверка умения читателя чувствовать подтекст произведения...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1373
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|